О роли невоенных средств в обеспечении военной безопасности государства в современных условиях
Научный руководитель: канд. филос. наук, доц. Митюков А.Г.
РАНХиГС (Тульский филиал)
XXI век, к сожалению, не сделал жизнь людей на Земле безопаснее и счастливее. Это касается не только слаборазвитых, но и благополучных зажиточных стран. В современном мире накопилось слишком много различного рода противоречий, приводящих к конфликтным ситуациям и создающим угрозу безопасного развития государств и народов. Сегодня, кажется, никто не застрахован от тяжелых последствий экономического кризиса или проявлений терроризма и экстремизма. Ещё более опасен синдром недоверия между странами, не позволяющий объединиться мировым силам для поиска ответа на новые вызовы и угрозы. На наш взгляд многократно возрастает риск использования военной силы для быстрого решения интересов одних государств за счет других. В этих условиях обеспечение военной безопасности является составной частью общей политики государства и связано не только с созданием и развитием военной организации, её подготовкой к применению средств насилия для защиты государства, но и с широким применением невоенных мер обеспечения военной безопасности. В зависимости от характера политики (оборонительная, агрессивная, миротворческая), условий (мирные, предвоенные, военные) возможности невоенных средств (мер) могут различаться.
Анализ современной общественной жизни позволяет констатировать, что сегодня Россия обеспечивает свою безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами – политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и иными – на основе последовательной реализации политики национальной безопасности с учетом разграничения полномочий и обеспечения координации действий органов законодательной, исполнительной и судебной власти. [1] Роль использования невоенных средств (мер) во многом определяется целями их применения: укрепление международного положения и авторитета Российской Федерации, приобретение новых друзей и партнеров, развитие всесторонних связей с другими государствами в интересах мира и безопасности; улучшение военно-политической обстановки, предотвращение и устранение военных опасностей и угроз извне; в случае развязывания войны или вооруженного конфликта — к принуждению агрессора к отказу от своих целей на возможно более ранней стадии конфликта и решительному его разгрому; ослабление и устранение угроз оборонному потенциалу государства и боеспособности вооруженных сил; пресечение вмешательства других государств во внутренние дела России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кондаков Е.Е. Невоенные меры обеспечения военной безопасности Российской Федерации и основные проблемы их реализации // http://flot.com/publications/books/shelf/safety/11.htm
Габдрахимов Н.Ш.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУНИСА И ЕГИПТА
ПОСЛЕ АРАБСКОЙ ВЕСНЫ
Научный руководитель: канд. пед. наук Лесконог Н.Ю.
Московский педагогический государственный университет
С декабря 2010 по февраль 2011 г. в Тунисе и Египте происходили революции, вошедшие в историю под названием Арабской Весны. Их результатом стало уничтожение действующих авторитарных политических режимов: в Тунисе – режима Бен Али, в Египте – режима Хосни Мубарака. Социальные, экономические и политические ситуации перед революциями в обеих странах были во многом схожи: безработица, высокий уровень коррупции властей, существенные ограничения в политическом плюрализме, ограничение в правах человека и т.д. Одной стороной конфликта и в Тунисе и Египте выступала власть и силовые структуры, другой – оппозиционные партии, политики и значительная часть общества. Значительную роль среди антиправительственных сил играло исламистские движение. Режимы пали после перехода армий на сторону протестующих. После падений политических режимов в странах стали происходить политические изменения. Например, исламистские партии в Тунисе и в Египте пытались провозгласить шариатские законы основными в стране, а светские партии выступали против таких изменений и выступали за создание более светских государств и законодательства. Результаты изменений для политического развития стран были совершенно разными. В Тунисе светские и умеренные исламистские партии совместно приняли новую Конституцию и сумели направить страну по демократическому пути развития государства. В стране были обеспечены демократические свободы и политический плюрализм. В Египте с 2011 г. по 2013 г. продолжалась борьба за власть между исламистами и военными. Результатом борьбы за власть стала победа и приход к власти военных и поражение исламистов. В 2014 г. была принята новая Конституция. В новой Конституции провозглашалось ограничение роли ислама в жизни страны и усиление роли и влияния военных и парламентариев. Военным Конституция Египта предоставляет право на протяжении срока работы двух следующих президентов выдвигать кандидатуру министра обороны. Одновременно парламент страны получил право смещать и судить президента. Реальная власть в Египте оставалась у военных. Новый президент страны, маршал Абдул Фаттах Ас-Сиси, после прихода к власти и победы его партии на выборах в парламент, стал проводить во многом схожую с Мубараком политику. Он стал существенно ограничивать свободу СМИ и при необходимости подавлять оппозицию, партию «Братья-Мусульмане», которая была снова запрещена в стране и ушла в подполье. Фактически в стране был установлен новый авторитарный режим, и снова правителем страны стал военный. Среди сходств в политическом развитии Туниса и Египта после Арабской весны можно выделить наличие однопалатных парламентов в обеих странах и недопущение прихода к власти радикальных исламистов.
Герасимов А.А.