Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 5 страница
Одно из их зрелищ носило название Бизоньей пляски, Дэй Гейя-
гооанно (Ва-$е'-уа-§о-о-ап'-по). Эта пляска предназначалась только для мужчин. Музыкальное сопровождение состояло из песен, которым аккомпанировали барабан и трещотка. Основной особенностью танца было стремление подражать действиям бизона. По преданию, эта пляска зародилась во время военной экспедиции ирокезов против чероки. Когда они дошли до солончака в Кентукки, они услышали в первый раз бизонов, «поющих свои любимые песни» (мычание и ворчание). Это мычание было положено в основу музыки, а их движения дали основу пляске.
В связи с плясками ирокезов можно упомянуть концерты, занимающие видное место в их развлечениях. Отметим один из четырех,
Рис. 15. Трещотка из тыквы
составляющих серию различных видов. Его называли Оеедосе (О-ее-йозе). Он давался ночью, в темном помещении, и женщинам не позволялось присутствовать на нем. Участвующие в концерте сидели на лавках, поставленных в один ряд вдоль стен, каждый держал в руке трещотку такого же типа, какие представлены на рис. 15. Трещотки изготовлялись из тыкв разной величины с отверстиями, просверленными в них так, что каждая издавала особый звук. Из 20 таких трещоток-погремушек, которыми гремели на подобном концерте, не было двух, производящих одинаковый звук. Внутрь тыквы клали зерна кукурузы. Когда участники были готовы, один запевал песню, для которой все отбивали такт своими трещотками, и через определенные промежутки времени все хором присоединялись к ней. Затем следующий начинал песню, которая продолжалась и заканчивалась таким же образом. После того как каждый поочередно исполнял свою песню, которая с аккомпанементом и хоровыми припевами была довольно приятным развлечением, концерт заканчивался6.
е Индейцы, по-видимому, обладают хорошим чувством ритма и проявляют его в своей музыке и плясках со значительной точностью; но чувство мелодии у них развито плохо. Они не знают ничего о естественных интервалах между тонами и полутонами. В их музыке всегда преобладает один постоянно повторяющийся звук, от которого остальные отличаются всякого рода неправильными интервалами и частичными интервалами. Мелодии ирокезов, если этим словом можно назвать их примитивные песни, многочисленны и разнообразны и способны также вызывать энтузиазм или грусть. В их песнях, приуроченных к опреде-
Три остальных концерта — это Знахарский концерт Ганодай-осух (Са-по-йа'-уо-зиЬ); Женский концерт Оеундота (О-е-ип'-йоЧа), и описанный Благодарственный концерт Эйхдовех (АЬ-йб-луеЪ).
Нет необходимости характеризовать остальные пляскиж. По крайней мере существенное было показано и дает общее представление о плясках ирокезов. Некоторые из них были описаны более подробно, чтобы создать впечатление об индейском обществе. Эти увеселе-
ленному событию, как, например, в Эйхдовех, музыка, как и слова, нередко была импровизацией. Индейский голос, особенно женский, музыкален и хорошо поддается обработке.
114 Ирокезские пляски
Пляски, отмеченные знаком *, иноплеменного происхождения, знаком + в настоящее время вышли из употребления, знаком ф являются костюмированными.
