Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 5 страница

Одно из их зрелищ носило название Бизоньей пляски, Дэй Гейя-

гооанно (Ва-$е'-уа-§о-о-ап'-по). Эта пляска предназначалась только для мужчин. Музыкальное сопровождение состояло из песен, кото­рым аккомпанировали барабан и трещотка. Основной особенностью танца было стремление подражать действиям бизона. По преданию, эта пляска зародилась во время военной экспедиции ирокезов против чероки. Когда они дошли до солончака в Кентукки, они услышали в первый раз бизонов, «поющих свои любимые песни» (мычание и ворчание). Это мычание было положено в основу музыки, а их движе­ния дали основу пляске.

В связи с плясками ирокезов можно упомянуть концерты, зани­мающие видное место в их развлечениях. Отметим один из четырех,

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 5 страница - student2.ru

Рис. 15. Трещотка из тыквы

составляющих серию различных видов. Его называли Оеедосе (О-ее-йозе). Он давался ночью, в темном помещении, и женщинам не поз­волялось присутствовать на нем. Участвующие в концерте сидели на лавках, поставленных в один ряд вдоль стен, каждый держал в руке трещотку такого же типа, какие представлены на рис. 15. Трещотки изготовлялись из тыкв разной величины с отверстиями, просверленными в них так, что каждая издавала особый звук. Из 20 таких трещоток-погремушек, которыми гремели на подобном концерте, не было двух, производящих одинаковый звук. Внутрь тыквы клали зерна кукурузы. Когда участники были готовы, один запевал песню, для которой все отбивали такт своими трещотками, и через определенные промежутки времени все хором присоединялись к ней. Затем следующий начинал песню, которая продолжалась и заканчивалась таким же образом. После того как каждый поочередно исполнял свою песню, которая с аккомпанементом и хоровыми припе­вами была довольно приятным развлечением, концерт заканчивался6.

е Индейцы, по-видимому, обладают хорошим чувством ритма и проявляют его в своей музыке и плясках со значительной точностью; но чувство мелодии у них развито плохо. Они не знают ничего о естественных интервалах между тонами и полутонами. В их музыке всегда преобладает один постоянно повто­ряющийся звук, от которого остальные отличаются всякого рода неправильными интервалами и частичными интервалами. Мелодии ирокезов, если этим словом можно назвать их примитивные песни, многочисленны и разнообразны и способ­ны также вызывать энтузиазм или грусть. В их песнях, приуроченных к опреде-

Три остальных концерта — это Знахарский концерт Ганодай-осух (Са-по-йа'-уо-зиЬ); Женский концерт Оеундота (О-е-ип'-йоЧа), и описанный Благодарственный концерт Эйхдовех (АЬ-йб-луеЪ).

Нет необходимости характеризовать остальные пляскиж. По край­ней мере существенное было показано и дает общее представление о плясках ирокезов. Некоторые из них были описаны более подроб­но, чтобы создать впечатление об индейском обществе. Эти увеселе-

ленному событию, как, например, в Эйхдовех, музыка, как и слова, нередко была импровизацией. Индейский голос, особенно женский, музыкален и хорошо поддается обработке.

114 Ирокезские пляски

Пляски, отмеченные знаком *, иноплеменного происхождения, знаком + в настоящее время вышли из употребления, знаком ф являются костюмирован­ными.

1. 0-51о-\уеЬ'-80-та Т

2. Оа-па'-о-иЬ Т

3. Ва-уип'-йа-пез-Ьигй-Ьа

Оа-с1б'-: Ъо1е * 0-1о-\уа'-§а-1<а 1е-Ьа-уа Оа-по-]"11'-§а-о

Оа-по'-да-уо Т

11. 8о-\уеЬ-о-ап'-по *

12. За-Ьо'--лта-о-ап'-по

13. ОиЬ-ва-^а-пе-а+

14. Са-во'-а

15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27.

