Глава 1 особенности и проблемы социально-правовой защиты детей оставшихся без попечения родителей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

Глава 1 «Особенности и проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………….6

1.1 Дети - сироты и дети оставшиеся без попечения родителей……………..6

Глава 2 «Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа»…………………………………………………….11

2.1 Социальная поддержка детей-сирот………………………………………….11

2.2 Основные направление государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………...15

Глава 3 Результаты государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………17

3.1 Результаты политики в отношении детей сирот оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………………..17

3.2 Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми..22

3.3 Результаты действия органов опеки в различных ситуация касающихся детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей……………………..23

3.4 судебная практика по делу о присвоении после 23 лет ребёнку оставшимся без попечения родителей или детей сирот………………………………………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………70СПИСОК ССЫЛОК………………………………………………………………75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСТОЧНИКОВ…………………………….78

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной дипломной работы заключается в Сложившиеся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью. В России каждый год почти 100 тыс. детей остаются без попечения родителей, 760 тыс. детей в нашей стране живут в социально опасных условиях, несовершеннолетними в 2014 г. совершено свыше 100 тыс. преступлений. В 2014 г. жертвами преступного насилия в стране стали 126 тыс. детей, 1914 погибли от преступлений, 2330 получили тяжкий вред здоровью, 23 тыс. детей пропали без вести [1]. Все это говорит о крайне острой проблеме социально-правовой защиты детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, как наиболее незащищенной категории детей.

Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.

Большую опасность для детей представляют уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите весьма актуальные проблемы, которые требуют изучения.

Степень научной разработанности темы достаточно велика, учитывая важность темы для российской действительности. Основной целью данного исследования является анализ и характеристика государственной системы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, сложившейся в современный период, и определение путей ее дальнейшего развития.

Исходя из цели работы, в ней необходимо решить следующие задачи:

- изучение теоретических основ проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей;

- исследование нормативно-правовой базы системы защиты детей, оставшихся без попечения родителей в отечественном законодательстве;

- рассмотрение результатов государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объектомнастоящего исследования являются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предметом исследования является сложившаяся в Российской Федерации система социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов по исследуемой в курсовой работе теме, анализ электронных источников, синтез, обработка и редактирование информации, наблюдение.

К задачам дипломного исследования относятсярассмотрение результатов государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Структура дипломной работы состоит: из 3 глав, заключения и списка использованных источников и освящает проблематику детей оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с действующим законодательством функции органов опеки и попечительства возложены на органы местного самоуправления. Однако большинства из них не имеют достаточного финансирования для их осуществления.

Отсутствие в действующем законодательстве единых федеральных стандартов, предъявляемых к работе органов опеки и попечительства, приводит к несоблюдению государственных гарантий по защите детей, а также к злоупотреблениям и нарушениям законодательства на местах. Органами прокуратуры ежегодно выявляется более 100 тысяч нарушений законодательства, регулирующего вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Органами местного самоуправления не удалось в должной степени решить проблему кадрового обеспечения органов опеки и попечительства специалистами по охране прав детей. В Российской Федерации около 18% органов местного самоуправления не имеют таких специалистов, а в 32% из них не соблюдается норматив соответствия, количества специалистов численности детского населения [11].

Неудовлетворительная деятельность многих органов местного самоуправления по обеспечению опеки и попечительства свидетельствует о необходимости создания службы, состоящей из юристов, педагогов, психологов, уполномоченной решать вопросы семейного устройства и защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через систему патронатного воспитания.

В настоящее время каждый пятый ребенок в стране, оставшийся без родительского попечения, проживает в интернатных учреждениях . По результатам проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по выполнению подпрограммы «Дети-сироты» федеральной целевой программы «Дети России» в плоть на 2015 год, государственная сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на начало 2003 года насчитывала 2740 учреждений, многие из них переуплотнены, в них содержится более 270 тысяч детей. Только за 2006 год рост числа детей в учреждениях составлял 36 тысяч.

Вместе с тем деятельность в части строительства и реконструкции учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выполняется неудовлетворительно [12].

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не выполняют принятых обязательств по долевому финансированию строительства объектов. Регионами было профинансировано строительство объектов в среднем на 21% [13].