1. 0-51о-\уеЬ'-80-та Т
2. Оа-па'-о-иЬ Т
3. Ва-уип'-йа-пез-Ьигй-Ьа
Оа-с1б'-: Ъо1е * 0-1о-\уа'-§а-1<а 1е-Ьа-уа Оа-по-]"11'-§а-о
Оа-по'-да-уо Т
11. 8о-\уеЬ-о-ап'-по *
12. За-Ьо'--лта-о-ап'-по
13. ОиЬ-ва-^а-пе-а+
14. Са-во'-а
15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. |
О-аз-Ьа-пе'-а Ва-8-«'а-с1а-пе'-а Оа-пе-а'-, еЬ-о ип-(1а-о1а-о-а1'-Ьа
\Уа-5а''-;.е11* Т
Ва-|е'-уа-§о-о-ап'-по Nе-а-§\V^-о-ап'-по * ^а-а-по'-а +
28. Ш-йе-а-пе-зиЬ'-Ъа •
чп /"ч •• » ••
31! Оа^е'ча 32. 13п-с1а а1'-М
Великая пляска пера
Великая благодарственная пляска
Пляска с соединенными руками
Пляска с притоптыванием Северная пляска Старинная пляска Вынимание котла Рыбья пляска Трясение куста
Пляска трещоток
Утиная пляска Голубиная пляска Трение блюд
Пляска наколенных погремушек
Пляска в честь умерших Шаркающая пляска Пляска кувыркания Черепашья пляска Пляска посвящения девушек Шаркающая пляска Темная пляска
Пляска сиу, или Военная
пляска
Бизонья пляска
Медвежья пляска
Удары палки
Пляска вприсядку
Пляска скальпов
Пляска следопыта
Пляска пожатия рук Пляска личин (ложных лиц) То же Подготовительная пляска
Для обоих полов
Для женщин
»
» Для женщин
»
» Для мужчин
ния первобытных обитателей нашей страны сами по себе не лишены интереса, хотя в них и обнаруживаются настроения, не свойственные людям более высокого развития. Для охотника по природе и по склонности, чувствующего отвращение к городам и нетерпеливого в труде, охота, война и огонь совета вместе с пляской составляли три важнейших и постоянных занятия его жизни. Трудно представить себе, насколько надежды, дружба, счастье и даже добродетели индейцев были неразрывно связаны с танцем. Пляска разжигала пламя патриотизма, пылавшее в груди ирокеза в то время, когда он доказывал доблесть своей расы на холмах Новой Англии, в прериях Миссисипи или в непроходимых лесах юга. Ею он отмечал свои победы, а в дни мира пляска служила развитию его социальных чувств. И с ней также в определенные времена года он возносил свою хвалу и благодарность Великому духу, вечно сущему Творцу его бытия.
ГЛАВА V
Национальные игры. — Битье об заклад. —Игра в мяч. — Игра в дротики. — Игра в бляшка из оленьего рога. — Игра в снежную змею.—Игра в снежную лодку. :— Стрельба из лука.—Игра в персиковые косточки.— Увлечение играми
Еще один богатый источник развлечений в жизни индейцев можно найти в их племенных играх. В эти игры не только играли на религиозных празднествах, где они составляли значительную часть увеселений, но нередко для их проведения отводились особые дни. Ирокезы предавались этому развлечению с величайшим рвением и усердием и прилагали неутомимые старания к совершенствованию своего искусства в каждой игре. У ирокезов существовало лишь шесть основных игр, которые разделяются на атлетические и азартные.
Вызовы на соревнование по некоторым из этих игр часто посылали из одной деревни в другую и даже от одной нации другой. В таких случаях отборные игроки каждой общины или нации вызывались для участия в состязании за победный приз. Царило сильнейшее возбуждение, когда в борьбу вступали искуснейшие игроки соперничающих селений или соседних наций а. Народ становился на сторону каждой из партий с таким воодушевлением, которое сделало бы честь и зрителям и участникам на широко прославленных эллинских играх. За мили и даже за сотни миль стекались индейцы к назначенному сроку, чтобы присутствовать на состязании.
В противоположность олимпийским играм никакие венки не жда-
а Предание говорит, что война, окончившаяся около 1654 г. изгнанием зри из западной части штата Нью-Йорк, произошла из-за нарушения обещания ияи вероломства со стороны эри в игре в мяч, на которую они вызвали сенека.
ли победителей. Это была борьба между нацией и нацией, селением и селением или племенами и племенами — одним словом, партий против партий, а не чемпиона против чемпиона. Победа была наградой в соревновании, и она принадлежала не восторжествовавшим игрокам, но партии, выславшей их на состязание.
