Особенности противодействия созданию фирм-однодневок в целях совершения преступлений
Научный руководитель: д-р юрид. наук, проф. Головин А.Ю.
Тульский государственный университет
Одним из важнейших направлений в налоговой политике российских государственных структур является борьба с фиктивными компаниями, так называемыми «фирмами-однодневками». Активное участие в этой борьбе принимают органы МВД России. Фирмы-однодневки зачастую создаются для облегчения совершения целого ряда преступлений, непосредственно связанных с движением безналичных денежных средств и их обналичиванием. Среди них различные формы хищения, легализация преступных доходов, уклонение от уплаты налогов, фиктивное банкротство и т. д. Согласно исследованию журналиста «Российской газеты» Е. Кукол, экспертные оценки подтверждают, что более половины всех юридических лиц, зарегистрированных в России, по формальным признакам можно отнести к фирмам-однодневкам.
Как показывает практика, наиболее уязвимыми для теневого оборота являются сферы жилищно-коммунального хозяйства, оборонного, топливно-энергетического и строительного комплексов. За последние годы эти компании «обросли» фирмами-однодневками. Масштабность распространения данного преступления, а также значимость вышеуказанных сфер для экономики страны «кричат» о необходимости повышения эффективности борьбы с фирмами-однодневками.
Среди основных факторов, способствующих созданию фирм-однодневок, следует выделить несовершенство российского законодательства о регистрации юридических лиц, отсутствие единых баз данных государственных органов, коррупционные проявления, а также слабую защиту персональных данных.
Говоря о несовершенстве законодательства, в первую очередь следует обратиться к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Анализ данного нормативно-правового акта свидетельствует о том, что им не предусмотрено предоставление в регистрирующий орган документов, подтверждающих местонахождение регистрируемого юридического лица. Как представляется, отсутствие такого требования дает возможность учредителям указывать любое местонахождение, что способствует осложнению поиска данного юридического лица и его органов управления в случае необходимости, в том числе при работе правоохранительных органов. Следует отметить, что федеральная налоговая служба все же ввела в свою практику требование о предоставлении заявителем документов, подтверждающих право на помещение, указанное учредителем в качестве юридического адреса. Однако данная практика в полной мере не регламентирована законодательно, что, как следствие, вызывает недовольство предпринимателей.
Недостаточная защищенность персональных данных в государственных органах и учреждениях также способствует беспрепятственному образованию фирм-однодневок. Персональные данные граждан на протяжении длительного времени рассматривались исключительно как необходимый для осуществления государственной управленческой деятельности информационный ресурс, в результате чего бесконтрольно накапливались у многочисленных операторов. Отсутствие контроля за использованием персональных данных, а также специальных мер юридической ответственности повлекли за собой формирование теневого рынка, где можно приобрести для незаконных целей базы персональных данных.
Ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук, Р. В. Журбин в одной из своих научных статей писал, что 24,8% опрошенных прокурорских работников указали на недостатки в деятельности правоохранительных органов по выявлению указанных преступлений, как на основной фактор, снижающий эффективность механизма противодействия использованию фирм-однодневок для совершения противоправных действий (ст. ст. 173.1, 173.2 УК РФ).
Как представляется, правоохранительная практика по применению ст. ст. 173.1, 173.2 УК РФ еще недостаточно наработана, в связи с чем необходимо совершенствование методики выявления и расследования данной категории преступлений.
Как правило, появление на рынке фирмы-однодневки выявляется правоохранительными органами спустя значительный промежуток времени в ходе расследования преступления, совершенного с ее использованием, что препятствует установлению лиц, причастных к совершению преступления. Выявление преступлений данной категории непосредственно на этапе создания фирмы-однодневки практически не осуществляется. Учитывая особенности выявления указанных преступлений, требуется существенное усиление оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов в данном направлении.
По нашему мнению, профилактика создания фирм-однодневок должна включать комплекс правовых и организационных мер, направленных прежде всего на предупреждение регистрации таких фирм, использование утерянных или похищенных документов. Исходя из этого представляется целесообразным внесение изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части предоставления Федеральной налоговой службе полномочий по проведению проверки достоверности представляемых сведений для регистрации юридического лица.
Газаев З.Б.