ТЕМА 2. Социальная политика в системе общественных отношений.

Социальная политика системна по своему харак­теру, т.е. представляет упорядоченную структуру как целостность взаимосвязанных элементов, обладающую интегративным свойством. Системное понимание социальной политики важно как в аспекте ее теоретической разработки, так и в практической реализации, ибо недо­пустимы игнорирование одних элементов, недооценка других, неучет их взаимозависимостей.

Будучи системой, социальная политика включает: объект, субъ­ект, субъектно-объектное отношение, реализуемое через постановку и реализацию целей, осуществление соответствующих функций, вы­членение приоритетов на основе совокупности принципов.

В понятие системы входят также нормы, средства, методы, другими словами, механизм реализации целей и задач социальной политики.

Цель социальной политики - удовлетворение социального инте­реса общностей и человека путем решения проблем материального благосостояния, поддержки и защиты определенных слоев населения.

Основной рычаг социальной политики - выработка и реализация социальных программ, установление единой системы социальных га­рантий, подкрепленных бюджетным финансированием, формирова­ние внебюджетных государственных фондов и негосударственных фондов.

Назначение, роль, задачи и обязанности ее вытекают из общих по­литических функций (интегрирующей, координирующей, регулятив­ной, коммуникативной, функции социализации, ориентационной и др.), обусловленных природой и содержанием политики как сферы власти и отношений по поводу власти. Вместе с тем в силу специфичности соци­альной политики, связанной прежде всего с социальным статусом и ин­тересом человека и группы, она имеет свои, особые функции.

Во-первых, это регулирование воспроизводства рабочей силы, воспроизводства самого человека. Интенсификация производства, внедрение современных, энергосберегающих, экологически безопас­ных (относительно) технологий предъявили новые требования к лич­ностному фактору, качеству производителя, работника. Новые про­фессии, высокий профессионализм, ответственность, культура управ­ления и делового общения, физическое здоровье, здоровые нравст­венные начала - все это приобретает приоритетное значение в деле образования, профессионализации и подготовки (переподготовки) кадров - как массовых профессий, так и специалистов узкого профи­ля, управленческой сферы.

Создание условий для успешного функционирования семьи, стимулирование деторождения и эффективного процесса социализа­ции личности, подготовки человека к сознательному и активному включению в самостоятельную жизнь - первоочередная задача нор­мально функционирующего общества. Социальная политика и в этом плане должна быть активной, взвешенной, результативной.

Во-вторых, функция стимулирования социальной активности человека - трудовой, общественно-политической, духовно-познава­тельной. Для общества важно поощрение позитивных мотиваций к труду, общественной работе. Использование стимулов вознагражде­ния, развития корпоративной солидарности, активного участия в де­лах коллектива, акционерного общества, товарищества, компании, предпринимательской структуры, стимулирование экономического, делового, группового интереса, формирования позитивного имиджа профессии, служебной роли и т.д. позволяют решать достаточно ус­пешно вопросы стимулирования позитивной мотивации социальной активности.

В-третьих, обеспечение социальной защиты населения. Это дос­тигается посредством улучшения условий труда, быта, отдыха, пользования достижениями культуры, развитием сферы услуг, здраво­охранения, оздоровлением среды обитания, оказанием адресной по­мощи и поддержки, выделением льгот для определенных категорий населения.

Социальная политика имеет стратегические цели и приори­теты, реализация которых представляет политико-правовой и мо­ральный императив государства, его обязательство перед гражда­нами. К их числу относятся: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конку­рентоспособности рабочей силы; гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; переориен­тация социальной политики на семью, обеспечение прав и соци­альных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и мо­лодежи; нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан тру­доспособного возраста; существенное улучшение социальной ин­фраструктуры.

При достижении стабильного экономического роста и усилении ориентации экономики на более эффективное удовлетворение по­требностей человека предстоит создать прочные предпосылки для ус­тойчивого социального развития, формирования общества, открытого для широкой социальной интеграции, позволяющего людям в макси­мальной степени реализовать свой потенциал.