Когда эти игры проводились не по официальному вызову одной общины против другой, то играющие сами разделялись на две партии согласно их племенным делениям. По основной структуре ирокезов, как излагалось выше, племена Волка, Медведя, Бобра и Черепахи были родными братьями друг другу и двоюродными по отношению к четырем другим племенам. При проведении игр они всегда выступали вместе п образовывали одну партию, или сторону. Точно так же Олень, Кулик, Цапля и Ястреб были братьями друг другу и кузенами четырем названным выше племенам. Они образовывали вторую, или противоположную, партию. Таким образом, во всех индейских играх, за исключением упомянутых, народ разделялся на две партии, четыре племени всегда состязались с четырьмя другими. Отец и сын, муж и жена попадали в противоположные партии.
У ирокезов было обыкновение биться об заклад об исходе состязания. Так как эта привычка никогда не порицалась их религиозными наставниками, а, наоборот, скорее поощрялась, то это часто вело к потере чувства меры. Нередко случалось, что индеец проигрывал все ценные предметы, которыми он обладал: томагавк, медаль, украшения и даже одеяло. Возбуждение и пыл, с которыми он наблюдал переменчивое счастье игры, были еще неудержимее, чем исступленное волнение бледнолицых на скачках или даже за игорным столом-. Легко возбудимый темперамент индейцев и дух соревнования делали их особенно склонными к удовольствиям от национальных игр.
Пари заключались в организованном порядке, и вносимые в заклад вещи выставлялись напоказ, передавались устроителям игры. На заклад, предложенный кем-либо с одной стороны в виде какого-нибудь ценного предмета, ставился кем-либо с другой стороны аналогичный предмет или равный ему по ценности. Украшения составляли обычную разменную единицу. Таким же образом предлагались и ставились другие заклады, пока не накапливались иногда сотни предметов. Они откладывались в сторону устроителями, пока игра не кончалась. Тогда каждый проигранный предмет передавался выигравшему вместе с его собственным, который он рискнул поставить.
У ирокезов игра в мяч, отадажисквааге (о1а-с1а-]1з1с'-диа-а§е) из подобных развлечений была любимой. Эта игра восходит к отдаленной древности, она широко распространена среди красной расы, и в нее играли с таким пылом и воодушевлением, что этому^едва ли можно поверить. Играли небольшим мячом из оленьей кожи две партии игроков, обычно от шести до восьми человек в каждой. Игра состояла из нескольких состязаний, в которых партии игроков старались прогнать мяч через свои собственные ворота. На противоположных сторонах открытой равнины или поля, воздвигали ворота, отстоявшие друг от друга почти на 400 метров. Ворота представляли собой два столба, иногда до 10 футов высотой, вбитых в землю на расстоянии
около 15 метров друг от друга. Каждые ворота принадлежали одной яз сторон, и состязание заключалось в том, что одна из партий должна была первой прогнать мяч положенное число раз через свои ворота. Игра велась со счетом пять или семь, как договаривались партии. Если, например, условленное число было «пять», то выигрывала та партия, которая первой проводила или прогоняла мяч данное число раз через свои ворота. Таким образом, после восьми состязаний стороны могли оказаться в равном положении, выиграв каждая по четыре раза, в этом случае одерживала победу та партия, которая выигрывала в девятом состязании. Играющие начинали в центре поля, на полпути между воротами. Если один из них уставал или ослабевал во время игры, ему разрешалось покинуть ряды, и его партия могла заменить его свежим игроком, но ни в коем случае не разрешалось увеличивать первоначальное число. С каждой стороны назначались постоянные руководители следить за тем, чтобы правила игры соблюдались строго и справедливо. Одно из правил запрещало игрокам трогать мяч руками или ногами. Приготовляясь к игре, игроки раздевались донага, если не считать набедренной повязки (рис. 16) б. Нередко они проходили также курс диеты и тренировки, как и при подготовке к состязаниям в беге.