О-аз-Ьа-пе'-а Ва-8-«'а-с1а-пе'-а Оа-пе-а'-, еЬ-о ип-(1а-о1а-о-а1'-Ьа

\Уа-5а''-;.е11* Т

Ва-|е'-уа-§о-о-ап'-по Nе-а-§\V^-о-ап'-по * ^а-а-по'-а +

28. Ш-йе-а-пе-зиЬ'-Ъа •

чп /"ч •• » ••

31! Оа^е'ча 32. 13п-с1а а1'-М

Великая пляска пера

Великая благодарственная пляска

Пляска с соединенными ру­ками

Пляска с притоптыванием Северная пляска Старинная пляска Вынимание котла Рыбья пляска Трясение куста

Пляска трещоток

Утиная пляска Голубиная пляска Трение блюд

Пляска наколенных погрему­шек

Пляска в честь умерших Шаркающая пляска Пляска кувыркания Черепашья пляска Пляска посвящения девушек Шаркающая пляска Темная пляска

Пляска сиу, или Военная

пляска

Бизонья пляска

Медвежья пляска

Удары палки

Пляска вприсядку

Пляска скальпов

Пляска следопыта

Пляска пожатия рук Пляска личин (ложных лиц) То же Подготовительная пляска

Для обоих полов

Для женщин

»

» Для женщин

»

» Для мужчин



ния первобытных обитателей нашей страны сами по себе не лишены интереса, хотя в них и обнаруживаются настроения, не свойственные людям более высокого развития. Для охотника по природе и по склонности, чувствующего отвращение к городам и нетерпеливого в труде, охота, война и огонь совета вместе с пляской составляли три важнейших и постоянных занятия его жизни. Трудно предста­вить себе, насколько надежды, дружба, счастье и даже добродетели индейцев были неразрывно связаны с танцем. Пляска разжигала пламя патриотизма, пылавшее в груди ирокеза в то время, когда он доказывал доблесть своей расы на холмах Новой Англии, в прериях Миссисипи или в непроходимых лесах юга. Ею он отмечал свои победы, а в дни мира пляска служила развитию его социальных чувств. И с ней также в определенные времена года он возносил свою хвалу и благодарность Великому духу, вечно сущему Творцу его бытия.

ГЛАВА V

Национальные игры. — Битье об заклад. —Игра в мяч. — Игра в дротики. — Игра в бляшка из оленьего рога. — Игра в снежную змею.—Игра в снежную лодку. :— Стрельба из лука.—Игра в персиковые косточки.— Увлечение играми

Еще один богатый источник развлечений в жизни индейцев можно найти в их племенных играх. В эти игры не только играли на религи­озных празднествах, где они составляли значительную часть увеселе­ний, но нередко для их проведения отводились особые дни. Ирокезы предавались этому развлечению с величайшим рвением и усердием и прилагали неутомимые старания к совершенствованию своего ис­кусства в каждой игре. У ирокезов существовало лишь шесть основ­ных игр, которые разделяются на атлетические и азартные.

Вызовы на соревнование по некоторым из этих игр часто посыла­ли из одной деревни в другую и даже от одной нации другой. В таких случаях отборные игроки каждой общины или нации вызывались для участия в состязании за победный приз. Царило сильнейшее воз­буждение, когда в борьбу вступали искуснейшие игроки со­перничающих селений или соседних наций а. Народ становился на сторону каждой из партий с таким воодушевлением, которое сделало бы честь и зрителям и участникам на широко прославленных эллин­ских играх. За мили и даже за сотни миль стекались индейцы к на­значенному сроку, чтобы присутствовать на состязании.

В противоположность олимпийским играм никакие венки не жда-

а Предание говорит, что война, окончившаяся около 1654 г. изгнанием зри из западной части штата Нью-Йорк, произошла из-за нарушения обещания ияи вероломства со стороны эри в игре в мяч, на которую они вызвали сенека.

ли победителей. Это была борьба между нацией и нацией, селением и селением или племенами и племенами — одним словом, партий против партий, а не чемпиона против чемпиона. Победа была награ­дой в соревновании, и она принадлежала не восторжествовавшим игрокам, но партии, выславшей их на состязание.

Когда эти игры проводились не по официальному вызову одной общины против другой, то играющие сами разделялись на две пар­тии согласно их племенным делениям. По основной структуре иро­кезов, как излагалось выше, племена Волка, Медведя, Бобра и Че­репахи были родными братьями друг другу и двоюродными по отно­шению к четырем другим племенам. При проведении игр они всегда выступали вместе п образовывали одну партию, или сторону. Точно так же Олень, Кулик, Цапля и Ястреб были братьями друг другу и кузенами четырем названным выше племенам. Они образовывали вторую, или противоположную, партию. Таким образом, во всех индейских играх, за исключением упомянутых, народ разделялся на две партии, четыре племени всегда состязались с четырьмя другими. Отец и сын, муж и жена попадали в противоположные партии.