По-прежнему сохраняется тенденция включения в инвестиционную программу объектов, на которые не разработана проектно-сметная документация. По этой причине распоряжениями Правительства Российской Федерации только в 2013 году снято с финансирования 9 объектов/

Значительное количество детей-сирот своевременно не размещается в государственные учреждения, как это предусмотрено законодательством, из-за отсутствия мест. По этой причине дети, лишенные родительского попечения, длительное время (до 4-6 лет) вынуждены проживать в приютах системы социальной защиты населения, рассчитанных на временное пребывание детей, которые таким образом фактически дублируют систему детских домов.

По-прежнему сохраняется критическая ситуация с материально-техническим обеспечением учреждений. Более 40% зданий и сооружений учреждений системы образования требует капитального ремонта, 2,7 % - находится в аварийном состоянии, 4,8 % - не имеет центрального отопления, 5,6% - канализации. Во многих учреждениях требует замены технологическое оборудование . Однако в рамках Подпрограммы оборудование, необходимое для обеспечения жизнедеятельности детей не приобреталось. По результатам проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по выполнению подпрограммы «Дети-сироты» федеральной целевой программы «Дети России» в плоть на 2015 год [14].

Условия содержания детей во многих учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за хронического недофинансирования не соответствует предъявляемым требованиям. Во многих учреждениях воспитанники несвоевременно либо в полном объеме обеспечиваются одеждой и обувью, мягким инвентарем, игрушками, учебно-методической и художественной литературой.

Не уделяется достаточного внимания здоровью детей. По данным всероссийской диспансеризации, в домах ребенка признаны здоровыми только 34% детей, в детских домах 22,5% детей, в детских домах-интернатах - 13,8%. В 30 субъектах Российской Федерации смертность детей в домах ребенка превышает среднероссийский показатель. Растет число детей-инвалидов, проживающих в интернатах учреждениях, однако реабилитационные мероприятия ограничиваются в основном проведением физиотерапевтических процедур и оказанием медицинской помощи.

Во многих образовательных учреждениях для детей-сирот не выполняются требования законодательства о пожарной безопасности[15].

Минобразования России, Минтрудом России и Минздравом России при реализации Подпрограммы допускается неэффективное использование бюджетных средств. Несмотря на наличие в Министерстве образования России структурного подразделения, решающего задачи реализации государственной политики в области охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Министерство в нарушение постановления Правительства Российской Федерации передало часть своих функций по реализации ряда мероприятий Подпрограммы государственному учреждению «Исполнительная дирекция «Дети России»» (далее - Дирекция). В результате за оказание посреднических услуг вынуждено было выплатить Дирекции только в 2014 году 646,5 тысяч рублей бюджетных средств, предназначенных на проведение организационно-методических мероприятий.

Часть приобретенного Дирекцией оборудования интернатными учреждениями используется неэффективно.

Средства федерального бюджета в объеме 2 млн. рублей, выделенные Минздраву России на закупку лечебно-профилактического оборудовании для оснащения образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей были использованы на приобретение модульных комплектов и комплектов ортопедических парт для реабилитационного центра «Детство» Минздрава России, не относящегося к категории образовательных учреждений для детей-сирот.

Работа по формированию регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не начата в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Агинском, Бурятском, Корякском, Усть-ордынском Бурятском и Эвенкийском автономных округах.

Причиной отсутствия в государственном банке данных полноты сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, является невыполнение руководителями образовательных, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения требований данного закона о своевременном направлении сведений о таких детях в органы опеки попечительства. Эти органы также допускают случаи непредставления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных. Органы исполнительной власти всех уровне, органы местного самоуправления не принимают необходимых мер по обеспечению и защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем в настоящее время нуждаются в обеспечении жилой площадью около 14 тысяч детей указанной категории . Выпускники, не обеспеченные в срок жилым помещением, вынуждены жить в интернатных учреждениях, общежитиях, а зачастую становиться и лицами без определенного места жительства. Особенно остро стоит проблема выделения жилой площади на селе, где отсутствуют общежития, закрепленное жилье разрушено, свободных муниципальных помещений нет, строительство не ведется.

Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Республике Калмыкия, Кемеровской, Курской, Саратовской, Новосибирской, Ивановской областях. В связи с выпуском детей-сирот из государственных учреждений в последующие два года количество нуждающихся увеличится на 13 тысяч человек.

Вместе с тем поручение Президента Российской Федерации о принятии дополнительных мер по обеспечению данной категории детей жилой площадью Правительством Российской Федерации до настоящего времени не выполнено.

