Особенности социально-психологической адаптации детей в условиях экономического кризиса
Научный руководитель: канд. психол. наук, доц. Панфёрова О.В.
Тульский государственный университет
Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования [1, с. 17].
Социально-психологическая адаптация – такое взаимоотношение личности и группы, когда личность, без длительных внутренних и внешних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социальные потребности, в полной мере идёт навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к нему эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [2, с. 38].
Научную и практическую актуальность проблемы социально-психологической адаптации детей можно объяснить заинтересованностью современного общества в сохранении и улучшении здоровья человека. В связи с этим в настоящее время изучению механизмов и закономерностей адаптации человека в различных социальных и экономических условиях придаётся фундаментальное значение.
Адаптация – это процесс, который непрерывно сопровождает человека всю его жизнь – начиная от момента рождения и до самой смерти.
Рассматриваемый процесс тесно связан с самим понятием «жизнь». Невозможно рассматривать жизнь без процесса адаптации, так же как нельзя отделить адаптацию от жизненного цикла любого живого организма.
В связи с тем, что окружающие индивида события происходят стремительно, процесс адаптации личности затруднен. Это объясняется тем, что человек не всегда может своевременно отреагировать на резко меняющиеся условия.
Происходящими радикальными социальными, политическими и экономическими переменами в стране и мире затрагиваются и усложняются условия общественной жизни каждого члена общества, что влечёт изменения в социокультурной ситуации, которая играет важную роль в развитии и становлении личности. Происходит расширение сферы дезадаптации. У подростка меняются жизненные ценности. Уже не являясь ребенком, но ещё не будучи взрослым, подростку приходится сталкиваться с разнообразием социальных требований и новых ролей, что является сущностью задачи, предъявляемой человеку на данном возрастном этапе.
В особую категорию попадают дети-сироты, для которых процесс социально-психологической адаптации становится более трудным в силу сложившейся жизненной ситуации.
Исходя из этого, необходимо провести организацию специальной деятельности, направленной на улучшение ресурсов саморазвития детей-сирот. Кроме того, данные мероприятия должны развить определенные способности, с помощью которых можно было бы компенсировать недостатки, имеющиеся у них из-за потери семьи и помочь преодолеть трудности, возникающие при адаптации в социуме.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена наличием разнообразных трудностей, которые возникают в процессе социально-психологической адаптации подростков, особенно – в условиях экономического кризиса.
Методологической основой изучения социально-психологической адаптации в отечественной науке является культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
Теоретической основой исследования являются: понятия и определения социологии и психологии о социально-психологической адаптации (Андреева Г.М., Ковалева A.M., Луков В.А., Мясищев В.Н. и др.), положения психологии и педагогики о возрастных особенностях психического развития в подростковом возрасте (Аверин В.А, Арсеньев А.С., Волков Б.С., Драгунова Т.В., Колесков Д.В., Мягков И.Ф., Кон И.С., Реан А.А.).
Цель исследования: изучить особенности процесса социально-психологической адаптации подростков в условиях экономического кризиса.
Задачи исследования:
на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность понятия «адаптация», «социально-психологическая адаптация»;
проанализировать теоретические источники по проблеме социально-психологической адаптации подростков;
исследовать особенности подросткового возраста;
сравнить процессы социально-психологической адаптации у подростков из полных семей и сирот в условиях экономического кризиса.
Объект исследования – процесс социально-психологической адаптации.
Предмет исследования – социально-психологическая адаптация детей из полных семей и детей-сирот в условиях экономического кризиса.
Общая гипотеза: существуют различия процессов социально-психологической адаптации у подростков из полных семей и сирот.
ЛИТЕРАТУРА
1. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. Спб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. 479с.
2. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). СПб.: Реноме 2011. 453 с.