У ирокезов было обыкновение биться об заклад об исходе состя­зания. Так как эта привычка никогда не порицалась их религиозны­ми наставниками, а, наоборот, скорее поощрялась, то это часто вело к потере чувства меры. Нередко случалось, что индеец проигрывал все ценные предметы, которыми он обладал: томагавк, медаль, укра­шения и даже одеяло. Возбуждение и пыл, с которыми он наблюдал переменчивое счастье игры, были еще неудержимее, чем исступленное волнение бледнолицых на скачках или даже за игорным столом-. Легко возбудимый темперамент индейцев и дух соревнования делали их особенно склонными к удовольствиям от национальных игр.

Пари заключались в организованном порядке, и вносимые в за­клад вещи выставлялись напоказ, передавались устроителям игры. На заклад, предложенный кем-либо с одной стороны в виде какого-ни­будь ценного предмета, ставился кем-либо с другой стороны анало­гичный предмет или равный ему по ценности. Украшения составля­ли обычную разменную единицу. Таким же образом предлагались и ставились другие заклады, пока не накапливались иногда сотни пред­метов. Они откладывались в сторону устроителями, пока игра не кончалась. Тогда каждый проигранный предмет передавался выиг­равшему вместе с его собственным, который он рискнул поставить.

У ирокезов игра в мяч, отадажисквааге (о1а-с1а-]1з1с'-диа-а§е) из подобных развлечений была любимой. Эта игра восходит к отдален­ной древности, она широко распространена среди красной расы, и в нее играли с таким пылом и воодушевлением, что этому^едва ли мо­жно поверить. Играли небольшим мячом из оленьей кожи две партии игроков, обычно от шести до восьми человек в каждой. Игра состояла из нескольких состязаний, в которых партии игроков старались про­гнать мяч через свои собственные ворота. На противоположных сто­ронах открытой равнины или поля, воздвигали ворота, отстоявшие друг от друга почти на 400 метров. Ворота представляли собой два столба, иногда до 10 футов высотой, вбитых в землю на расстоянии

около 15 метров друг от друга. Каждые ворота принадлежали одной яз сторон, и состязание заключалось в том, что одна из партий долж­на была первой прогнать мяч положенное число раз через свои воро­та. Игра велась со счетом пять или семь, как договаривались партии. Если, например, условленное число было «пять», то выигрывала та партия, которая первой проводила или прогоняла мяч данное число раз через свои ворота. Таким образом, после восьми состязаний сто­роны могли оказаться в равном положении, выиграв каждая по че­тыре раза, в этом случае одерживала победу та партия, которая вы­игрывала в девятом состязании. Играющие начинали в центре поля, на полпути между воротами. Если один из них уставал или ослабе­вал во время игры, ему разрешалось покинуть ряды, и его партия могла заменить его свежим игроком, но ни в коем случае не разреша­лось увеличивать первоначальное число. С каждой стороны назнача­лись постоянные руководители следить за тем, чтобы правила игры соблюдались строго и справедливо. Одно из правил запрещало игро­кам трогать мяч руками или ногами. Приготовляясь к игре, игро­ки раздевались донага, если не считать набедренной повязки (рис. 16) б. Нередко они проходили также курс диеты и трениров­ки, как и при подготовке к состязаниям в беге.

