В ряде субъектов Российской Федерации Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» выполняется не в полном объеме.
Работа по формированию регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не начата в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Агинском, Бурятском, Корякском, Усть-ордынском Бурятском и Эвенкийском автономных округах.
Причиной отсутствия в государственном банке данных полноты сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, является невыполнение руководителями образовательных, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения требований данного закона о своевременном направлении сведений о таких детях в органы опеки попечительства. Эти органы также допускают случаи непредставления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных. Органы исполнительной власти всех уровне, органы местного самоуправления не принимают необходимых мер по обеспечению и защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем в настоящее время нуждаются в обеспечении жилой площадью около 14 тысяч детей указанной категории . Выпускники, не обеспеченные в срок жилым помещением, вынуждены жить в интернатных учреждениях, общежитиях, а зачастую становиться и лицами без определенного места жительства. Особенно остро стоит проблема выделения жилой площади на селе, где отсутствуют общежития, закрепленное жилье разрушено, свободных муниципальных помещений нет, строительство не ведется.
Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Республике Калмыкия, Кемеровской, Курской, Саратовской, Новосибирской, Ивановской областях. В связи с выпуском детей-сирот из государственных учреждений в последующие два года количество нуждающихся увеличится на 13 тысяч человек.
Вместе с тем поручение Президента Российской Федерации о принятии дополнительных мер по обеспечению данной категории детей жилой площадью Правительством Российской Федерации до настоящего времени не выполнено.
Органами государственной власти и местного самоуправления нарушают действующее законодательство в части обеспечения выплаты пособий опекунам. Ежегодно около 40% выявленных детей-сирот передаются под опеку или попечительство, однако в ряде муниципальных образований допускаются случаи нарушения постановления Правительства Российской Федерации № 409 в части расчета суммы денежных средств, выделяемых на содержание опекаемых детей, а также их несвоевременные выплаты. Правительством Российской Федерации до настоящего времени не утвержден порядок возмещения из федерального бюджета расходов на указанные цели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличения числа таких специфических учреждений как детские дом а и школы-интернаты.
Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. Кризис семьи проявляется и в нарушение ее структуры и функций. Рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.
Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается число детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстника ми, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца. Дополнительным факторам риска для развития ребенка становится безработица родителей.
Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновлении, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. 40% детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40% - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% - способны к полноценной самостоятельной жизни.
При этом именно профилактически - восстановительная работа с семьями группы риска, с кровной семьей, в России практически не развита, такая работа не является сегодня приоритетом для большинства органов местного самоуправления в Российской Федерации, для комитетов и департаментов, а также «приемлема» она на уровне семейного законодательства Российской Федерации. В Семейном Кодексе Российской Федерации есть целый раздел, посвященный воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, но нет ни слова о том, как сохранить и укрепить родительское попечение ребенка.