Социальная политика разрабатывается и реализуется по­средством соблюдения ряда основных принципов: социальная справедливость; эгалитаризм, понимаемый как равенство соци­альных, личных прав, правовых возможностей, но не фактическое равенство материального положения, невозможное в принципе; социальная дифференциация; адресность поддержки слабозащищенных слоев населения; защита всех категорий населения от '.стихийных явлений, негативных факторов общественной жизни -инфляции, безработицы, роста цен и пр.; социальное партнерство; социальное равновесие, при котором исключаются острые кон­фликты между различными слоями и группами населения; под­держание стабильности в обществе, без которой невозможна мо­билизация усилий государства и всей общественности по реали­зации различных социальных программ; толерантность как про­явление понимания, сочувствия, внимания к социально незащи­щенным слоям населения; максимизация прожиточного минимума как стартовой основы при оказании социальной помощи и защи­ты; гражданский мир и согласие различных слоев, групп населе­ния, партий, других общественных организаций и объединений, могущих своими действиями упрочить консенсусные и скоорди­нированные основы социальной политики.

К принципам социальной политики целесообразно отнести и конкретно-историческую обусловленность вычленяемых приори­тетов, отказ от унифицированных для различных категорий насе­ления (конгломератов, групп) решений, своевременность реакции государства на возникающие болевые проблемы. В данном случае речь идет, естественно, о специфических принципах выработки и реализации социальной политики, которая подчиняется и общим принципам политического пространства, имеет органическую связь с экономической, национальной, экологической и другими видами политики, подчиняющимися принципам научности, ком­плексности, реалистичности, конкретности, оптимальности, пла­номерности, прогнозируемости и др.

Наконец, важны и такие элементы социальной политики, как ресурсы, а также формы и методы ее реализации. Формы, характе­ризующие конкретные проявления субъектно-объектного отноше­ния, виды деятельности по выработке и осуществлению целей и приоритетов, весьма разнообразны и выражаются в решениях, про­граммах, планах, создании материальной базы, мобилизации ре­сурсов, сборе и использовании налогов, контроле за расходовани­ем средств и т.д. Опыт убеждает в том, что критериями эффектив­ности форм являются их адекватность содержанию социальной по­литики, требованиям дня, конкретно-историческая обусловлен­ность, целесообразная обновляемость, новизна, если старые формы показывают свою неэффективность. Что касается методов, то в их использовании требуется комплексный подход. В арсенале госу­дарства и других субъектов социальной политики имеется целый набор методов, взаимосвязанное применение которых позволяет добиться нужного результата: убеждение; использование автори­тета и, если требует ситуация, принуждение; опора на закон, на общественное мнение; стимулирование, поощрение; критическая оценка сделанного, анализ и прогноз происходящего в социальной сфере; контроль и проверка исполнения; координация; проведение социального эксперимента, распространение опыта.

Уровневая ориентация социальной политики В термине «социальная политика» содержание обеих частей при­обретает синтетическое значение, раскрывающее обоюдный синерге-тизм социального и политического (политическое возникает из соци­ального). С одной стороны, социальная политика, если делать акцент на содержании понятия «социальное», - это воздействие для перерас­пределения материальных и духовных благ и услуг с тем, чтобы защи­тить наиболее уязвимые слои населения от всевозможных рисков и их последствий - социальных, физических, производственных, природ­ных. С другой стороны, будучи социальным, такое воздействие не пе­рестает быть и управленческим, и политическим. Нельзя не сказать и о его правовой сущности. Следовательно, чтобы понять сущность соци­альной политики, необходимо раскрыть синергетизм социального, управленческого, политического и правового начал.

Парадигмы социальной политики, ее место в деятельности правительства, других ветвей власти являются предметом теорети­ческих споров, дискуссий политиков и практиков. Ее понимание как составной части внутренней политики государства, воплощен­ной в его социальных программах и практике, регулирующей от­ношения в обществе в интересах и через интересы основных соци­альных групп населения, вполне целесообразно.

Наши рекомендации