Когда наступал назначенный день, присутствовать на состязании стекался народ со всей прилегающей округи. Около полудня люди собирались в определенное место и, разделившись на две компании, располагались группами по обе стороны линии между воротами, ожидая начала игры. Как только игроки были готовы, они станови­лись двумя параллельными рядами лицом друг к другу на середине этой линии; каждый держал клюшку-ракетку для мяча, изображен­ную на рис. 17, и только ею они должны были загонять мяч. Когда все приготовления были закончены, мяч посылался между двумя шеренгами играющих и принимался ракетками двоих, стоявших в середине каждой шеренги друг против друга. После короткой борьбы между ними, в которой каждый игрок старался своей ракет­кой овладеть мячом и дать ему первый толчок по направлению к сво­им собственным воротам, мяч выкатывался, и начиналась погоня. Летящий мяч перехватывался, и вокруг него тут же собиралась груп­па игроков, каждый из которых стремился выхватить его и направить в сторону ворот своей партии. Таким способом мяч нередко захваты­вался в различных частях поля, и за обладание им разгоралась оже­сточенная борьба. Когда он освобождался, им ударяли об землю или посылали в воздух; но, как только представлялся случай, один из игроков на бегу подхватывал мяч на ременный переплет ракетки и несся с ним по направлению к воротам. Чтобы предохранить себя от случайности, из-за которой в один момент может определиться исход одного состязания, несколько игроков отделялись от группы, борю-

Гака (§а-1са), или набедренная повязка, представляла собой полосу зам­ши или сукна около четверти ярда шириной и двух ярдов длиной, украшенную на концах вышивкой из бисера или игл дикобраза. Эта полоса пропускалась меж­ду ногами и укреплялась замшевым поясом, охватывавшим талию, так что рас­шитые концы спускались поверх пояса, спереди и сзади, наподобие передника.


Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 5 страница - student2.ru
Рис.-16. Набедренная повязка

щейся за мяч, и выбирали позицию, с которой можно было бы перехватить бегуна по диагональной линии, ес­ли кто-нибудь из противни­ков партии овладеет мячом. Часто гонки составляли са­мый волнующий момент игры как из-за скорости бегунов, так и из-за результата, от ко­торого зависела дальнейшая игра. Когда путь бегуна пе­ресекался противником, по­являвшимся перед ним по диагональной линии, и он уже не видел возможности хитростью или уверткой ус­кользнуть от него, он пово-рачивалсяи кидал мяч через головы, свою и противника, по направлению к своим во­ротам или игроку своей пар­тии, если между ним самим и воротами находились игроки. Когда полет мяча задержи­вался в какой-нибудь части поля, вокруг него происхо­дила горячая и даже неисто­вая схватка; игроки действо­вали ракетками с таким про­ворством и управляли своими движениями с таким искус­ством и ловкостью, что не­редко протекало несколько

минут, прежде чем мяч вылетал с поля. Иногда в пылу борьбы, но исключительно по случайности игрок получал сильные ушибы и кровь струилась по его телу. Если игрок был выведен из строя, он оставлял свою ракетку и покидал поле, а его место занимал свежий игрок из его партии. Нередко игра протекала с таким жаром и мас­терством, что игроки настигали мяч у самой границы ворот против­ника. И наконец, после переменного успеха мяч прогонялся с тор­жеством через свои ворота. Когда одно состязание в игре было реше­но, одолевшая партия испускала общий крик радости.

После краткой передышки для подкрепления игроков начиналось второе испытание, и протекало оно, как и первое. Иногда оно реша­лось в несколько минут, но гораздо чаще тянулось час, а иногда и много дольше, поскольку ловкость и тренировка довели эту игру до высокой техники. Если каждое испытание проводилось горячо и стороны держались почти наравне в условленном числе, то игра затя-

гивалась,пока надвигающиеся сумерки не делали необходимым отло­жить завершение ее до следующего дня.

После исхода игры восклицания торжества, как и можно было ожидать, не знали границ. В воздух бросали головные уборы, тома­гавки и плащи-накидки, и в течение нескольких минут победные крики раздавались со всех сторон. Несомненно, предусмотритель­ными были меры, в результате которых одержавшая верх партия находилась на противоположной стороне поля и на значительном расстоянии от побежденной, иначе подобный гул ликования мог оказаться слишком возбуждающим даже для терпения индейца.

В древние времена ирокезы употребляли массивный мяч-клубок. Ракетка делалась также без переплета, со сплошной круглой головкой. Впоследствии они заменили их кожаным мячом и ракеткой с перепле­том современного типа. Эти замены произошли так много лет назад, что дата их утеряна (см. рис. 17).

Игра в дротики, ганэйгао (§а-па'-^а-о), была очень проста, она зависела от ловкости, с которой дротик метался в кольцо, когда оно катилось по земле. Ирокезы зачастую превращали ее в крупную игру, привлекая к состязанию искусных игроков и держа пари относи­тельно результата. Народ разделялся по племенам, четыре братских племени играли против четырех своих кузенных племен, как в преды­дущем случае, если только игра не проводилась по вызову между соседними общинами.

