ТЕМА 1. Сущность, основные принципы и категории

ТЕМА 1. Сущность, основные принципы и категории

Социальной политики.

Одной из основных сфер жизнедеятельности общества является социальная, под которой понимается целостное социальное (в узком смысле слова) бытие, где взаимодействуют социальные группы, ин­дивиды, институты власти, общественные организации по поводу и в связи с социальным статусом человека, его ролью в общественной жизни, условиями жизнедеятельности, материальным благосостояни­ем и образом жизни.

Основное назначение социальной политики - создать условия, при которых социальные субъекты имели бы возможность самореали­зации своих сил, потенциала, энергии. Но это происходит в том слу­чае, когда имеются реальные предпосылки, материальные ресурсы, финансовые источники для создания и формирования достойного че­ловека жизненного статуса. Общество ограниченных возможностей сокращает рамки социального пространства проявления потенциала группы или индивида, минимизируя поддержку, заботу, стимулиро­вание до пределов, ниже которых возникает опасность дестабилиза­ции общества.

Существует много определений социальной политики. Но не­обходимо учитывать нечто общее, методологически важное при раскрытии сути этого общественного феномена: невозможность по­нять ее вне связи с категориями социальной сферы, социальных от­ношений, государства, политики вообще. Это позволяет определить границы, пространство социальной политики, ее назначение и функции.

Один из таких подходов связывает социальную политику с вос­производством тех социальных ресурсов, из которых государство черпает себе поддержку, создает предпосылки для расширенного воспроизводства и своей деятельности, и стабильности общест­венной системы. При этом важнейшей задачей социальной политики считается достижение определенного уровня равновесия обществен­ной жизни через ряд условий: предоставление государственных гарантий для предотвращения последствий голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического «взрыва» и т.д.; перераспределение материальных средств и организационных уси­лий, направленных на обеспечение определенного, достигнутого данной страной уровня жизни, и изменение его качества в направле­нии, снижающем социальную напряженность; регулирование образе жизни налогами, средствами, поощрением благотворительности предпринимательской инициативы в сочетании с репрессивными средствами.

Социальная политика призвана способствовать удовлетворению «здоровых» потребностей членов общества, ограничивать сферу не­контролируемости, незанятости, профессиональной негодности, реа­гировать на возникновение эпидемий, рост инфекционных заболева­ний и т.д.

В конечном счете социальная политика представляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества. Ее базовыми целями являются достиже­ние равновесия, стабильности, целостности и динамизма в функцио­нировании социальной системы. Социальная политика призвана раз­решать противоречия между текущими и перспективными интереса­ми общества, между несовпадающими или расходящимися интереса­ми его классов, социальных групп и слоев, учитывать неизбежность «платы» (экономической, экологической и т.д.) за социальный про­гресс. Она постоянно стоит перед выбором: удовлетворению интере­сов каких социальных групп отдать предпочтение на данном этапе, как установить баланс непосредственных и более отдаленных послед­ствий принимаемых решений.

Таким образом, при разработке социальной политики неизбежно встает вопрос о социальных приоритетах, т.е. социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития в каче­стве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первооче­редного решения. Этот выбор всегда протекает на фоне и под давле­нием борьбы за гражданские права, за удовлетворение социальных нужд и требований. Он происходит между различными направления­ми повышения благосостояния и предполагает принятие решений: положению каких социальных групп следует уделить первоочередное или преимущественное внимание.

Высказанные тезисы позволяют понять суть и направленность социальной политики. Вместе с тем следует учесть одно обстоятель­ство: для подобного подхода характерно несколько расширительное толкование этого вида политики, когда вводятся понятия равновесия, стабильности, целостности, динамизма, образа жизни, зависящих, прежде всего от политики вообще, в том числе экономической. Употребление же понятия социального развития без четкого опреде­ления его содержания не позволяет установить границы социальной политики.

Несколько иные аспекты отмечаются при определении социаль­ной политики как целенаправленной деятельности государственных и общественных структур в социальной сфере общества, связанной с регулированием отношений основных социальных групп и общностей, согласованием их интересов друг с другом, а также с основными ин­тересами и целями общества, оптимизацией процессов социальной дифференциации и интеграции, укреплением основ принятой в обще­стве системы социальной справедливости, реализацией личных сво­бод и прав граждан.

Несмотря на то, что здесь также дается понимание социальной политики в широком смысле слова, она связывается с понятиями справедливости, личных свобод и прав граждан, социальной диффе­ренциацией. Такой подход позволяет точнее определить границы со­циальной политики.