Когда наступал назначенный день, присутствовать на состязании стекался народ со всей прилегающей округи. Около полудня люди собирались в определенное место и, разделившись на две компании, располагались группами по обе стороны линии между воротами, ожидая начала игры. Как только игроки были готовы, они становились двумя параллельными рядами лицом друг к другу на середине этой линии; каждый держал клюшку-ракетку для мяча, изображенную на рис. 17, и только ею они должны были загонять мяч. Когда все приготовления были закончены, мяч посылался между двумя шеренгами играющих и принимался ракетками двоих, стоявших в середине каждой шеренги друг против друга. После короткой борьбы между ними, в которой каждый игрок старался своей ракеткой овладеть мячом и дать ему первый толчок по направлению к своим собственным воротам, мяч выкатывался, и начиналась погоня. Летящий мяч перехватывался, и вокруг него тут же собиралась группа игроков, каждый из которых стремился выхватить его и направить в сторону ворот своей партии. Таким способом мяч нередко захватывался в различных частях поля, и за обладание им разгоралась ожесточенная борьба. Когда он освобождался, им ударяли об землю или посылали в воздух; но, как только представлялся случай, один из игроков на бегу подхватывал мяч на ременный переплет ракетки и несся с ним по направлению к воротам. Чтобы предохранить себя от случайности, из-за которой в один момент может определиться исход одного состязания, несколько игроков отделялись от группы, борю-
Гака (§а-1са), или набедренная повязка, представляла собой полосу замши или сукна около четверти ярда шириной и двух ярдов длиной, украшенную на концах вышивкой из бисера или игл дикобраза. Эта полоса пропускалась между ногами и укреплялась замшевым поясом, охватывавшим талию, так что расшитые концы спускались поверх пояса, спереди и сзади, наподобие передника.
Рис.-16. Набедренная повязка |
щейся за мяч, и выбирали позицию, с которой можно было бы перехватить бегуна по диагональной линии, если кто-нибудь из противников партии овладеет мячом. Часто гонки составляли самый волнующий момент игры как из-за скорости бегунов, так и из-за результата, от которого зависела дальнейшая игра. Когда путь бегуна пересекался противником, появлявшимся перед ним по диагональной линии, и он уже не видел возможности хитростью или уверткой ускользнуть от него, он пово-рачивалсяи кидал мяч через головы, свою и противника, по направлению к своим воротам или игроку своей партии, если между ним самим и воротами находились игроки. Когда полет мяча задерживался в какой-нибудь части поля, вокруг него происходила горячая и даже неистовая схватка; игроки действовали ракетками с таким проворством и управляли своими движениями с таким искусством и ловкостью, что нередко протекало несколько
минут, прежде чем мяч вылетал с поля. Иногда в пылу борьбы, но исключительно по случайности игрок получал сильные ушибы и кровь струилась по его телу. Если игрок был выведен из строя, он оставлял свою ракетку и покидал поле, а его место занимал свежий игрок из его партии. Нередко игра протекала с таким жаром и мастерством, что игроки настигали мяч у самой границы ворот противника. И наконец, после переменного успеха мяч прогонялся с торжеством через свои ворота. Когда одно состязание в игре было решено, одолевшая партия испускала общий крик радости.
После краткой передышки для подкрепления игроков начиналось второе испытание, и протекало оно, как и первое. Иногда оно решалось в несколько минут, но гораздо чаще тянулось час, а иногда и много дольше, поскольку ловкость и тренировка довели эту игру до высокой техники. Если каждое испытание проводилось горячо и стороны держались почти наравне в условленном числе, то игра затя-
гивалась,пока надвигающиеся сумерки не делали необходимым отложить завершение ее до следующего дня.
После исхода игры восклицания торжества, как и можно было ожидать, не знали границ. В воздух бросали головные уборы, томагавки и плащи-накидки, и в течение нескольких минут победные крики раздавались со всех сторон. Несомненно, предусмотрительными были меры, в результате которых одержавшая верх партия находилась на противоположной стороне поля и на значительном расстоянии от побежденной, иначе подобный гул ликования мог оказаться слишком возбуждающим даже для терпения индейца.
В древние времена ирокезы употребляли массивный мяч-клубок. Ракетка делалась также без переплета, со сплошной круглой головкой. Впоследствии они заменили их кожаным мячом и ракеткой с переплетом современного типа. Эти замены произошли так много лет назад, что дата их утеряна (см. рис. 17).