Дротик был пяти-шести футов длиной, 3Л дюйма в поперечнике и обычно изготовлялся из дерева шкори или клена. Он тщательно отделывался, заострялся на одном конце и обдирался в полоску, как показано на рис. 18. Кольцо имело около восьми дюймов в диа­метре, делалось или в виде обруча, или наподобие массивного колеса, и тогда его обвивали лубком. Иногда дротик метали горизонтально, кладя указательный палец, на его основание и поддерживая его большим и средним пальцами; в других случаях его держали за середину и метали рукой, поднятой над плечом.

С каждой стороны выстраивалось от 15 до 30 игроков, у каждого было от трех до шести

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 5 страница - student2.ru

дро„тиков, причем число "................................................. "

игроков и дротиков зави­село от интереса к игре и от времени, которое они собирались посвятить ей. Сами дротики являлись выигрышем, и та партия, которая одерживала побе­ду выигрывала их.

Руководители заранее
договаривались, по какой
черте должно было ка­
титься кольцо, на каком '..... "~^~.... ;................................. "..................

расстоянии группы игро- рис. 17. Клюшка-ракетка для мяча

ков должны были нахо-

*г *г -тг -=т=г=^~ ДИТЬСЯ друг ОТ Друга И

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 5 страница - student2.ru

от самой черты. Когда
эти пункты были уре­
гулированы и партии
установлены, одна пар-
Рис. 18. Метательный дротик (8а-§еЬ'-йа) ™Я КаТИЛа КОЛЬпо
р 8 8 ' черте перед другой. Ког-
да оно катилось мимо

в него метали дротики. Если дротик ударял по кольцу, то игроки противоположной стороны должны были вставать на место чело­века, ударившего в кольцо, и метать свои дротики один за другим в кольцо, которое ставили как мишень на месте, где в него попали Брошенные таким способом дротики, попавшие в мишень сохраня­лись. Те же, которые не попадали в цель, переходили к противной партии, которая метала их в кольцо с того же самого места. Те дро­тики, которые попадали, считались выигрышем и изымались из игры, тогда как остальные возвращались их первоначальным вла­дельцам. После этого первое состязание кончалось, и кольцо вновь катилось, и другая партия, в свою очередь, метала в него свои дро­тики. Если в кольцо попадали, то от партии, катившей его требо­валось точно так же рискнуть своими дротиками, бросая их в мишень Пролетавшие мимо передавались другой партии, а те, которые при метании попадали в мишень, также считались выигрышем и выхо­дили из игры. Таким образом игра продолжалась до тех пор пока одна из партий не лишалась своих дротиков, что само по себе 'реша­ло исход игры.

Существовала еще одна игра с дротиками, гагэйдаяндук (К5-^а-йа-уап -<№), в которую играли, бросая их в воздух. Применяв­шийся в этой игре дротик делался из сумаха по причине его легко­сти и имел ту же длину и толщину, как и в первой игре. Эта игра состояла из отдельных соревнований, как и игра в мяч, и выигрыва­лась партией, которая первой добивалась условленного числа оч­ков. Обычно счет был от 15 до 20, а число игроков с каждой стороны колебалось от пяти до десяти. Когда стороны были готовы тот кто должен был бросить первым, выбирал предмет, в который дол­жен был метаться дротик, чтобы дать ему толчок к полету вверх и определял его расстояние от установленного места. Если напри­мер, это было бревно на расстоянии 5,5 ярда, то игрок клал свой ука­зательный палец на основание дротика и, поддерживая его боль­шим и средним пальцами, бросал так, чтобы он ударился о верхний край бревна и отскочив от него, летел вперед, пока не ослабевала сила полета. Подобным же образом все игроки по очереди метали свои дротики. Выигрывал очко тот, кто кидал на наибольшее рас­стояние. Лели другой из этой же партии опережал всех из проти­воположной, ему засчитывалось еще одно очко, и так было с каж­дым, кто опережал всех остальных с противоположной стороны В сле­дующем состязании другая партия выбирала и объект, в который пред­стояло метать дротики, и расстояние. Игра продолжалась таким об­разом до тех пор, пока не выигрывали условленного количества очков. 160


Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 5 страница - student2.ru
Рис. 19. Бляшки из оленьего рога (§и8-§а-е-за'-1а)

Гусгэйесэйта (§45-§а-е-за'4а\ игра в бляш­ки из оленьего рога, собственно говоря, была домашняя игра, хотя иногда ее устраивали как развлечение во вре­мя религиозных сове­тов, причем народ рас­пределялся по племе­нам, как обычно, и бил­ся об заклад об исходе игры. Из лосиного рога вырезали восемь бля­шек около дюйма в по­перечнике и, округлив и отшлифовав их, слегка обжигали одну сто­рону, чтобы почернить их. Если эта игра проводилась как обществен­ная, то одновременно играли двое со сменой играющих, как описы­вается ниже в игре с персиковыми косточками. У домашнего очага в нее играли или вдвоем или с большим числом игроков, и все игро­ки оставались на своих местах, пока она не заканчивалась. Опре­деленное количество бобов, например 50, составляло ставку, и игра продолжалась до тех пор, пока один из игроков не выигрывал их все. Два человека расстилали одеяло] и усаживались на нем. Один из них тряс оленьи бляшки в руках и затем высыпал их на одеяло. Если шесть бляшек падало одним и тем же цветом кверху, это счи­талось за два, если семь — за четыре, если все — за двадцать; выигравший забирал столько бобов из общего фонда, сколько по­лучал очков от броска. Он продолжал бросать до тех пор, пока не выигрывал. Когда наверх выходило менее шести, черных или белых, то считалась ничья и бросок переходил к другому игроку. В таком роде игра продолжалась до тех пор, пока все бобы не оказывались на руках у обоих игроков. После этого один выплачивал другому из своего собственного выигрыша, причем игра заканчивалась, как только исчерпывался запас бобов у того или другого игрока. Если играли четверо, то или у каждого был партнер или каждый играл за себя, как кому нравилось; но если играли больше двоих, то каж­дый должен был уплатить выигравшему выигранную им сумму. Таким образом, если четверо играли каждый за себя и в ходе игры у одного из них бляшки падали кверху все черным или все белым цветом, то после распределения между ними бобов остальные трое обязаны были каждый выплатить ему по 20 бобов; но если в банке еще оставались бобы, он получал всего 20. Оленьи бляшки делались одинакового размера. На рис. 19 они представлены в различных ракурсах.

Гэйвэйсэй (^а-дуа'-за), или снежная змея (рис. 20). Среди раз­влечений зимнего времени в жизни индейцев бытовала игра в снеж­ную змею. Первоначально она предназначалась для увеселения молодежи, но иногда устраивалась как общественная игра между

6 Заказ № 2548



племенами, подобно другим играм, и вызы­вала высокую степень

Рис. 20. Снежная змея (ва-луа'-ва) воодушевления и, как

обычно, много ставок. Змею бросали рукой,

прижимая указательный палец к ее основанию и придерживая змею большим и остальными пальцами. Таким образом ее пускали по снежному насту со скоростью стрелы и на гораздо большее расстоя­ние, чем стрелу, так что она иногда пролетала 300 или 400 метров. Успех игрока зависел от его ловкости и мускульной силы.

Змеи изготовлялись из дерева гикори с большой точностью и совершенством отделки. Они были от пяти до семи футов длиной, около ^/^ дюйма толщиной, постепенно утончаясь приблизительно от 1 дюйма в головке до 1/2 дюйма у основания. Головку делали ок­ругленной, слегка приподнятой кверху и со свинцовым наконеч­ником для увеличения быстроты движения.

Эта игра, подобно игре в мяч, разделялась на несколько отдель­ных состязаний и заканчивалась, когда та или другая партия выиг­рывала условленное число очков, обычно от семи до десяти. Игроки тщательно отбирались, и их число было строго ограниченно — обычно не больше шести. Затем определяли место запуска змеи и линию или общее направление, по которому должны были бросать змею. После того как все змеи игроками обеих сторон были брошены, нужно было определить счет. Змея, пролетевшая самое дальнее расстояние, давала очко запустившей ее стороне. Очки могли быть выиграны той же самой стороной, если вторую или третью змею находили дальше всех змей противоположной стороны. Одно очко давалось за каждую змею, опередившую всех змей противополож­ной партии. Эти состязания повторялись до тех пор, пока одна из партий не добивалась числа очков, требуемого для исхода игры.

