Образ перуна в славянском язычестве
Научный руководитель: д-р ист. наук, проф. Самарцева Е.И.
Тульский государственный университет
После крещения Руси, язычество старательно искоренялось, хоть народная память и хранила «обрывки знаний». Книги, написанные церковными авторами, подчеркивали те черты, которыми оно отличалось от христианства. Не допускалось даже называть имена языческих богов, поэтому упоминаний сохранилось так мало. Изображения идолов на миниатюрах было все менее походившим «на правду», все более аллегорическим
Образ Перуна был воссоздан по белорусским преданиям. «Это высокий старик, черноволосый, с бородой, за что его зовут также Дедом». В правой руке у него лук, а в левой колчан со стрелами, которые, пущенные с молниями, убивают людей и создают пожары. Мнение о его могуществе привело к тому, что его деревом стал считаться дуб, а убеждения о грозном характере бога и его силе привели к тому, что он не только оказался во главе пантеона, но в некоторых местах ему стали приписывать «функции» бога войны. Христианизация наложила свой отпечаток на представления людей о Перуне: память о нем ослабла, он представлялся уже кем-то вроде черта [1, с. 84].
Теория о том, что «Перун – это славянская копия нормандского Тора также была небезосновательна, ведь варягов, которых некоторые славянофилы считали западными славянами, можно трактовать как норманнов, скандинавских германцев. Причем с точки зрения Л.С. Клейна, такая трактовка более реалистична. Однако, эта гипотеза была опровергнута, так как Тор не был главным богом у германцев, да и «популярен» он был скорее у простолюдинов, тогда как в славянские земли двигались викинги, которые чтили Одина. К тому же, опираясь на такую теорию, невозможно объяснить появление Перуна у южных и западных славян.
В работе 30-х годов ленинградского ученого А.И. Никифорова, так и оставшейся неоконченной и ненапечатанной, присутствуют доказательства того, что славянские боги были исконно славянскими, а не заимствованными, и что система национальных русских божеств не менее разнообразна, чем, например, германская (или индийская, или другая античная) [2, с.65].
После принятия христианства Перун был «заменен» Святым Ильей (Ильей-пророком). Впрочем, этот святой ассоциировался с Громовержцем еще за довольно долгое время до крещения. Причем у некоторых других народов замена произошла настолько полно, что даже имя старого бога было забыто.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества. СПб., 2004.
2. Шеппинг Д. Мифы славянского язычества. М., 1849.
Дранишникова А.А.
ГОЛОС ЭПОХИ
Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Дранишников А.А.
Тульский государственный университет
Голос диктора Ю.Б. Левитана по праву можно считать голосом эпохи, которая ушла вместе с СССР. Его любили советские люди и ненавидели враги.
Родился Ю.Б. Левитан в 1914 году в городе Владимире в рабочей семье. Он хотел быть актёром или оперным певцом. Не поступив в кинотехникум, Юрий Левитан, будучи человеком упрямым и настойчивым, не опустил руки. Знаменитый актёр МХАТа Василий Качалов обратил на него внимание и дал рекомендацию, благодаря которой тот был принят на должность стажёра в Радиокомитет. Он усиленно работал над дикцией, выполнял все необходимые упражнения, иногда читал тексты, даже стоя на голове. Его занятия порой длились по 10 часов в сутки. К своим 19 годам он стал настоящим профессионалом.
В ночь на 26 января 1934 года судьба Ю.Б. Левитана мгновенно изменилась. В позднем эфире он читал тексты из газеты «Правда». В ту знаменательную ночь И.В. Сталин работал в своём кабинете. Он включил радио и услышал мощный, раскатистый голос неизвестного диктора, который прекрасно прочёл статью из газеты. Сталин тут же позвонил в Радиокомитет и передал указание, чтобы этот «голос» читал доклад, подготовленный к XVII съезду ВКП(б). Никому не известный дебютант стал диктором СССР под № 1. С 1934 года не было ни одного доклада И.В. Сталина, В.М. Молотова, К.Е. Ворошилова, Л.М. Кагановича, материалов съездов партии, сессий Верховного Совета, которые бы читал кто-то, кроме Ю.Б. Левитана.
Утром 22 июня 1941 года Юрия Борисовича Левитана почему-то срочно вызвали на работу… На протяжении четырёх лет войны советские люди слышали этот ровный, чёткий, торжественный голос. И миллионы людей ждали его, ведь он всегда вселял надежду на победу. Голос Левитана был для гитлеровцев как кость в горле: сам А. Гитлер называл его врагом №1. За годы войны Ю.Б. Левитан прочитал более 120 экстренных сообщений и 2 тысячи фронтовых сводок [1, с.27]. Выпала ему честь читать и Акт о безоговорочной капитуляции Германии.
В жизни Ю.Б. Левитана было немало трудностей. Имел много учеников, передавал им своё дикторское мастерство, помогал советами. С 1950-х годов Ю.Б. Левитан читал важнейшие политические документы, вёл репортажи с Красной площади, из Кремлёвского Дворца съездов, озвучивал фильмы. С 1970-х годов он мало выходил в эфир – новое руководство страны считало, что его голос больше ассоциируется с тревожными событиями. Вёл военно-патриотическую работу, часто ездил по местам боевой славы. В одной из таких поездок, связанной с 40-летием победы на Курской дуге, он и скончался – это случилось в августе 1983 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волынский В. Диктор всея Руси // Загадки истории. 2016. № 10. 40с.
Евдокимова А.А.