Игра в дротики, ганэйгао (§а-па'-^а-о), была очень проста, она зависела от ловкости, с которой дротик метался в кольцо, когда оно катилось по земле. Ирокезы зачастую превращали ее в крупную игру, привлекая к состязанию искусных игроков и держа пари относительно результата. Народ разделялся по племенам, четыре братских племени играли против четырех своих кузенных племен, как в предыдущем случае, если только игра не проводилась по вызову между соседними общинами.
Дротик был пяти-шести футов длиной, 3Л дюйма в поперечнике и обычно изготовлялся из дерева шкори или клена. Он тщательно отделывался, заострялся на одном конце и обдирался в полоску, как показано на рис. 18. Кольцо имело около восьми дюймов в диаметре, делалось или в виде обруча, или наподобие массивного колеса, и тогда его обвивали лубком. Иногда дротик метали горизонтально, кладя указательный палец, на его основание и поддерживая его большим и средним пальцами; в других случаях его держали за середину и метали рукой, поднятой над плечом.
С каждой стороны выстраивалось от 15 до 30 игроков, у каждого было от трех до шести
дро„тиков, причем число "................................................. "
игроков и дротиков зависело от интереса к игре и от времени, которое они собирались посвятить ей. Сами дротики являлись выигрышем, и та партия, которая одерживала победу выигрывала их.
Руководители заранее
договаривались, по какой
черте должно было ка
титься кольцо, на каком '..... "~^~.... ;................................. "..................
расстоянии группы игро- рис. 17. Клюшка-ракетка для мяча
ков должны были нахо-
*г *г -тг -=т=г=^~ ДИТЬСЯ друг ОТ Друга И
от самой черты. Когда
эти пункты были уре
гулированы и партии
установлены, одна пар-
Рис. 18. Метательный дротик (8а-§еЬ'-йа) ™Я КаТИЛа КОЛЬ?° по
р 8 8 ' черте перед другой. Ког-
да оно катилось мимо
в него метали дротики. Если дротик ударял по кольцу, то игроки противоположной стороны должны были вставать на место человека, ударившего в кольцо, и метать свои дротики один за другим в кольцо, которое ставили как мишень на месте, где в него попали Брошенные таким способом дротики, попавшие в мишень сохранялись. Те же, которые не попадали в цель, переходили к противной партии, которая метала их в кольцо с того же самого места. Те дротики, которые попадали, считались выигрышем и изымались из игры, тогда как остальные возвращались их первоначальным владельцам. После этого первое состязание кончалось, и кольцо вновь катилось, и другая партия, в свою очередь, метала в него свои дротики. Если в кольцо попадали, то от партии, катившей его требовалось точно так же рискнуть своими дротиками, бросая их в мишень Пролетавшие мимо передавались другой партии, а те, которые при метании попадали в мишень, также считались выигрышем и выходили из игры. Таким образом игра продолжалась до тех пор пока одна из партий не лишалась своих дротиков, что само по себе 'решало исход игры.
Существовала еще одна игра с дротиками, гагэйдаяндук (К5-^а-йа-уап -<№), в которую играли, бросая их в воздух. Применявшийся в этой игре дротик делался из сумаха по причине его легкости и имел ту же длину и толщину, как и в первой игре. Эта игра состояла из отдельных соревнований, как и игра в мяч, и выигрывалась партией, которая первой добивалась условленного числа очков. Обычно счет был от 15 до 20, а число игроков с каждой стороны колебалось от пяти до десяти. Когда стороны были готовы тот кто должен был бросить первым, выбирал предмет, в который должен был метаться дротик, чтобы дать ему толчок к полету вверх и определял его расстояние от установленного места. Если например, это было бревно на расстоянии 5,5 ярда, то игрок клал свой указательный палец на основание дротика и, поддерживая его большим и средним пальцами, бросал так, чтобы он ударился о верхний край бревна и отскочив от него, летел вперед, пока не ослабевала сила полета. Подобным же образом все игроки по очереди метали свои дротики. Выигрывал очко тот, кто кидал на наибольшее расстояние. Лели другой из этой же партии опережал всех из противоположной, ему засчитывалось еще одно очко, и так было с каждым, кто опережал всех остальных с противоположной стороны В следующем состязании другая партия выбирала и объект, в который предстояло метать дротики, и расстояние. Игра продолжалась таким образом до тех пор, пока не выигрывали условленного количества очков. 160
