Высшие органы судейского сообщества
Помимо самих судов в структуру судебной власти входят также органы, задача которых заключается в представительстве и защите интересов судейского сообщества, в решении ряда кадровых вопросов, в привлечении к ответственности и др. Высшие органы судейского сообщества имеют, как правило, в своем составе представителей различных ветвей государственной власти (часть назначается из числа судей, часть – по предложению палат парламента, главы государства, включены также председатели высших судов, главный прокурор и др.).
Примеры:
В Испании – Генеральный совет судебной власти, является ее органом управления.
Во Франции – Высший совет магистратуры. Он возглавляется Президентом Республики, министр юстиции является вице-председателем по закону. Состоит из двух палат, одна из которых имеет юрисдикцию в отношении судей, вторая – в отношении прокуроров.
Палата Высшего совета магистратуры, компетентная в отношении судей, делает предложения о назначении судей Кассационного суда, назначении первых председателей апелляционных судов и назначении председателей судов большой инстанции. Другие судьи назначаются по получении соответствующего заключения палаты. Палата в качестве дисциплинарного совета выносит решения в отношении судей.
Палата Высшего совета магистратуры, компетентная в отношении прокуроров, дает свое заключение при назначениях, касающихся прокуроров, за исключением назначаемых на должность в Совете министров. Палата дает свое заключение о дисциплинарных санкциях в отношении прокуроров.
В Бельгии – Высший совет правосудия. Ст. 101 Конституции устанавливает, что Высший совет правосудия осуществляет свои полномочия по следующим вопросам:
- Выдвижение кандидатов на судейские должности или чиновничьи должности прокуратуры.
- Доступ к должности судьи или чиновника прокуратуры.
- Подготовка судей и чиновников прокуратуры.
- Дача заключений и предложений, касающихся общего функционирования и организации судейского корпуса.
- Общий надзор и содействие использованию средств внутреннего контроля.
- За исключением любых дисциплинарных и уголовных полномочий: получение и обеспечение движения жалоб, касающихся деятельности судейского корпуса; проведение расследования деятельности судейского корпуса.
- и ряд других.
Итак, можно выделить следующие характеристики структуры судебной власти.
Во-первых, это ее составляют сами суды. В свою очередь судебная власть может быть полисистемна. То есть построена по принципу специализации, где наряду с общими судами создаются системы специализированных судов (социальные, финансовые, административные). Кроме того, в рамках каждой судебной системы может существовать своя собственная специализация, т.е. судебные составы, судьи, которые рассматривают дела какого-либо профиля (дела несовершеннолетних, семейные, патентные, трудовые, налоговые и др.).
Особое место занимают конституционные суды, которые созданы в большинстве стран Европы.
В некоторых странах создаются суды для рассмотрения дел о конституционной ответственности высших должностных лиц (Высокий суд правосудия во Франции).
Во-вторых, к судебной власти могут относиться и счетные палаты, которые обладают компетенцией контролировать государственные расходы, рассматривать общегосударственные финансовые отчеты и отчеты отдельных территориальных частей, привлекать к ответственности за финансовые нарушения.
В-третьих, структура судебной власти может включать и иные виды органов, обслуживающих судебную власть (высшие органы судейского сообщества, органы предварительного расследования, органы прокуратуры, судебная полиция).
Например:
Ст. 124 Конституции Испании: «Прокуратура независимо от функций, осуществляемых другими органами, имеет своей задачей способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и охраняемых законом публичных интересов, в силу своих обязанностей или по ходатайству заинтересованных лиц, а также наблюдать за независимостью судов и защищать в них общественные интересы».
Ст. 126: «Судебная полиция несет ответственность перед судьями, судами и прокуратурой в том, что касается расследования правонарушений, раскрытия преступлений и ареста правонарушителей в соответствии с нормами, установленными законом».
В-четвертых, говоря о структуре судебной власти, необходимо учитывать ее инстанционность, а также особенность построения судебной системы в федерациях.
Следует также отметить, что в ряде мусульманских стран наряду с государственными действуют шариатские суды.