Естественно, возникает вопрос о толковании социальной поли­тики в узком смысле слова, ибо для общества небезразлично, в каком действовать масштабе и что требовать от государства как основного субъекта политики. Отталкиваясь от сложившейся практики, нетруд­но заметить, что при определении социальной политики все чаще до­минирует такой подход: это система государственных мер по под­держанию тех или иных общественных групп и слоев, которые в силу определенных обстоятельств оказываются в более трудном положе­нии, чем другие, и не могут своими силами его улучшить, вырваться из тисков нужды, неблагополучия. При таком рассмотрении социаль­ной политики ее пространство не безгранично, оно сужается только до рамок дифференцированной поддержки социально уязвимых слоев населения (пенсионеров, детей-сирот, инвалидов, студентов, без­домных, безработных, многодетных семей и пр.). Следовательно, го­сударство связывает себя только определенными обязательствами, осуществляя социальную политику: она не для всех, а избирательна, имеет свой адрес. Не случайно сейчас в ходу термин «адресная по­мощь», воплощающий на практике принцип дифференциации, выборочности.

Сложилось и толкование социальной политики как деятельности и государства, и общественных организаций по регулированию социальной сферы и социальных отношений, совокупности мер по обеспечению жизненно важных потребностей населения. В конечном счете эффективность социальной политики в той или иной стране! определяется тем, в какой степени улучшается жизнь человека, обла­гораживаются условия его труда и отдыха, быта, укрепляется здоровье, повышается сознательность и культура, совершенствуются межэтнические и межличностные отношения, соблюдаются деклариро­ванные права и свободы и т.д.

В этом определении обоснованно корреспондируется социальная политика и социальные отношения, хотя последнее понятие не раскрывается. А оно, как известно, употребляется в широком смысле (общественные отношения вообще) и более узком. Разница же принципиальна, ибо от толкования этого понятия зависит определение системы социаль­ной политики, ее элементов и их взаимосвязи. Одно дело - направлен­ность на всю совокупность отношений в обществе, и другое - на отноше­ния, связанные с определенными, а не всеми сферами и отношениями, т.е. в более ограниченном объеме.

Интерес представляет концепция о различных измерениях социальной политики: экономическом, организационном, правовом, соб­ственно социальном, культурологическом, экологическом, личност­ном. Соответственно этому выдвигаются объективные критерии, ко­личественные и качественные характеристики социальной политики. Среди них приоритетное значение имеют: практическая реализация принципа социальной справедливости; учет социальных интересов ( различных групп людей, удовлетворение их рациональных потребностей; социальная защищенность населения, особенно его малоимущих и социально уязвимых слоев.

Социальная политика своими регулятивными функциями охватывает отношения между городом и деревней, людьми умственного и физического труда, различными нациями, народностями и этниче­скими группами, между классами и внутриклассовыми слоями, профессиональными и половозрастными общностями, между государством и индивидом. Эти положения позволяют более четко представить объем социальных отношений, регулируемых под воздействием соци­альной политики, и понять ее элементы в совокупности и взаимосвязи как системы.

Принципиально важными видятся определения социальной сферы как объекта социальной политики и ее важнейшего субъекта - го­сударства. Социальная сфера, по мнению ряда исследователей, охва­тывает систему социальных, социально-экономических, националь­ных отношений, связи общества и личности. В нее включается также совокупность социальных факторов жизнедеятельности общественных групп и личности, условий их развития. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений.

Изложенные положения уточняют понимание социальной сферы и социальных отношений и выводят на рассмотрение последних в аспекте «общество - общность - человек», что крайне важно для | восприятия сути социального, а отсюда и объекта и содержания соци­альной политики.

Наконец, принципиальное значение для понимания сути социаль­ной политики, ее системного характера имеет классификация социаль­ных отношений как одной из форм социального взаимодействия, отли­чающегося широтой социальных связей и отношений. Таковыми явля­ются: социально-групповые (классы, социальные слои, группы); соци­ально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсио­неры и др.); социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические группы и др.); социально-профессиональные (трудо­вые коллективы, профессиональные объединения); межличностные (личности).

Представленная общепринятая классификация позволяет вос­принять социальную политику, направленную на регулирование со­циальных отношений, как сложный общественный феномен, в кото­ром конкретно-исторически приоритетное значение могут приобре­тать те или иные грани, стороны. В идеале социальная политика должна быть комплексной. Ограниченное в своих материальных возможностях общество, особенно в переходный период, вынуждено постоянно корректировать свою социальную политику, исходя из самых острых бед и неблагополучия тех или иных слоев, групп насе­ления, сужая рамки государственного социального воздействия - па­тернализма.