Органами государственной власти и местного самоуправления нарушают действующее законодательство в части обеспечения выплаты пособий опекунам. Ежегодно около 40% выявленных детей-сирот передаются под опеку или попечительство, однако в ряде муниципальных образований допускаются случаи нарушения постановления Правительства Российской Федерации № 409 в части расчета суммы денежных средств, выделяемых на содержание опекаемых детей, а также их несвоевременные выплаты. Правительством Российской Федерации до настоящего времени не утвержден порядок возмещения из федерального бюджета расходов на указанные цели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличения числа таких специфических учреждений как детские дом а и школы-интернаты.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. Кризис семьи проявляется и в нарушение ее структуры и функций. Рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается число детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстника ми, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца. Дополнительным факторам риска для развития ребенка становится безработица родителей.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновлении, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. 40% детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40% - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% - способны к полноценной самостоятельной жизни [29].

При этом именно профилактически - восстановительная работа с семьями группы риска, с кровной семьей, в России практически не развита, такая работа не является сегодня приоритетом для большинства органов местного самоуправления в Российской Федерации, для комитетов и департаментов, а также «приемлема» она на уровне семейного законодательства Российской Федерации. В Семейном Кодексе Российской Федерации есть целый раздел, посвященный воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, но нет ни слова о том, как сохранить и укрепить родительское попечение ребенка.

Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост таких негативных явлений, как социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность.

По данным анализа, проведенного в курсовой работе, сегодня в России — свыше 700 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем только 5 процентов из них — настоящие сироты, остальные — это так называемые «социальные сироты», то есть дети, ставшие сиротами при живых родителях. Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. В интернатных учреждениях находится лишь одна четвертая часть всех зарегистрированных российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.

Защиту прав и интересов таких детей осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (местная территориальная администрация).

Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).

Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (ст. 122 СК РФ).

При получении таких сведений или самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов (разыскивают родственников, обеспечивают ребенку временное прибежище и т.п.) и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Детей в первую очередь стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности помещают детей на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 СК РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.

Нахождение ребенка в любом государственном детском учреждении не исключает в дальнейшем устройства его в семью. В этих целях в России ведется централизованный учет (на местном, региональном и федеральном уровнях) всех детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью, и любой гражданин, желающий принять ребенка в свою семью, может воспользоваться этой информацией.

В Российской Федерации существует много проблем в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть решены на областном уровне: это организация отдыха, оздоровления и занятости детей, поддержка, одаренных детей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Проблема социального сиротства является одной из наиболее острых проблем детства. Проблема социализации детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выступает проблема воспитания детей в приемной семье на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната.

Органами опеки и попечительства в соответствии с этими законами являются органы местного самоуправления.

В федеральных, региональных законах и программах, посвященных социальной поддержке населения постоянно предпринимаются попытки решения вопросов социальной защиты семей, имеющих детей под опекой, однако приходится констатировать, что в условиях постоянного недофинансирования местных бюджетов эти вопросы решаются слабо. В частности, это касается материальной поддержки детей находящихся под опекой.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно защиты прав и интересов детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем.

[1] В дополнение к Конвенции приняты Факультативные протоколы от 25.05.2000, вступившие в силу для Российской Федерации. Консультант плюс

[2] Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223 - ФЗ (действующая редакция от 13.07.2015). Консультант Плюс

[3] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). Консультант плюс

[4]Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Консультант плюс

[5] Федеральный закон от 21.12.1996 г. (ред. от 17.12.2009 г.) О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями на 31 декабря 2014 года). Консультант Плюс

[6] Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 (ред. от 21.07.2014) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием". Консультант плюс

[7] Постановление Администрации Тамбовской области от 30.10.2014 № 412а "Об утверждении государственной программы "Детство под защитой". Консультант плюс

[8] Пчелинцева Л.М. Семейное право России.- М.: НОРМА, 2014.- 832с.

[9] Фирсов, М.В. Технология социальной работы : учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов. – М.: Акад. Проект, 2014. – 427 с.

[10] Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 192 с.

[11] Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми // Социальная работа. -2013. - № 4.-с.44-48.

[12] Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М; 2013. 480 с.

[13] Климантова Г.И. Экономические основы социальной работы - Пантелеева Т.С. (ред. от 2014г.) Государственная семейная политика современной России:

[14] Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. 192 с.

[15] Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - М: Академия, 2013. 256 с.

