Теоретические особенности исследования проблемы самопознания личности молодых и взрослых людей

Научный руководитель: канд. психол. наук, доц. Фельдман И.Л.

Тульский государственный университет

Современное общество ставит собственные высокие планки «требуемых» от человека достижений: здоровое тело, гармоничность личности, востребованная профессия, достойная и престижная работа, счастливая семья и гармоничные отношения в ней, материальное благополучие, социальная ответственность и т.п. Однако личности бывает достаточно трудно сориентироваться в путях достижения всех этих благ, тем более, что современный уровень общественного развития предоставляет человеку возможность как развиваться, так и деградировать. В итоге возникает ситуация, когда в мире, помимо всего прочего наполненном непреходящими кризисами различных форматов (экономическими, политическими, экологическими, демографическими, духовно-религиозными и т.п.), человек оказывается в ситуации перманентной неопределенности и неуверенности в себе и своем будущем.

Необходимым условием обретения внутренней опоры для решения личностных и социальных проблем для человека становится процесс самопознания, позволяющий личности определить ее сущность, возможности, задать внутреннее направление развития с целью достижения жизненных целей. Различные авторы предлагают собственные определения термина самопознание. Представим некоторые из них. Так, И.Л. Фельдман в своей статье приводит собственное определение самопознания: «Самопознание – это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире» [3, с. 206]. Е.М. Боброва имеет иное определение данного понятия: «Самопознание – сложный, многоуровневый процесс познания себя как субъекта деятельности и общения, построение и коррекция образа Я, наполнение содержанием самосознания личности» [4, с. 351].

В настоящее время исследованию проблемы самопознания в психологии посвящено большое количество работ известных авторов. Н.В. Рукавишникова в своей диссертации указывает, что наряду с фундаментальными работами теоретико-методологического плана (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова и др.), существуют исследования, касающиеся конкретно-практических аспектов данной проблемы (М.И. Боришевский, В.Н. Козиев, И.С. Кон, В.В. Столин и др.) Достаточно разработанными являются вопросы генезиса самопознания в процессе развития личности (Л.И. Божович, И.И. Чеснокова, М.И. Лисина), проблема источников, приемов и психологических механизмов самопознания (В.В. Столин) [2, с. 4].

Многие авторы, опираясь на результаты собственных исследований и данных, представленных их коллегами-психологами, приводят свои концепции понимания сущности самопознания. В этих концепциях ученые тесно связывают самопознание с такими терминами как «самосознание», «самооценка», «самоанализ», «самосовершенствование», «самоактуализация» и др. Например, в соответствии с концепцией представителя гуманистической психологии К. Роджерса, самопознание даёт человеку способность к личностному росту, самосовершенствованию, самоактуализации, что является необходимым условием достижения полноты жизни, ощущения радости жизни, осознания смысла жизни [1, с. 49].

Следует отметить, что существует разная насыщенность самопознания на различных этапах жизненного пути. Это связано, прежде всего, с тем, что жизнь человека состоит из различных по степени насыщенности, «кризисности» этапов, которые способны внести существенные коррективы в судьбу личности. И потому процесс самопознания активизируется в тот момент, когда необходимо принимать наиболее ответственные решения в жизни. В рамках нашего исследования интересующим нас возрастным этапом анализа личности выбран период с 18 до 35 лет, т.е. молодость и ранняя взрослость, когда человек вынужден выбирать место учебы, работы, супруга или супругу и др. В этот период, чтобы принять взвешенное решение, человек должен хорошо знать не только обстоятельства, других людей, принимающих участие в его судьбе, но и самого себя, свои качества и возможности. В этих ситуациях самопознание функционирует активно, позволяя личности за короткий промежуток времени получить столько информации о себе, сколько она не получала за годы жизни до этого [1, с. 127].

Данный возрастной период также интересен нам по причине того, что в самопознание в это время может привести к тому, что человек сознательно начнет заниматься самосовершенствованием, понимая, каких целей: материальных и/или духовных он хочет и может достичь. Ведь в итоге, благодаря самопознанию и целенаправленному самосовершенствованию человек сможет достичь уровня самоактуализированной личности, которая согласно А. Маслоу достигла личностной зрелости в процессе самоактуализации. А ведь это и есть главная цель человека, достойная стать важнейшей в процессе личностного становления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Издательский центр «Академия». 2004. 256 с.

2. Рукавишникова Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза: дис. канд. психол. наук. М. 1999. 268 с.

3. Фельдман И.Л. Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов будущих врачей // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ. 2014. № 2. С. 205-215.

4. Фельдман И.Л. Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов-психологов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ. 2013. № 4. С. 351-363.

Зотова Т.Д.

ЭТНИЧЕСКИЙ «ОБРАЗ ВРАГА»

Наши рекомендации