Понятие и признаки унитарного государства
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...…3
1.:Понятие и признаки унитарного государства………………………………5
1.1.Унитарное государство как форма государственного устройства…………………………………………………………………………5
1.2.Классификация унитарных государств……………………………………11
2.Особенности государственного устройства унитарных государств……………………………………………………………………….19
2.1.Процессы децентрализации власти в унитарном государстве на примере Республики Узбекистан…………………………………………………………19
2.2.Сравнительная характеристика федерализма и унитаризма……………23
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемых источников……………………………………………..33
Введение
Понятие «унитарное государство» своим происхождением с этимологической точки зрения обязано латинскому«unus» - один. Поэтому это понятие идентично таким выражениям как «единое» или «неделимое» государство. Такая характеристика государственного устройства часто встречается и в конституциях унитарных государств. Например, ст. 1 Конституции Республики Молдова провозглашает, что «Республика Молдова - суверенное и независимое, единое и неделимое государство», Конституция Французской Республики называет Францию неделимой республикой . В то же время для конституционного законодательства ряда стран СНГ характерно и прямое употребление термина «унитарная республика» (ст. 7 Конституции Азербайджанской Республики; ст. 1 Республики Беларусь; ст. 1 Конституции Кыргызской Республики, ст. 1 Конституции Республики Таджикистан).
В Кыргызской Республике были приняты две конституции - 1993 и 2010 гг. В обеих конституциях Кыргызская Республика провозглашается унитарной.
По всей видимости, в конституционных нормах этих стран использована терминология, выработанная советской юридической наукой. Однако и в советской, и в современной науке унитарное государство понимается не совсем однозначно. В общих работах по теории права и государства унитарное государство очень часто упрощенно понимается как единое или слитное государство, в которое входят обыкновенные административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом и самостоятельностью, управляемые центральной властью и т.п.. Такие определения верны лишь отчасти, они не учитывают тех разновидностей унитарного государства, которые возникли в современном мире.
Объектом исследования являются общественные отношения возникающие при формировании государственного устройства.
Предметом унитарное государство и его признаки.
Целью исследования является изучение понятия, признаков и видов унитарного государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть унитарное государство как форму государственного устройства.
2.Дать классификацию унитарных государств.
3.Исседовать процессы децентрализации власти в унитарном государстве на примере Республики Узбекистан
4.Изучить сравнительная характеристика федерализма и унитаризма.
При написании данной работы были использованы следующие научные методы: системный анализ действующего законодательства, структурно-функциональный метод изучения действующего законодательства, сравнительно-правовой метод изучения российского и зарубежного законодательства.
При написании данной работы были использованы труды следующих ученых: Алексеев С.С. , Барсегян А.Г., Венгеров А.Б., Гревцов Ю.И., Игнатенко Г.В., Литягин Н.Н. ,Матузов Н.И.,Мамут Л.С.
Понятие и признаки унитарного государства
Заключение
Большинство из всех существующих в современное время государств являются унитарными по форме государственного устройства.
Это объясняется тем, что такое государство является эффективно управляемым и наилучшим образом обеспечивает государственное единство.
По мнению М.Н. Марченко, среди «авторов, специализирующихся на исследовании форм государственного устройства, нет принципиальных расхождений по поводу того, что представляет собой унитарное государство и каковы его основные признаки и черты».
С данным утверждением сложно согласиться, так как в настоящее время в связи с появлением региональных государств в теории государства и права возникает дискуссия по вопросу отнесения региональных государств либо к разновидности унитарных государств, либо выделения их в качестве самостоятельной формы государственного устройства.
В связи с этим существуют и разные определения унитарных государств.
Все известные определения унитарных государств можно подразделить на три самостоятельные группы по критерию включения в состав унитарного
государства автономии.
К первой группе следует отнести авторов, которые считают, что автономии не входят в состав унитарного государства, ко второй – авторов, указывающих на наличие возможности существования автономии наравне с административно-территориальными единицами, а к третьей – исследователей, которые причисляют к разновидности унитарного государства страны, полностью состоящие из автономий, то есть региональные государства.
Представителем первой группы является М.Г. Миронюк, указывающий,что унитарное государство – тип государственного устройства, характеризующийся централизованным управлением административно-территориальными единицами, не имеющими признаков собственной государственности, инеделимостью суверенитета.
Большинство авторов определяют унитарные государства как единые государства. Думается, что данная характеристика относится ко всем государствам вне зависимости от формы государственного устройства, поэтому использование данной формулировки является некорректным с точки зрения науки теории государства и права.
«Унитарные или единые государства не имеют в своем составе территориальных, региональных образований, обладающих в той или иной степени суверенитетом, а подразделяются лишь на административно-территориальные единицы, органы которых полностью подчинены центральной государственной власти и формируются ею», – пишет А.В. Васильев.
Так как унитарная форма государственного устройства является аутентичной по своей сущности, то есть наиболее близкой самой природе государства, следует отметить, что признаки, которые подходят для описания унитарных государств определяются большинством авторов через признаки самого государства. В связи с этим при описании унитарного государства называются, как правило, не отличительные особенности данного явления, а его общие характеристики.
Так, к числу признаков унитарного государства большинство авторов относят следующие характеристики: во-первых, унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.
Во-вторых, на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одногражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
В-третьих, составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают.
Составные части унитарного государства не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности.
В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.
