В уголовном кодексе вьетнама 2015 года
Научный руководитель: канд. юрид. наук, доц. Скоропупов Ю.И.
Тульский государственный университет
Понятие преступления является ключевой, центральной категорией уголовного права. Содержание понятия «преступление» было «ясно выразить классовую природу, социальные и политические характеристики, а также правовые характеристики уголовного права».
Статья 8 Уголовного кодекса Социалистического Республики Вьетнама (СРВ) 2015 года определяет, что: «Преступление есть общественно опасное деяние, предусмотрено в Уголовном кодексе, совершается вменяемым физическим лицом или юридическим лицом в форме умысла или неосторожности в целях нарушения независимости, суверенитета, единства и территориальной целостности отечества, нарушения политического строя, экономического строя, культуры, обороны, безопасности, общественного порядка, прав и законных интересов организаций и посягательства на жизнь, здоровье, честь, достоинство, свободу, права собственности и других законных интересов граждан и других областях социалистического правопорядка «.
Можно утвердить, что все элементы состава преступления объединено содержатся в ст.8 УК СРВ.
Объективная и субъективная сторона преступления, заключающие в понятии преступления УК СРВ, такие как в ст. 14 УК РФ, «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Согласно ст. 19 УК РФ «Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом». Однако субъект преступления в УК СРВ – вменяемое физическое лицо или юридическое лицо. Это одно из важнейших изменений УК СРВ 2015 в целях радикально предотвращения нарушения интересов государства, прав и законных интересов организаций и граждан, в основном сосредоточены в таких сферах, как в охране окружающей среды, производстве и управлении экономической деятельности. Помимо этого, объект преступления в УК СРВ представляет собой, прежде всего, целостности отечества, интересы организаций, потом права и интересов граждан. Наоборот, свобода и права человека и гражданина, предусмотренные ст. 2 УК РФ, являются главным приоритетом, соответствующим с ст. 2 Конституции РФ.
Таким образом, в основном, понятие «преступление» в УК СРВ относительно тожественное с понятием «преступление» в УК РФ, но в соответствие с УК СРВ 2015 признается, что юридическое лицо также является субъектом преступления в соответствии с ст.8 УК СРВ 2015.
Ляпина Е.В.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ
Научный руководитель: канд. юрид. наук, доц. Скоропупов Ю.И.
Тульский государственный университет
Взяточничество является одним из элементов коррупции, получившее в последние годы обширное распространение на территории РФ. Коррупция в России представляет собой систему отношений, которая охватывает все сферы общества, и ведет ко многим отрицательным последствиям.
УК РФ 1996 г. в первоначальной редакции не содержал отдельной статьи, направленной против посредничества во взяточничестве, что образовывало некоторые трудности у правоприменителя. Однако относительно новой статьи уже развернулись дискуссии в научных кругах.
Первоначальный опыт применения ст. 291.1 УК РФ выявил определенные проблемы, с которыми сталкиваются правоохранительные и судебные органы в практике привлечения к ответственности посредника во взяточничестве и назначении ему наказания.
Основная проблема заключается в том, что согласно ч. 1 ст. 291.1 УК РФ посредничество во взяточничестве является преступным только в том случае, когда речь идет о взятке в значительном размере. Согласно примечанию к ст. 290 УК РФ под взяткой в значительном размере понимается «сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, превышающая 25 тыс. руб». В связи с этим возникает вопрос, как следует квалифицировать действия лица, которые выразились в передаче взятки или в совершении иных действий, направленных на способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении соглашения между ними о получении и даче взятки в размере менее 25 тыс. руб.?
Д. Гарбатович считает, что «при не достижении значительного размера взятки уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве в соответствии со ст. 291.1 УК РФ исключается за отсутствием состава преступления». Однако действия посредника подлежат квалификации как соучастие в получении или даче взятки.
Противоположную точку зрения имеют Т.И. Розовская и Д.В. Пешков, которые считают, что «непосредственная передача взятки наказуема в уголовно-правовом смысле независимо от ее суммы». Именно поэтому данные авторы не согласны с позицией тех ученых, которые считают, что ответственность по ст. 291.1 УК РФ возможна лишь за посредничество в значительном размере.
Таким образом, затронутая проблема остается актуальной в настоящее время, и при не достижении значительного размера взятки уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве исключается за отсутствием состава преступления.
Митюшин С.С.