Заслуживает внимания такое определение социальной полити­ки, где фиксируется социальная группа как объект воздействия государства через ее интересы и посредством их. При таком подходе социальная политика рассматривается как составная часть внутрен­ней политики государства, воплощенная в его социальных про­граммах и практике, регулирующая отношения в обществе в инте­ресах и через интересы основных социальных групп. Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отно­шений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия.

Вместе с тем и это определение нельзя считать универсальным, так как объектом социальной политики объявляется социальная груп­па, ее интересы. Это правомерная трактовка, но несколько узкая, ибо из нее выпадает индивид в его социальном статусе. Разумеется, общ­ность - это совокупность индивидов, но все же суть общности прояв­ляется в групповой природе интереса, ориентации, других ценностей, групповом сознании. Социальная же политика на всех уровнях наце­ливается на благосостояние человека.

Проведенный анализ различных подходов к определению сути социальной политики позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, ее объектом являются социальная сфера и социальные отно­шения, развивающиеся на основе взаимодействия личностного и группового социального статуса, межличностных и групповых связей, обусловленных содержанием и дифференцированным характером трудовой деятельности, имущественного положения, материального благосостояния, направленностью политических ориентации и дру­гими факторами.

Во-вторых, это регулирующая деятельность государства и дру­гих субъектов, включая трудовые коллективы, общественные струк­туры, основанная на определенных принципах.

В-третьих, в фокусе социальной политики находится социаль­ный интерес человека и группы, без удовлетворения и поддержа­ния которого общество не может видеться благополучным. Отсюда одним из основных критериев социальной политики можно считать социальное самочувствие людей как реакцию на принимаемые госу­дарством меры по удовлетворению социального интереса.

Если считать, что речь идет об интересе, связанном с трудом, его оплатой, стимулированием, состоянием здоровья и возможностью удовлетворять такие жизненно важные потребности, как получение образования, приобретение профессии, получение достойной за свой труд оплаты, здоровье семья, быт, реализация духовных запросов, то становится понятным, сколь многообразен и сложен социальный ин­терес.

С учетом сказанного можно понимать социальную политику как политику государства и других институтов общества, объектом которой являются социальная сфера и социальные отношения групп и людей как элементов социума во имя удовлетворения и стимулирования их жизненных потребностей, смягчения нега­тивных воздействий социальной среды.

ТЕМА 1. Сущность, основные принципы и категории

Социальной политики.

Одной из основных сфер жизнедеятельности общества является социальная, под которой понимается целостное социальное (в узком смысле слова) бытие, где взаимодействуют социальные группы, ин­дивиды, институты власти, общественные организации по поводу и в связи с социальным статусом человека, его ролью в общественной жизни, условиями жизнедеятельности, материальным благосостояни­ем и образом жизни.

Основное назначение социальной политики - создать условия, при которых социальные субъекты имели бы возможность самореали­зации своих сил, потенциала, энергии. Но это происходит в том слу­чае, когда имеются реальные предпосылки, материальные ресурсы, финансовые источники для создания и формирования достойного че­ловека жизненного статуса. Общество ограниченных возможностей сокращает рамки социального пространства проявления потенциала группы или индивида, минимизируя поддержку, заботу, стимулиро­вание до пределов, ниже которых возникает опасность дестабилиза­ции общества.

Существует много определений социальной политики. Но не­обходимо учитывать нечто общее, методологически важное при раскрытии сути этого общественного феномена: невозможность по­нять ее вне связи с категориями социальной сферы, социальных от­ношений, государства, политики вообще. Это позволяет определить границы, пространство социальной политики, ее назначение и функции.

Один из таких подходов связывает социальную политику с вос­производством тех социальных ресурсов, из которых государство черпает себе поддержку, создает предпосылки для расширенного воспроизводства и своей деятельности, и стабильности общест­венной системы. При этом важнейшей задачей социальной политики считается достижение определенного уровня равновесия обществен­ной жизни через ряд условий: предоставление государственных гарантий для предотвращения последствий голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического «взрыва» и т.д.; перераспределение материальных средств и организационных уси­лий, направленных на обеспечение определенного, достигнутого данной страной уровня жизни, и изменение его качества в направле­нии, снижающем социальную напряженность; регулирование образе жизни налогами, средствами, поощрением благотворительности предпринимательской инициативы в сочетании с репрессивными средствами.

Социальная политика призвана способствовать удовлетворению «здоровых» потребностей членов общества, ограничивать сферу не­контролируемости, незанятости, профессиональной негодности, реа­гировать на возникновение эпидемий, рост инфекционных заболева­ний и т.д.

