Предмет и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности
Научный руководитель: канд. юрид. наук Аристархова Т.А.
Тульский государственный университет
По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов предпринимательской деятельности и прилагаемых к нему документов, не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения в соответствии с Законом от 26 декабря 2008 года № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Неоднозначным представляется полномочие прокуратуры по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. В соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Абсолютно нехарактерным для надзора за исполнением законов будет в этом случае такое средство реагирования, как исключение из сводного плана проведения плановых проверок пунктов проектов планов, представленных органами контроля, не соответствующих требованиям законодательства. В данном же случае нет информации о фактах нарушения закона, и даже нельзя сказать, что есть сведения о готовящихся правонарушениях, поскольку контролирующие органы представляют в прокуратуру лишь предложения о проведении плановых проверок, законность которых и предлагается проверять. Надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности должен рассматриваться либо как новая подфункция (направление) деятельности, либо, возможно, как новая функция прокуратуры. Комплексное правовое регулирование надзора за соблюдением прав предпринимателей будет способствовать повышению эффективности защиты их прав, что немаловажно в современных условиях. Необходима законодательная корректировка деятельности прокуратуры либо в виде выделения данного вида деятельности, либо в виде соответствующих дополнений в Закон о прокуратуре в имеющиеся направления деятельности.
Алганими Ф.Х.
ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ
Научный руководитель: канд. юрид. наук Дяблова Ю.Л.
Тульский государственный университет
Понятие «международный терроризм» было введено в оборот в 70-е годы XX в., а начиная с 1996 г. термин «терроризм», несмотря на свою правовую неопределенность, начал широко употребляться в официальных международно-правовых документах ООН.
Одним из основных условий повышения результативности борьбы с международным терроризмом является оперативное проникновение в террористические структуры, получение упреждающей информации об их планах по совершению террористических актов, деятельности по распространению идеологии терроризма и экстремизма, об источниках и каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, иными средствами для осуществления террористической деятельности. Условием эффективной организации борьбы с международным терроризмом является заблаговременная подготовка сил и средств субъектов противодействия терроризму к пресечению террористического акта в ходе командно-штабных, тактико-специальных, оперативно-тактических учений, организуемых оперативными штабами на федеральном и региональном уровнях. Государства призваны осуществлять меры противодействия террористическим актам строго в соответствии с нормами международного права, в том числе с международными стандартами по правам человека и международным гуманитарным правом, соблюдая при этом требования законности проведения антитеррористических мер и исключая всякий произвол.
Анучина К. И.
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В СФЕРЕ СОБЛЮДЕНИЯ РАЗУМНЫХ СРОКОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
Научный руководитель: канд. юрид. наук Дяблова Ю. Л.
Тульский государственный университет
Актуальность данной темы заключается в соблюдении прав человека и гражданина (подозреваемого, обвиняемого), в отношении которого осуществляется уголовное преследование и содержащегося под стражей.
В последнее время проблема разумности сроков предварительного следствия стоит особенно остро, поскольку зачастую органами предварительного следствия сроки расследования уголовных дел необоснованно затягиваются.
В соответствии сост. 162 УПК РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.03.2016), предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.
В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. Так же для соблюдения разумных сроков предварительного следствия, законодателем установлены условия продления сроков следствия.
Решением указанной проблемы в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015), является осуществление прокурором надзора за соблюдением разумных сроков следствия, который реализуется путем истребования прокурором уголовного дела, особенно с большими сроками следствия, изучения их, выявления необоснованных продлений сроков предварительного следствия, принятия меры прокурорского реагирования, по соблюдению законодательства (направление представлений, информаций в орган предварительного следствия, требований об устранении нарушений федерального законодательства с указанием о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности лиц допустивших указанные нарушения).
Таким образом, своевременное принятие прокурором мер реагирования, позволит предотвратить в дальнейшем нарушение сроков предварительного расследования по уголовным делам, обеспечит надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Бадоян С.М.