Перспективы закрепления в россии права

НА ДОСТУП К СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Тульский государственный университет

На уровне федеральных органов власти обсуждается вопрос о закреплении права граждан на доступ к услугам связи как средство реализации конституционного права на доступ к информации. Закрепление данной гарантии, по мнению Минкомсвязи России, должно решить ряд проблем практического характера: доступу операторов связи в общие помещения многоквартирных домов для установки соответствующего оборудования и введение обязанности органов власти и местного самоуправления обеспечивать реализацию права на доступ к услугам связи, застройщиков – оснастить дома инфраструктурой для размещения оборудования, а управляющие организации – сотрудничать с операторами, имеющими договоры с жильцами [1, с.10].

Правовая новация, предлагаемая Минкомсвязи России, безусловно, несет в себе положительный импульс для развития рынка услуг связи, но одновременно вступает в противоречие с принципами гражданского права, например, принципом совместного распоряжения совместной собственностью, свободы договора и т.д.

Значение сети Интернет заключается в том, что в отличие от любой другой среды, она дает людям возможность искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода мгновенно и без существенных затрат. Тем самым Интернет значительно расширяет возможности людей пользоваться своим правом на свободу мнений и их свободное выражение, которое является катализатором других прав человека. В Докладе о реализации и защите права человек на свободу убеждений и на их свободное выражение специального докладчика ООН Франк ЛеРуа (семнадцатое регулярное заседание Совета по правам человека в Женеве, 30 Мая – 17 Июня 2011 года) (далее – Доклад) подробно рассмотрено влияние права на доступ к сети Интернет на право человека на информацию [2]. Анализ Доклада позволяет сделать вывод, что само по себе использование информационно-телекоммуникационной сети не может являться правом человека, а выступает лишь одним из наиболее удобных технологичных способов его реализации. Отсутствие доступа к сети Интернет в развивающихся странах не может трактоваться как нарушение прав человека на свободу выражения мнения. Иное толкование Доклада нашло отражение в некоторых источниках, заявивших о рекомендации со стороны ООН закрепить право на доступ к сети Интернет в качестве права человека [3]. Подобная интерпретация ошибочна, о чем заявлено на совещании группы экспертов ООН по вопросам построения инклюзивного общества и развития путем содействия доступности ИКТ «Новые вопросы и тенденции» (Ниппон, Токио, Япония, 19 –21 Апреля 2012) рекомендации государствам уделять первоочередное внимание обеспечению всеобщего доступа к сети Интернет неверно истолковано как, признание доступа к сети Интернет правом человека со стороны ООН [4]. Экспертами ООН на указанном совещании высказано мнение, что свобода выражения мнений в сети Интернет должна быть обеспечена как в любом средстве массовой информации.

Как справедливо отметил вице-президент корпорации Google, Интернет технологии способствуют реализации прав человека, а не являются самостоятельным правом, а свобода слова и свобода доступа к информации не обязательно привязаны к какой-либо конкретной технологии в каждый конкретный момент времени [5]. Развитие существующих общественных отношений в сети Интернет, позволяет утверждать, что дискуссия о закреплении права доступа к сети Интернет как гарантии конституционного права граждан на информацию не является в настоящее время ключевой проблемой рассматриваемых правоотношений. На взгляд автора, значение способа получения доступа к сети Интернет для реализации конституционных прав человека нивелируется более фундаментальной проблемой – соблюдением прав человека в сети Интернет. Для чего следует прислушаться к экспертам, предлагающим совершенствовать механизм правовой ответственности создателей информационных технологий [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашова А., Геращенко Е. Доступ к интернету закрепляют в Конституции // Коммерсантъ. № 17 от 03.02.2016.

2. Report of the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression, Frank La Rue. URL: http://www2.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/docs/17session/A.HRC.17.27_en.pdf (доступнона 31.03.2016).

3. Nathan Olivarez-Giles, «United Nations report: Internet access is a human right» // Los Angeles Times, 3 June 2011.] URL: http://latimesblogs.latimes.com/technology/2011/06/united-nations-report-internet-access-is-a-human-right.html (доступнона 31.03.2016).

4. United Nations Expert Group Meeting on Building Inclusive Society and Development through Promoting ICT Accessibility: Emerging Issues and Trends - (Venue: The Nippon Foundation, Tokyo, Japan Time: 19-21 April 2012). URL: http://www.un.org/disabilities/documents/egms/ egm2012_accessibility_resource_paper.doc (доступнона 31.03.2016).

5. Vinton G. Cerf. Internet Access Is Not a Human Right // New York Times, 4 January 2012. URL: http://www.nytimes.com/2012/01/05/ opinion/internet-access-is-not-a-human-right.html (доступнона 31.03.2016).

6. Vint Cerf of Google on Internet rights – interview // Christian Science Monitor, 8 March 2012. URL: http://www.csmonitor.com/Commentary/Global-Viewpoint/2012/0308/Vint-Cerf-of-Google-on-Internet-rights-interview (доступнона 31.03.2016).

Жук В. А.

Наши рекомендации