Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье
Научный руководитель: канд. психол. наук, доц. Панферова О.В.
Тульский государственный университет
Семья является одним из важнейших институтов общества, системой, в которой функционирует субъект. Данную систему, можно охарактеризовать как: союз мужчины и женщины, вступление в официальные брачные отношения, совместное проживание, ведение домашнего хозяйства, а также - эмоциональная близость и стремление к рождению и воспитанию будущего поколения. Семья не статична, она меняется не только из-за социальных, политических, экономических факторов, но и под воздействием внутренних процессов [1, с. 38].
Многодетной называется семья, в состав которой входят трое и более детей, не достигших совершеннолетнего возраста. К специфическим особенностям многодетной семьи можно отнести не столько ограниченность такой среды, сколько то важнейшее обстоятельство, что происходит активное взаимодействие детей с данной средой. Дети приобретают здесь свои первые социальные навыки и опыт, а также переживают эмоциональную связь с образующими ее членами.
Степенью развития ребенка, его увлечениями и стремлениями, а также отправными возможностями можно в большей степени охарактеризовать показатель жизнедеятельности многодетных семей [2, с. 59].
В различных исследованиях, тема которых посвящена процессу когнитивного развития детей в семье, ученые рассматривают как формальные характеристики семьи, так и делают акцент на ее размер и порядковый номер рождения конкретного ребенка. Особенность влияния размера семьи заключается в том, что с прибавлением числа детей снижается уровень их интеллектуального развития. Этот факт наблюдается в семьях независимо от возраста детей, национальной принадлежности родителей, типа местности, где они проживают (сельские или городские районы), а также независимо от используемых тестов интеллекта [1, с. 68].
Большинство исследователей считают порядковый номер рождения ребенка самостоятельным фактором, который влияет на когнитивные характеристики детей. Результатом очередности рождения является то, что с увеличением порядкового номера снижаются интеллектуальные показатели. Однако исключением является последний ребенок, который часто может иметь результаты лучшие, чем у предшествующих детей [2, с. 75].
В связи с этим возможно возникновение некоторых проблем или особенностей социализации, которые связаны с тем, что дети могут чувствовать себя недостаточно уверенно или вовсе – отделенными от других. В случае необходимости взаимодействия со сверстниками такие дети могут испытывать тревогу, фрустрации, страх. Истоком таких реакций является то, они не получают от общения то, что привыкли иметь внутри семьи.
Часто процессы социализации сопровождаются нарастающей тревогой, ведь привычные схемы взаимодействия могут не работать. Положительным моментом можно назвать низкий уровень эгоцентризма ребенка из многодетной семьи, по сравнению с единственным. С одной стороны, это позволяет избежать безысходности на пути к достижению лидерских позиций, с другой – единственные дети чаще имеют высокий социальный статус в среде сверстников [3, с. 362].
Цель исследования – выявить когнитивные и личностные характеристики детей из многодетных семей.
Предмет исследования – когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье.
Объект исследования – когнитивные и личностные характеристики.
Теоретико-методологическое основание исследования:
1) принцип системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин);
2) принцип единства биологического и социального в развитии человека, принцип обусловленности развития человека как «внешними причинами», так и «внутренними условиями» (С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.);
3) принцип генотип- средовой детерминации психических особенностей человека (Р.Пломин, И.В. Равич-Щербо, М.С. Егорова);
4) принцип развития в общении и совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками (Л.С.Выготский, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Ж. Пиаже), представление об обусловленности психологических особенностей ребенка параметрами конфигурации семьи (А. Анастази, Р. Зайонц, И.В. Равич-Щербо, Т.А.Думитрашку, Т.Н. Андреева).
Гипотеза исследования: личностные особенности детей из многодетных семей обладают рядом отличий по сравнению с детьми из малодетных семей.
Выборку составили 60 человек, 30 из которых дети из многодетных семей, 30 из однодетных семей, в возрастном диапазоне 15 – 17 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб.пособие. СПб.: Речь, 2009. С. 58 –95.
2. Ачильдиева Е.Ф. Синельников А.В. Многодетная семья в современной России. М.: Академия, 2010. 334 с.
3. Егорова М.С. Зырянова Н.М. Генотип. Среда. Развитие. М.: ОГИ, 2008. С. 351 – 376 с.
Чан ТхиТху Ханг
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ
Научный руководитель: канд. психол. наук, доц. Фельдман И.Л.
Тульский государственный университет
С каждым годом все больше иностранных учащихся приезжает в Россию для получения высшего образования и каждый иностранный студент объективно проходит процесс адаптации. В данной работе нам хотелось бы разобрать проблему адаптации приезжих иностранных студентов во время учебы, раскрыть, с какими трудностями они могут сталкиваться в процессе обучения.
Во-первых, студент попадает в несвойственную ему микро- и макросреду, он мало информирован о политической, экономической и социальной системах, о культурных традициях, о нормах и обычаях этой страны.
В первые несколько недель после приезда в новую страну особое напряжение испытывают студенты из материально плохо обеспеченных семей и те, кто привык к чрезмерной опеке со стороны родителей. Они находятся в состоянии стресса: жалуются на потерю аппетита, усталость, вялость, бессонницу, плохое настроение и раздражительность.
Трудности возникают при покупке вещей или продуктов питания. Лишь при помощи жестов, мимики и отдельных фраз иностранные студенты могут первое время объясняться с русскими людьми.
Смена климата также является сильным раздражителем для человека, она может вызвать расстройство сна, головную боль, повышение кровяного давления могут вызвать плохое настроение и дискомфорт.
Одним из важных аспектов адаптации студентов-иностранцев к обучению является понимание новой системы образования. Учащимся приходится адаптироваться не только к кардинальным изменениям во всех сферах жизни на новом месте, но и к учебной ситуации: многообразие образовательных учреждений с различной направленностью, наличие разных программ и учебников, чрезмерные учебные нагрузки, незнакомый коллектив и т. д.
Большинство преподавателей помогают студентам-иностранцам решать их проблемы, поддерживают их в учебе (объясняют подробно задания на английском языке, разрешают сдавать зачеты на английском, психологически поддерживают). Высокий уровень адаптации определяется тем, что студент уже в первые месяцы положительно относится к предъявляемым требованиям; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; прилежен, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к учебной и внеучебной работе; общается с однокурсниками и другими ребятами; занимает благоприятное статусное положение в учебном коллективе.
Чуева Н.А.