[16] Работа в пустую: сирот не становится меньше // Социальная педагогика. - 2013.- № 4 с.113 - 117.

[17] Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013. 479 с.

[18] Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / под ред. проф. П.Д. Павленко. М: Дашков и К., 2015. 235 с.

[19] Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – Академия, 2013. 224 с.

[20] «Основы социальной работы» учебник под ред. П.Д. Павленка 2 - е издание исправленное и дополненное М. Инфра - М, 2001

[21] Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. Владимир, ВГУ, 2003.

[22] Брутман, В.И. Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей / В.И. Брутман, С.Н. Ениколопов, М.Г. Панкратова. - М: Педагогика, 1994. - кн. 1. 182 с.

[23] Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Детство. Защита детей в современных условиях // Социальная педагогика: Курс лекций: Уч. пос. для студ. пед. вузов и колледжей.. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - С. 294-306.

[24] Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002 г.). СЗРФ от 5 декабря 1994 г. №32 ст. 3301, 29 января 1996 г. №5 ст. 410, 3 декабря 2001 г. №49 ст. 4552.

[25] Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьев. - М.: Феникс, 1994. - 135 с.

[26] Доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 и 2002 гг. // Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. М., Юристъ, 2003.

[27] Иванова Н. Социальное сиротство в России // Защити меня!. - 1999. - №0.-С. 2-3.

[28] Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Виктория Плюс, 2006. - 48 с.

Нормативно - правовые акты

НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 192 с.

2.Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми//Социальная работа.-2013. - № 4.-с.44-48.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2013. - 480 с.

4. Климантова Г.И. Экономические основы социальной работы - Пантелеева Т.С. ( ред. от 2014г.) Государственная семейная политика современной России:

5.Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 192 с.

6.Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - М. : Академия, 2013. 256 с.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

1. Общественный фонд «Содействие» [Электронный ресурс]: http://assistancerussia.org/

2. Детские домики.ру [Электронный ресурс]:http://www.detskiedomiki.ru

3. Отказники.ру [Электронный ресурс]: http://www.otkazniki.ru

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

Глава 1 «Особенности и проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………….6

1.1 Дети - сироты и дети оставшиеся без попечения родителей……………..6

Глава 2 «Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа»…………………………………………………….11

2.1 Социальная поддержка детей-сирот………………………………………….11

2.2 Основные направление государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………...15

Глава 3 Результаты государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………17

3.1 Результаты политики в отношении детей сирот оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………………..17

3.2 Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми..22

3.3 Результаты действия органов опеки в различных ситуация касающихся детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей……………………..23

3.4 судебная практика по делу о присвоении после 23 лет ребёнку оставшимся без попечения родителей или детей сирот………………………………………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………70СПИСОК ССЫЛОК………………………………………………………………75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСТОЧНИКОВ…………………………….78

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной дипломной работы заключается в Сложившиеся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью. В России каждый год почти 100 тыс. детей остаются без попечения родителей, 760 тыс. детей в нашей стране живут в социально опасных условиях, несовершеннолетними в 2014 г. совершено свыше 100 тыс. преступлений. В 2014 г. жертвами преступного насилия в стране стали 126 тыс. детей, 1914 погибли от преступлений, 2330 получили тяжкий вред здоровью, 23 тыс. детей пропали без вести [1]. Все это говорит о крайне острой проблеме социально-правовой защиты детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, как наиболее незащищенной категории детей.

Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.

Большую опасность для детей представляют уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите весьма актуальные проблемы, которые требуют изучения.

Степень научной разработанности темы достаточно велика, учитывая важность темы для российской действительности. Основной целью данного исследования является анализ и характеристика государственной системы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, сложившейся в современный период, и определение путей ее дальнейшего развития.

Исходя из цели работы, в ней необходимо решить следующие задачи:

- изучение теоретических основ проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей;

- исследование нормативно-правовой базы системы защиты детей, оставшихся без попечения родителей в отечественном законодательстве;

- рассмотрение результатов государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объектомнастоящего исследования являются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предметом исследования является сложившаяся в Российской Федерации система социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов по исследуемой в курсовой работе теме, анализ электронных источников, синтез, обработка и редактирование информации, наблюдение.

К задачам дипломного исследования относятсярассмотрение результатов государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Структура дипломной работы состоит: из 3 глав, заключения и списка использованных источников и освящает проблематику детей оставшихся без попечения родителей.

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Наши рекомендации