В конечном счете социальная политика представляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества. Ее базовыми целями являются достиже­ние равновесия, стабильности, целостности и динамизма в функцио­нировании социальной системы. Социальная политика призвана раз­решать противоречия между текущими и перспективными интереса­ми общества, между несовпадающими или расходящимися интереса­ми его классов, социальных групп и слоев, учитывать неизбежность «платы» (экономической, экологической и т.д.) за социальный про­гресс. Она постоянно стоит перед выбором: удовлетворению интере­сов каких социальных групп отдать предпочтение на данном этапе, как установить баланс непосредственных и более отдаленных послед­ствий принимаемых решений.

Таким образом, при разработке социальной политики неизбежно встает вопрос о социальных приоритетах, т.е. социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития в каче­стве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первооче­редного решения. Этот выбор всегда протекает на фоне и под давле­нием борьбы за гражданские права, за удовлетворение социальных нужд и требований. Он происходит между различными направления­ми повышения благосостояния и предполагает принятие решений: положению каких социальных групп следует уделить первоочередное или преимущественное внимание.

Высказанные тезисы позволяют понять суть и направленность социальной политики. Вместе с тем следует учесть одно обстоятель­ство: для подобного подхода характерно несколько расширительное толкование этого вида политики, когда вводятся понятия равновесия, стабильности, целостности, динамизма, образа жизни, зависящих, прежде всего от политики вообще, в том числе экономической. Употребление же понятия социального развития без четкого опреде­ления его содержания не позволяет установить границы социальной политики.

Несколько иные аспекты отмечаются при определении социаль­ной политики как целенаправленной деятельности государственных и общественных структур в социальной сфере общества, связанной с регулированием отношений основных социальных групп и общностей, согласованием их интересов друг с другом, а также с основными ин­тересами и целями общества, оптимизацией процессов социальной дифференциации и интеграции, укреплением основ принятой в обще­стве системы социальной справедливости, реализацией личных сво­бод и прав граждан.

Несмотря на то, что здесь также дается понимание социальной политики в широком смысле слова, она связывается с понятиями справедливости, личных свобод и прав граждан, социальной диффе­ренциацией. Такой подход позволяет точнее определить границы со­циальной политики.

Естественно, возникает вопрос о толковании социальной поли­тики в узком смысле слова, ибо для общества небезразлично, в каком действовать масштабе и что требовать от государства как основного субъекта политики. Отталкиваясь от сложившейся практики, нетруд­но заметить, что при определении социальной политики все чаще до­минирует такой подход: это система государственных мер по под­держанию тех или иных общественных групп и слоев, которые в силу определенных обстоятельств оказываются в более трудном положе­нии, чем другие, и не могут своими силами его улучшить, вырваться из тисков нужды, неблагополучия. При таком рассмотрении социаль­ной политики ее пространство не безгранично, оно сужается только до рамок дифференцированной поддержки социально уязвимых слоев населения (пенсионеров, детей-сирот, инвалидов, студентов, без­домных, безработных, многодетных семей и пр.). Следовательно, го­сударство связывает себя только определенными обязательствами, осуществляя социальную политику: она не для всех, а избирательна, имеет свой адрес. Не случайно сейчас в ходу термин «адресная по­мощь», воплощающий на практике принцип дифференциации, выборочности.

Сложилось и толкование социальной политики как деятельности и государства, и общественных организаций по регулированию социальной сферы и социальных отношений, совокупности мер по обеспечению жизненно важных потребностей населения. В конечном счете эффективность социальной политики в той или иной стране! определяется тем, в какой степени улучшается жизнь человека, обла­гораживаются условия его труда и отдыха, быта, укрепляется здоровье, повышается сознательность и культура, совершенствуются межэтнические и межличностные отношения, соблюдаются деклариро­ванные права и свободы и т.д.

В этом определении обоснованно корреспондируется социальная политика и социальные отношения, хотя последнее понятие не раскрывается. А оно, как известно, употребляется в широком смысле (общественные отношения вообще) и более узком. Разница же принципиальна, ибо от толкования этого понятия зависит определение системы социаль­ной политики, ее элементов и их взаимосвязи. Одно дело - направлен­ность на всю совокупность отношений в обществе, и другое - на отноше­ния, связанные с определенными, а не всеми сферами и отношениями, т.е. в более ограниченном объеме.

Интерес представляет концепция о различных измерениях социальной политики: экономическом, организационном, правовом, соб­ственно социальном, культурологическом, экологическом, личност­ном. Соответственно этому выдвигаются объективные критерии, ко­личественные и качественные характеристики социальной политики. Среди них приоритетное значение имеют: практическая реализация принципа социальной справедливости; учет социальных интересов ( различных групп людей, удовлетворение их рациональных потребностей; социальная защищенность населения, особенно его малоимущих и социально уязвимых слоев.

