Основы конституционного строя Республики Беларусь.
Конституционный строй – это принципы и нормы, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства.
Основы конституционного строя Республики Беларусь закреплены в 1 разделе Конституции Республики Беларусь, где Статья 1 гласит: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство».
Республика представляет собой форму правления, при которой суверенные права на власть принадлежат гражданам, а верховная государственная власть организована следующим образом:
– высшие органы власти избираются народом;
– срок полномочий их ограничен;
– существует разделение властей.
Сам термин «республика» происходит от латинских слов: res – дело и publica – общее, народное. Дословно Республика – «общественное дело».
Республика Беларусь – Президентская республика. В президентской республике парламент и президент независимы во взаимоотношениях. Президент – глава исполнительной ветви власти и глава государства. Он избирается всем населением и потому не несёт ответственности перед парламентом. Парламент также избирается всенародно и независимо от президента.
Президент назначает правительство, руководит его деятельностью, при этом оно не подотчётно парламенту. Президент обладает высшей распорядительной властью, руководит вооружёнными силами и администрацией.
Парламент не вправе отправлять правительство в отставку, а президент не вправе распустить парламент. Президент наделён правом отлагательного вето на законопроекты парламента. Вето может быть преодолено в 2/3 голосов парламентариев при повторном голосовании. В принципах функционирования президентской республики в Республике Беларусь есть особенности, оговорённые в разделе IV Конституции (с изменениями и дополнениями). Подробнее смотрите схему 6 «Государственные органы Республики Беларусь».
Унитарное государство –это форма административно–территориального устройства, при которой государство не имеет в своём составе административно–территориальных единиц, обладающих суверенитетом (например: в Республике Беларусь – районы, области). В таком государстве высокая степень централизации власти. В полномочия административно–территориальных единиц входит решение только местных вопросов; они напрямую подчиняются центральной власти.
В унитарном государстве единая конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти, единые вооружённые силы, единый юридический порядок, единая бюрократическая система и т.д.
Демократическое государство– это форма организации государства и общества, основанная на принципах народовластия, а именно:
– представительство интересов через выборность основных органов власти;
– признание политического плюрализма и конкуренции интересов, взглядов, ценностей, мнений, идеологий, политических партий;
– добровольное и активное участие граждан в решении политических вопросов;
– осуществление свободного духовного самоопределения, просвещённого выбора личности;
– гражданская ответственность элиты и народа;
– контроль граждан за деятельностью государственных институтов.
Социальное государство –это государство, несущее ответственность за существование общества и поэтому осуществляющее деятельность по стимулированию созидательно–творческой активности граждан, помогающее удовлетворению их материальных и духовных потребностей, обеспечению прав и свобод человека, и гарантирующее достойные условия жизни и свободного развития личности. В свою очередь индивид в социальном государстве несёт обязанности перед иными индивидами и обществом в целом.
Правовое государство –это тип государства, воплощающего принципы конституционализма, ограниченного в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем политической власти. Признаками правового государства являются следующие:
– признание прав и свобод человека;
– верховенство права в обществе на основе конституции;
– подчинение закону самого государства и его органов;
– качество законов, которые должны быть гуманны и справедливы;
– принципы взаимной ответственности государства и личности;
– управление обществом через законы, а не через команды и приказы;
– принципы разделения властей.