Рис. 19. Бляшки из оленьего рога (§и8-§а-е-за'-1а) |
Гусгэйесэйта (§45-§а-е-за'4а\ игра в бляшки из оленьего рога, собственно говоря, была домашняя игра, хотя иногда ее устраивали как развлечение во время религиозных советов, причем народ распределялся по племенам, как обычно, и бился об заклад об исходе игры. Из лосиного рога вырезали восемь бляшек около дюйма в поперечнике и, округлив и отшлифовав их, слегка обжигали одну сторону, чтобы почернить их. Если эта игра проводилась как общественная, то одновременно играли двое со сменой играющих, как описывается ниже в игре с персиковыми косточками. У домашнего очага в нее играли или вдвоем или с большим числом игроков, и все игроки оставались на своих местах, пока она не заканчивалась. Определенное количество бобов, например 50, составляло ставку, и игра продолжалась до тех пор, пока один из игроков не выигрывал их все. Два человека расстилали одеяло] и усаживались на нем. Один из них тряс оленьи бляшки в руках и затем высыпал их на одеяло. Если шесть бляшек падало одним и тем же цветом кверху, это считалось за два, если семь — за четыре, если все — за двадцать; выигравший забирал столько бобов из общего фонда, сколько получал очков от броска. Он продолжал бросать до тех пор, пока не выигрывал. Когда наверх выходило менее шести, черных или белых, то считалась ничья и бросок переходил к другому игроку. В таком роде игра продолжалась до тех пор, пока все бобы не оказывались на руках у обоих игроков. После этого один выплачивал другому из своего собственного выигрыша, причем игра заканчивалась, как только исчерпывался запас бобов у того или другого игрока. Если играли четверо, то или у каждого был партнер или каждый играл за себя, как кому нравилось; но если играли больше двоих, то каждый должен был уплатить выигравшему выигранную им сумму. Таким образом, если четверо играли каждый за себя и в ходе игры у одного из них бляшки падали кверху все черным или все белым цветом, то после распределения между ними бобов остальные трое обязаны были каждый выплатить ему по 20 бобов; но если в банке еще оставались бобы, он получал всего 20. Оленьи бляшки делались одинакового размера. На рис. 19 они представлены в различных ракурсах.
Гэйвэйсэй (^а-дуа'-за), или снежная змея (рис. 20). Среди развлечений зимнего времени в жизни индейцев бытовала игра в снежную змею. Первоначально она предназначалась для увеселения молодежи, но иногда устраивалась как общественная игра между
6 Заказ № 2548
племенами, подобно другим играм, и вызывала высокую степень
Рис. 20. Снежная змея (ва-луа'-ва) воодушевления и, как
обычно, много ставок. Змею бросали рукой,
прижимая указательный палец к ее основанию и придерживая змею большим и остальными пальцами. Таким образом ее пускали по снежному насту со скоростью стрелы и на гораздо большее расстояние, чем стрелу, так что она иногда пролетала 300 или 400 метров. Успех игрока зависел от его ловкости и мускульной силы.
Змеи изготовлялись из дерева гикори с большой точностью и совершенством отделки. Они были от пяти до семи футов длиной, около ^/^ дюйма толщиной, постепенно утончаясь приблизительно от 1 дюйма в головке до 1/2 дюйма у основания. Головку делали округленной, слегка приподнятой кверху и со свинцовым наконечником для увеличения быстроты движения.
Эта игра, подобно игре в мяч, разделялась на несколько отдельных состязаний и заканчивалась, когда та или другая партия выигрывала условленное число очков, обычно от семи до десяти. Игроки тщательно отбирались, и их число было строго ограниченно — обычно не больше шести. Затем определяли место запуска змеи и линию или общее направление, по которому должны были бросать змею. После того как все змеи игроками обеих сторон были брошены, нужно было определить счет. Змея, пролетевшая самое дальнее расстояние, давала очко запустившей ее стороне. Очки могли быть выиграны той же самой стороной, если вторую или третью змею находили дальше всех змей противоположной стороны. Одно очко давалось за каждую змею, опередившую всех змей противоположной партии. Эти состязания повторялись до тех пор, пока одна из партий не добивалась числа очков, требуемого для исхода игры.
