Производные признаки государства
Основные компоненты, определяющие государственный суверенитет, обусловливают также производные признаки государства. К производным относятся следующие признаки государства, отличающие его от социальной власти родового строя, партийной власти, власти других корпораций;
1) предметы ведения и полномочия институтов центральной власти, которыми она наделяется для осуществления внутреннего государственного управления и представления интересов на международной арене.
2) наличие публично-принудительного материального придатка власти – аппарата управления и принуждения – чиновники, армия, полиция, служба безопасности, пограничная служба, а также пенитенциарные учреждения, через которые реализуется монополия государства на легальное применение властно-институционального принуждения вплоть до применения физической силы и возможности лишить граждан свободы и даже жизни;
3) система налогов, таможенных пошлин и сборов, денежных займов, необходимых для проведения определенной политики перераспределения доходов, охраны национальной экономики, социального обеспечения и социальной защиты населения, содержания бюджетных работников и государственного аппарата;
4) наличие делимитированной и демаркированной государственной границы для охраны интересов государства, а также внутреннего административно-территориального деления, необходимого для управления территориями и регулирования деятельности людей;
5) существования государственной правовой системы (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.);
6) государственные символы – официальные, закрепленные законом и признанные мировым сообществом образы (логотипы): самоназвание государства, государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, государственные праздники, столица государства;
7) государственный язык (языки), на котором в основном общаются люди, осуществляется государственное управление, публикуются правовые нормативные акты, составляются внутренние и международные договоры, ведется судопроизводство и документооборот.
Производные признаки все-таки не являются второстепенными. Они могут приобретать особое значение для оформления государства, его правления, устройства, политического режима. Так бывает, когда материальный придаток государства (публично-принудительная власть) приобретает огромное значение, особенно в периоды войн, смут.
Для некоторых государств, отличающихся обширной территорией, в качестве такового (имеющего особое значение) производного признака может выступать транспортная система («пути сообщения»). Для восточных славян «путь из варяг в греки» стал одной из основ связи племен и народов, создания впоследствии русского государства. Или для царской России, СССР и современной России – сеть железных дорог, позволившая связать огромные труднодоступные территории, обеспечить их заселенность, разработку месторождений полезных ископаемых, хозяйственный обмен, без чего государство не смогло бы закрепиться в территориальном пространстве на суше и море.
Аналогичное значение имеют дороги, особенно автомобильные, для государства Чили, протянувшегося длинной и узкой полосой вдоль побережья Тихого океана более, чем на 5 тыс. км. В свое время для Британской колониальной империи, соединявшей множество территорий, разбросанных на материках и островах, мощный морской флот стал одной из основ государственного могущества и поддержания своего суверенитета.