В-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
В-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Список используемых источников:
I. Литература
Электронные ресурсы
42. Официальный сайт Правительства Кыргызской Республики (http://www.gov.kg) (дата обращения: 12.05.2017)
43. Россия - на третьем месте в мире по неравенству регионов [Электронный ресурс] // Финмаркет: сайт. – URL: http://www.finmarket.ru/main/article/3303366 (дата обращения: 12.05.2017).
44. Сталин И.В. Против федерализма [Электронный ресурс]. – URL: https://www.marxists.org/russkij/stalin/t3/against_federalism.htm (дата обращения: 12.05.2017)
45. Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер: [сайт]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Hrop/05.php дата обращения: 12.05.2017).
- .
46.
[1] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Новый юрист, 2015.С.108.
[2] Автономов А.С.Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М.: Проспект, 2015.С.187.
[3] Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. -М.: Эксмо, 2015.С.195.
[4] Березовский Д.В. Форма государственного устройства // Теория государства и права: учебник / отв. Ред. А.В. Малько. М.: КНОРУС, 2015.С.145.
[5] Федощева Н.Н. Форма государственного устройства: теоретические и исторические аспекты. Дис....канд. юрид. наук. М., 2000.С.109.
[6] Григонис Э.П. Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран. СПб: Питер, 2016.-С.135.
[7] Андреева Г.Н.Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.:Эксмо, 2015.-С.109.
[8] Комаров С.А. Общая теория государства и права.- М.: Манускрипт, 1996.С.109.
[9] Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М.: Артикул, 2016.С.158.
[10] Григонис Э.П. Уния как форма государственного устройства: история и современность // Мир юридической науки. - 2015. - № 6. - С. 12.
[11] Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: Высшее образование, 2015.С.169.
[12] Официальный сайт Правительства Кыргызской Республики (http://www.gov.kg) (дата обращения: 12.05.2017)
[13] Туровский Р.Ф. Баланс отношений «центр-регионы» как основа территориально-государственного строительства // МЭиМО. – 2003. – №. 12. – С. 54.
[14] Хафизов А.А. Структура и организация власти в унитарном государстве // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 2. С. 269.
[15] Керимов Д.А. О свободе, равенстве и равноправии // Социологические исследования. – 1994. – № 8-9.С.120.
[16] Глазков П.В. Принцип федерализма М.А. Бакунина и современная Россия. – М.,2016.-С.152.
[17] Королева-Конопляная Г.И. В поисках средства соединения разделенного // Федерализм. – 1996. – №. 3. – С. 3.
[18] Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: Высшее образование, 2015.С.158.
[19] Строев Е.С. Российский федерализм: нужно идти дальше общих формул. // Федерализм. – 1996. – № 3. – С. 23.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...…3
1.:Понятие и признаки унитарного государства………………………………5
1.1.Унитарное государство как форма государственного устройства…………………………………………………………………………5
1.2.Классификация унитарных государств……………………………………11
2.Особенности государственного устройства унитарных государств……………………………………………………………………….19
2.1.Процессы децентрализации власти в унитарном государстве на примере Республики Узбекистан…………………………………………………………19
2.2.Сравнительная характеристика федерализма и унитаризма……………23
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемых источников……………………………………………..33
Введение
Понятие «унитарное государство» своим происхождением с этимологической точки зрения обязано латинскому«unus» - один. Поэтому это понятие идентично таким выражениям как «единое» или «неделимое» государство. Такая характеристика государственного устройства часто встречается и в конституциях унитарных государств. Например, ст. 1 Конституции Республики Молдова провозглашает, что «Республика Молдова - суверенное и независимое, единое и неделимое государство», Конституция Французской Республики называет Францию неделимой республикой . В то же время для конституционного законодательства ряда стран СНГ характерно и прямое употребление термина «унитарная республика» (ст. 7 Конституции Азербайджанской Республики; ст. 1 Республики Беларусь; ст. 1 Конституции Кыргызской Республики, ст. 1 Конституции Республики Таджикистан).
В Кыргызской Республике были приняты две конституции - 1993 и 2010 гг. В обеих конституциях Кыргызская Республика провозглашается унитарной.
По всей видимости, в конституционных нормах этих стран использована терминология, выработанная советской юридической наукой. Однако и в советской, и в современной науке унитарное государство понимается не совсем однозначно. В общих работах по теории права и государства унитарное государство очень часто упрощенно понимается как единое или слитное государство, в которое входят обыкновенные административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом и самостоятельностью, управляемые центральной властью и т.п.. Такие определения верны лишь отчасти, они не учитывают тех разновидностей унитарного государства, которые возникли в современном мире.
Объектом исследования являются общественные отношения возникающие при формировании государственного устройства.
Предметом унитарное государство и его признаки.
Целью исследования является изучение понятия, признаков и видов унитарного государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть унитарное государство как форму государственного устройства.
2.Дать классификацию унитарных государств.
3.Исседовать процессы децентрализации власти в унитарном государстве на примере Республики Узбекистан
4.Изучить сравнительная характеристика федерализма и унитаризма.
При написании данной работы были использованы следующие научные методы: системный анализ действующего законодательства, структурно-функциональный метод изучения действующего законодательства, сравнительно-правовой метод изучения российского и зарубежного законодательства.
При написании данной работы были использованы труды следующих ученых: Алексеев С.С. , Барсегян А.Г., Венгеров А.Б., Гревцов Ю.И., Игнатенко Г.В., Литягин Н.Н. ,Матузов Н.И.,Мамут Л.С.
Понятие и признаки унитарного государства