Законодательство РФ о религиозных объединениях, свободе совести и защита прав человека от религиозного экстремизма.
Российское законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из Федерального закона № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
При этом действующая Конституция России определяет Российскую Федерацию как светское государство.
П. 3 ст. 2 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» гласит, что ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает равенство граждан Российской Федерации перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Поскольку Российская Федерация является светским государством, на ее территории никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В статье 6 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» дается определение понятию «религиозное объединение».
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
- вероисповедание;
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Религиозной группой в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.
Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Например, 10 апреля 2008 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность религиозной организации «Нурджулар» и запретил ее деятельность в России.
Перечень некоммерческих, в том числе религиозных, организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», публикуется на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации (http://www.minjust.ru/nko/perechen_zapret?theme=minjust ).
П. 2 статьи 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» закрепляет тезис о том, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным федеральным законом, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами.
В статье 8 ФЗ «О статусе военнослужащих» говорится:
1. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.
2. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.
3. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально.
4. Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов.
5. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.
Таким образом, законодательство Российской Федерации создает необходимую почву для реализации верующими военнослужащими своих конституционных прав и свобод. Решение Президента Российской Федерации от 21 июля 2009 г. о воссоздании в Вооруженных Силах России института военного духовенства ускорило процесс формирования благоприятных условий для обеспечения конституционных прав военнослужащих, свободного исповедания ими своей веры и удовлетворения своих религиозных потребностей.
Экстремизм. Концепция национальной безопасности РФ (Новая редакция от 10 января 2000 г.) провозгласила "...противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров"3.. Там же среди основных задач РФ в пограничной сфере отмечается "...противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств". Пожелаем властям активности.
Защита безопасности России от религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность России, предусмотрена в ФЗ от 30.01.02 "О военном положении". Согласно этому закону, деятельность такой религиозной организации должна быть незамедлительно приостановлена органами исполнительной власти.
Основной Российский закон о религиозных организациях, принятый в 1997 г., с дополнениями и изменениями 2002 г., предупреждает религиозное объединение об ответственности в случае, если его деятельность осуществляется в нарушение личной, общественной или государственной безопасности. По указанным в законе основаниям суд вправе приостановить или запретить деятельность или ликвидировать такую организацию. Такими основаниями по закону являются: нарушение общественной безопасности и порядка, экстремистская деятельность, принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободы граждан, причинение ущерба нравственности, использование наркотических средств, гипноза, склонение к самоубийству, отказу (по религиозным мотивам) от необходимой медицинской помощи, препятствование обязательному образованию, принуждение к отчуждению имущества в пользу религиозной организации. Еще два особых обстоятельства: первое - путем угроз заставить остаться в религиозном объединении, вопреки личному желанию выйти из него, и второе - воздействовать на граждан для отказа от выполнения законных гражданских обязанностей и склонять к противоправным действиям.
В России недавно принят и начал действовать ФЗ от 25.07.02 "О противодействии экстремистской деятельности". Надобность в таком законе стала ощущаться в середине 90-х гг., но только теперь, преодолев противодействие части депутатов, Государственная Дума РФ приняла этот закон.
К экстремистской деятельности закон относит насильственные противогосударственные действия, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни. К экстремизму отнесены и другие подобные противоправные проявления, а также публичные призывы к экстремизму, финансирование либо иное содействие в его осуществлении. Под действие закона подпадают объединения любой вероисповедной принадлежности независимо от наличия государственной регистрации, т.е. по закону отвечают и религиозные организации, и группы. Действие закона распространяется и на другие организации, объединения и формирования, кроме религиозных, а также на физических лиц.
В законе указаны меры противодействия экстремизму, права и обязанности государственных органов в отношении религиозных и других организаций, допускающих действия экстремистского характера, Перечень таких мер: от объявления предостережения и вынесения предупреждения до приостановления деятельности, запрета и ликвидации религиозной организации, в последнем случае подлежат ликвидации структурные подразделения, входящие в эту организацию. Особенность закона не только в строгости тех мер, которые могут применяться, но и в том, что прописан механизм их реализации. Если же организация считает, что ее законные права нарушены, она вправе обращаться за судебной защитой. Теперь сложился "правовой пакет" законодательства по противодействию экстремистской деятельности и созданию в стране общественного спокойствия, недопущения террористических актов, реальной защиты прав и свобод человека и гражданина.