В стрельбе из лука вряд ли кто-нибудь мог превзойти индейца. Обладая острым зрением и сильными мускулами, он умел посылать стрелы так же безошибочно, как стрелки Робина Гуда. Это нельзя назвать собственно игрой, но испытания ловкости были обычны в древние времена; удачная стрельба из лука создавала человеку высокую репутацию.

Индейский лук имел обычно от 3 1/2 до 4 футов длины и был на­столько упруг, что неопытный человек едва мог согнуть его так, чтобы натянуть тетиву. Оттянуть надежную тетиву назад на длину руки можно было только благодаря практике и огромной мускуль­ной силе. Пущенная таким способом стрела молниеносно поражала объект. Стрела имела около трех футов в длину и на тупом конце была оперена по спирали, что придавало ей вращательное движение при полете. Это обеспечивало ее движению горизонтальность и точ­ность, что, несомненно, в более позднее время дало идею винтового нареза в стволе винтовки, благодаря которому пулю заставляют вращаться таким же образом. Английские и шотландские стрелки оперяли свои стрелы, но без этой особенности. Они тоже употребляли

три пера, которые укрепляли параллельно стреле и друг другу. Но укрепляли на одной стороне стрелы и занимали три четверти ее таким образом, что три параллельных пера образовывали друг с другом тупые углы. Индейцы же употребляли лишь два прра, про­ходившие вокруг по противоположным сторонам стрелы винтообраз­но, как показано на рис. 21. Для этой цели перо отделяли от стер­женька и при помощи сухожилия привязывали к стреле. Первона­чально наконечник индейской стрелы делался из кремнистого слан­ца, благодаря чему она могла глубоко вонзаться в любой поражаемый ею предмет. Подобной стрелой нетрудно было свалить оленя, дикую птицу и даже самого воина. Известны из раскопок скелеты с черепа­ми, пробитыми наконечниками стрел такого типа, с кремневыми остриями, сидящими в раздробленной кости или целиком внутри черепа. В штате Орегон и на верхней Миссисипи индейская стрела доныне делается с кремневым острием. Так было и у ирокезов, пока лук не был вытеснен винтовкой. Наконечники стрел этого типа еще находят рассеянными по всему штату. У индейской молодежи лук и стрела до сих пор служат излюбленным источником развле­чений.

Состязания в беге также являлись спортом у ирокезов: они часто входили в состав развлечений, которыми заканчивались граждан­ские и траурные советы. В этой атлетической игре индеец не знал себе равных. Настоятельные нужды как войны, так и мира сделали необходимым для ирокезов иметь привычных и тренированных бегунов. Нередко их захватывал дух соревнования, и устраивались регулярные состязания за лавры победителя. На этих гонках четыре племени выставляли своих лучших бегунов против бегунов четырех других племен, исход состязания решал вопрос о превосходстве. Тренировка начиналась задолго до времени, назначенного для бегов. Нет необходимости описывать их. Ирокезы одевались для бегов так же, как и для игры в мяч. Прыганье, борьба и другие гимнасти­ческие упражнения, по-видимому, не входили в перечень обществен­ных развлечений наших первобытных обитателей.

В старинную и любимую игру ирокезов гускаех (§из-1са-еЬ) иг­рали с чашей и персиковыми косточками. Она всегда была игрой с битьем об заклад, в которой народ распределялся по племенам. По установившемуся обычаю, эта игра про­водилась как заклю­чительное развлече­ние в последний день празднеств зеленой кукурузы и жатвы, а также при праздно­вании Нового года. Введение этой игры приписывается пер­вому Тододахо, про­славившемуся при

Рис. 21. Лук (тса-а'-по); стрелы

6*



Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 5 страница - student2.ru

образовании Лиги. Рас­пространено было на­родное поверье, что этой игрой они будут услаж­даться в будущей жиз­ни, в царстве Великого духа, что, пожалуй, было лишь преувели­ченным проявлением их восхищения игрой.

Наши рекомендации