Аспекты межрегионального экономического неравенства россии

Научный руководитель: д-р экон. наук, проф. Иватанова Н.П.

Тульский государственный университет

В настоящее время в российской экономике остро стоит проблема межрегиональной дифференциации.

В рамках данного вопроса в 2015 году журнал РБК провел исследование, составив рейтинг из 500 крупнейших компаний России, по итогам которого можно сделать вывод о том, что большинство офисов крупнейших компаний находятся в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге (78,5 % и 11 % соответственно), и только 6,7 % офисов приходится на города в других регионах. Это свидетельствует о сильной концентрации управляющих структур в городах федерального значения [2].

На степень развитости региона также оказывает большое влияние минерально-сырьевые ресурсы. С целью исследования данной зависимости регионы РФ были выделены в отдельные группы. Отобрано 25 сырьевых регионов, в развитии которых особую роль играют минерально-сырьевые ресурсы. В качестве критерия деления на группы использовалась пропорциональная зависимость объемов валовой стоимости от объемов по добыче полезных ископаемых и степени развитости производств по обработке в субъектах. В том случае, если в течение последних нескольких лет вклад в ВРП рассматриваемой отрасли в регионе был более 50 % от доли обрабатывающей промышленности, то данный субъект был отнесен к группе сырьевых регионов, в обратном случае – к регионам с диверсифицированной структурой экономики. Последующее деление субъектов РФ на нефтегазовые и прочие сырьевые было выполнено на основе данных об объемах добычи отдельных видов ресурсов.

Регрессионный анализ, проведенный по всем регионам и по отдельным группам показал, что, несмотря на ожидания, ростдушевого ВРП вызывает неравенство доходов в России [1].

Следовательно, требуется разработка новых подходов к управлению «сглаживанием» межрегиональных различий в экономической деятельности субъектов Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1.Информационные статистические материалы о социально-экономическом положении регионов Российской Федерации (ежеквартально). URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/

2. Журнал РБК от 10.2015. URL:http://jurnal.com.ua/brand/rbk/

Индан А.А.

Конкуренция как наиболее эффективный метод экономического контроля

Научный руководитель: канд. техн. наукк, доц. Орлов С.Ю.

Тульский государственный университет

В условиях рынка подход к управлению конкурентоспособностью основывается на гибком сочетании методов рыночного регулирования, на формировании и регулировании деятельности рыночных хозяйствующих субъектов как открытых систем. Необходимым элементом рыночного хозяйствования является система управления конкурентоспособностью продукции на макро- и микроуровне.

В условиях конкурентного рынка внешний контроль каждой хозяйственной единицы производится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Конкуренция является важнейшей динамичной силой, постоянно толкающей производителя на сокращение издержек производства и снижение цен, на увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение качества продукции.

Рыночный фактор служит действенным средством, заставляющим производить товары требуемого в конкретный момент уровня качества, оказывает мощное воздействие на конкретные экономические, организационно-управленческие и контрольные функции изготовителей. Развитие рынка и повышение его требований к товарам, усиление на нем роли покупателей – все это заставляет совершенствовать формы и методы решения проблемы конкурентоспособности [1, с.68].

Изучая ценовую конкуренцию на рынке, характеризующуюся таким способом конкурентной борьбы как снижение цены, можно прийти к выводу о том, что данный вид конкуренции теряет свою значимость на современном этапе развития рынка. На лидирующую позицию выходит неценовая конкуренция, когда товар совершенствуется в области надежности, дизайна, комфорта, особое внимание при этом уделяется цене потребления, т.е. отношение к показателю качества кардинально меняется. Ценовая конкуренция постоянно уступает соперничеству в качестве предлагаемой продукции.

Важными по значимости факторами воздействия на конкуренцию являются: разработка и выпуск новых изделий, комплексное исследование рынка, организация работы торгового аппарата, реклама и стимулирование сбыта, усовершенствование выпускаемой продукции, политика цен, совершенствование организационной структуры управления.

Таким образом, конкуренция является одним из важнейших, экономичных и эффективных методов экономического контроля, способствующих реорганизации, совершенствованию и развитию рынка в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронов А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции. М.: Экономика, 2003, 247 с.

Каменева Д.Ю.

Наши рекомендации