Социальная политика своими регулятивными функциями охватывает отношения между городом и деревней, людьми умственного и физического труда, различными нациями, народностями и этниче­скими группами, между классами и внутриклассовыми слоями, профессиональными и половозрастными общностями, между государством и индивидом. Эти положения позволяют более четко представить объем социальных отношений, регулируемых под воздействием соци­альной политики, и понять ее элементы в совокупности и взаимосвязи как системы.

Принципиально важными видятся определения социальной сферы как объекта социальной политики и ее важнейшего субъекта - го­сударства. Социальная сфера, по мнению ряда исследователей, охва­тывает систему социальных, социально-экономических, националь­ных отношений, связи общества и личности. В нее включается также совокупность социальных факторов жизнедеятельности общественных групп и личности, условий их развития. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений.

Изложенные положения уточняют понимание социальной сферы и социальных отношений и выводят на рассмотрение последних в аспекте «общество - общность - человек», что крайне важно для | восприятия сути социального, а отсюда и объекта и содержания соци­альной политики.

Наконец, принципиальное значение для понимания сути социаль­ной политики, ее системного характера имеет классификация социаль­ных отношений как одной из форм социального взаимодействия, отли­чающегося широтой социальных связей и отношений. Таковыми явля­ются: социально-групповые (классы, социальные слои, группы); соци­ально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсио­неры и др.); социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические группы и др.); социально-профессиональные (трудо­вые коллективы, профессиональные объединения); межличностные (личности).

Представленная общепринятая классификация позволяет вос­принять социальную политику, направленную на регулирование со­циальных отношений, как сложный общественный феномен, в кото­ром конкретно-исторически приоритетное значение могут приобре­тать те или иные грани, стороны. В идеале социальная политика должна быть комплексной. Ограниченное в своих материальных возможностях общество, особенно в переходный период, вынуждено постоянно корректировать свою социальную политику, исходя из самых острых бед и неблагополучия тех или иных слоев, групп насе­ления, сужая рамки государственного социального воздействия - па­тернализма.

Заслуживает внимания такое определение социальной полити­ки, где фиксируется социальная группа как объект воздействия государства через ее интересы и посредством их. При таком подходе социальная политика рассматривается как составная часть внутрен­ней политики государства, воплощенная в его социальных про­граммах и практике, регулирующая отношения в обществе в инте­ресах и через интересы основных социальных групп. Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отно­шений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия.

Вместе с тем и это определение нельзя считать универсальным, так как объектом социальной политики объявляется социальная груп­па, ее интересы. Это правомерная трактовка, но несколько узкая, ибо из нее выпадает индивид в его социальном статусе. Разумеется, общ­ность - это совокупность индивидов, но все же суть общности прояв­ляется в групповой природе интереса, ориентации, других ценностей, групповом сознании. Социальная же политика на всех уровнях наце­ливается на благосостояние человека.

Проведенный анализ различных подходов к определению сути социальной политики позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, ее объектом являются социальная сфера и социальные отно­шения, развивающиеся на основе взаимодействия личностного и группового социального статуса, межличностных и групповых связей, обусловленных содержанием и дифференцированным характером трудовой деятельности, имущественного положения, материального благосостояния, направленностью политических ориентации и дру­гими факторами.

Во-вторых, это регулирующая деятельность государства и дру­гих субъектов, включая трудовые коллективы, общественные струк­туры, основанная на определенных принципах.

В-третьих, в фокусе социальной политики находится социаль­ный интерес человека и группы, без удовлетворения и поддержа­ния которого общество не может видеться благополучным. Отсюда одним из основных критериев социальной политики можно считать социальное самочувствие людей как реакцию на принимаемые госу­дарством меры по удовлетворению социального интереса.

Если считать, что речь идет об интересе, связанном с трудом, его оплатой, стимулированием, состоянием здоровья и возможностью удовлетворять такие жизненно важные потребности, как получение образования, приобретение профессии, получение достойной за свой труд оплаты, здоровье семья, быт, реализация духовных запросов, то становится понятным, сколь многообразен и сложен социальный ин­терес.

С учетом сказанного можно понимать социальную политику как политику государства и других институтов общества, объектом которой являются социальная сфера и социальные отношения групп и людей как элементов социума во имя удовлетворения и стимулирования их жизненных потребностей, смягчения нега­тивных воздействий социальной среды.

Наши рекомендации