В стрельбе из лука вряд ли кто-нибудь мог превзойти индейца. Обладая острым зрением и сильными мускулами, он умел посылать стрелы так же безошибочно, как стрелки Робина Гуда. Это нельзя назвать собственно игрой, но испытания ловкости были обычны в древние времена; удачная стрельба из лука создавала человеку высокую репутацию.
Индейский лук имел обычно от 3 1/2 до 4 футов длины и был настолько упруг, что неопытный человек едва мог согнуть его так, чтобы натянуть тетиву. Оттянуть надежную тетиву назад на длину руки можно было только благодаря практике и огромной мускульной силе. Пущенная таким способом стрела молниеносно поражала объект. Стрела имела около трех футов в длину и на тупом конце была оперена по спирали, что придавало ей вращательное движение при полете. Это обеспечивало ее движению горизонтальность и точность, что, несомненно, в более позднее время дало идею винтового нареза в стволе винтовки, благодаря которому пулю заставляют вращаться таким же образом. Английские и шотландские стрелки оперяли свои стрелы, но без этой особенности. Они тоже употребляли
три пера, которые укрепляли параллельно стреле и друг другу. Но укрепляли на одной стороне стрелы и занимали три четверти ее таким образом, что три параллельных пера образовывали друг с другом тупые углы. Индейцы же употребляли лишь два прра, проходившие вокруг по противоположным сторонам стрелы винтообразно, как показано на рис. 21. Для этой цели перо отделяли от стерженька и при помощи сухожилия привязывали к стреле. Первоначально наконечник индейской стрелы делался из кремнистого сланца, благодаря чему она могла глубоко вонзаться в любой поражаемый ею предмет. Подобной стрелой нетрудно было свалить оленя, дикую птицу и даже самого воина. Известны из раскопок скелеты с черепами, пробитыми наконечниками стрел такого типа, с кремневыми остриями, сидящими в раздробленной кости или целиком внутри черепа. В штате Орегон и на верхней Миссисипи индейская стрела доныне делается с кремневым острием. Так было и у ирокезов, пока лук не был вытеснен винтовкой. Наконечники стрел этого типа еще находят рассеянными по всему штату. У индейской молодежи лук и стрела до сих пор служат излюбленным источником развлечений.
Состязания в беге также являлись спортом у ирокезов: они часто входили в состав развлечений, которыми заканчивались гражданские и траурные советы. В этой атлетической игре индеец не знал себе равных. Настоятельные нужды как войны, так и мира сделали необходимым для ирокезов иметь привычных и тренированных бегунов. Нередко их захватывал дух соревнования, и устраивались регулярные состязания за лавры победителя. На этих гонках четыре племени выставляли своих лучших бегунов против бегунов четырех других племен, исход состязания решал вопрос о превосходстве. Тренировка начиналась задолго до времени, назначенного для бегов. Нет необходимости описывать их. Ирокезы одевались для бегов так же, как и для игры в мяч. Прыганье, борьба и другие гимнастические упражнения, по-видимому, не входили в перечень общественных развлечений наших первобытных обитателей.
В старинную и любимую игру ирокезов гускаех (§из-1са-еЬ) играли с чашей и персиковыми косточками. Она всегда была игрой с битьем об заклад, в которой народ распределялся по племенам. По установившемуся обычаю, эта игра проводилась как заключительное развлечение в последний день празднеств зеленой кукурузы и жатвы, а также при праздновании Нового года. Введение этой игры приписывается первому Тододахо, прославившемуся при
Рис. 21. Лук (тса-а'-по); стрелы
6*
образовании Лиги. Распространено было народное поверье, что этой игрой они будут услаждаться в будущей жизни, в царстве Великого духа, что, пожалуй, было лишь преувеличенным проявлением их восхищения игрой.