Философия о вечном и современном
Козлова Т.А.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗОВАНИЯ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РАБОТ ФУТУРОЛОГОВ Э. ТОФФЛЕРА И ДЖ. НЕЙСБИТА)
Научный руководитель: д-р филос. наук, доц. Сулима И.И.
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
В условиях постоянных изменений и высоких скоростей эпохи постмодерна проблема человека, его образования и воспитания становится все более актуальной. Каким будет человек? Какие изменения его ожидают в завтрашнем дне? Чему он должен научиться, чтобы уверенно смотреть в будущее? Данная статья посвящена анализу взглядов на человека, на его образование и воспитание в работах футурологов Дж. Нейсбита и Э. Тоффлера с целью выявить основные тенденции развития философской антропологии.
Всё более важное место в жизни людей занимают технологии. Информационные, генетические, научные, военные и другие виды технологий отражают не только положение дел в науке, но и мироощущение, тенденции развития самого человека. Как следствие, мы все сильнее нуждаемся в осмыслении мира, в котором живем. Дж. Нейсбит подчеркивает, что общество разделилось на две большие группы – «технофилы», боготворящие технологии, и «технофобы», опасающиеся возможности разрушения технологиями привычных устоев (семейных, образовательных, религиозных). Истина, по мнению Дж. Нейсбита, посередине: «слишком рьяные ревнители технологии настолько же близоруки, как и те, кто целиком ее отрицает» [1, с.28]. Ускоряющиеся темпы жизни вынуждают нас искать молниеносные решения. Но осмысление собственного бытия не поддается этому элементарному алгоритму. Только путь постоянных размышлений, самоанализа, определения ценностей и поиски миссии приоткроют завесу тайны на вечный вопрос о смысле жизни. Э. Тоффлер отмечает, что технологии лишь часть заряда «супериндустриализации», запущенного в наш мир. Возрастающие скорости изменений, быстрый темп повседневной жизни требуют от человека все более высокого уровня приспосабливаемости. Э. Тоффлер и Дж. Нейсбит видят по- разному возможную опасность, которую несет современная эпоха. Для Дж. Нейсбита самая большая опасность связана с радикальным продвижением генетики. Ослепленные достижениями науки, мы забываем, что человеческое существо не должно стать продуктом технологий, определенным набором хромосом, заказанным родителями, человек есть, прежде всего, существо духовное. Самая главная опасность, по мнению Э. Тоффлера, – футурошок, ситуация в которой человек не способен адаптироваться к происходящим изменениям. Не только количество событий спускается лавиной на жизнь современного человека, но «понятия и нормы, в пределах которых мы мыслим, меняются в бешеном темпе» [2, с.68]. То, что сегодня мы осмыслили, приняли и допустили в свою жизнь, завтра – прошлогодняя тенденция.
Миссия философской антропологии сегодня – обострить вопросы видения будущего развития человечества до такой степени, чтобы они проникли не только в сознание, но и в душу каждого человека. Наполнить свою жизнь технологиями мы должны так, чтобы не только не потерять, но утвердить свою человечность. Сделать шаг навстречу стремительному вихрю будущих открытий и остаться человеком со своей литературой, религией, культурой, семейными ценностями. Особо остро стоит вопрос о проникновении тенденций века быстротечности в систему образования, которая, по мнению Э. Тоффлера, должно радикальным образом преобразиться, чтобы обезопасить человека от шока будущего. Самое опасное обещание высоких технологий – обогатить нас знаниями, но свободный доступ к тому количеству информации, которое на нас обрушивает интернет, не учит анализировать, интерпретировать, хотя бы просто размышлять над полученным знанием. Э. Тоффлер заявляет, что методы преобразования системы образования мы должны взять в будущем. Однако урок по скайпу, просмотр театральной постановки по телевизору, может, и привнесут в нашу жизнь нечто новое, но скорее отдалят от истинного восприятия знания, культуры, лишат энергетического посыла педагога или актера. Значит, методология должна двигаться не в сторону все большего усовершенствования технологий, а в направлении человека, его исследования и воспитания. Главная формирующая задача – помочь воспитать ценностное ядро личности, выработать у человека определенные принципы, которые помогут ему не просто «выживать» в условиях перемен, но ясно видеть свой личностный вектор развития и уверенно идти по жизненному пути. Решение данной задачи носит междисциплинарный характер и раскрывается в союзе философской антропологии и философии образования. Находясь в ситуации постоянного выбора, только цельная сформированная личность сможет определиться с наилучшим вариантом и действовать в положительном ключе на благо всего человечества.
Таким образом, перед философской антропологией, пытающейся сформулировать концепцию современного человека, предвидеть основные направления его развития, и философией образования, возглавляющей цели и идеалы новой системы образования, встает задача научить человека не только правильно использовать технологии, не потеряв собственного «Я», но и обрести систему ценностей, направляющую человечество по пути добра, нравственности и мудрости. И распространение методологии философской антропологии на философию образования благотворно повлияет на развитие гуманистических идей и на гуманизацию как практику человеческой жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла / Джон Нейсбит при участии Наны Нейсбит и Дугласа Филипса; пер. с англ. А.Н. Анваера. М: ACT: Транскнига, 2005. 381 с.
2. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 557 с.
Колосов Р.Э.