Каково общее понятие о правлении
Правление—это мудрое и свободное устройство земли и обычаи человеческого рода соблюдать особые законы или правила, чтобы все население могло жить мирно в благосостоянии и свободе в той стране, в коей они родились и получили воспитание.
В правлении страны имеются три составные части: законы, пригодные должностные лица и добросовестное исполнение этих законов.
Во-первых, должны быть подходящие законы для каждого случая и почти для всех действий, совершаемых людьми; ибо один закон не может быть применим во все времена года, но каждое время года и каждый поступок имеет свои особые законы, которые предусматривают поддержание надлежащего порядка. Так, например, существует время для пахоты и законы, правильно толкуемые, регулируют эту работу; и существуют время для сбора урожая земли и законы, требующие правильного соблюдения этого.
Таким образом, истинное правление есть правильное упрочение всех действий, которое придает всякому поступку или вещи подобающие им вес и меру, и это предотвращает беспорядок, как говорит Соломон: всякой вещи свое время: время давать обещания и обязательства, и время видеть исполнение их; соответствующий порядок во времена мира; каждый сезон и время имеют свой закон или соответствующее правило, и это создает здоровое правительство, ибо оно сохраняет мир в надлежащем порядке.
Во-вторых, должны быть пригодные должностные лица, дух которых настолько смирен, мудр и свободен от алчности, что они могут исполнять установленные законы страны как свою волю, а не ставить свою волю из гордости и тщеславия выше правил свободы, требуя для себя прерогатив.
Ибо когда правят правильно созданные законы, правление здраво, но когда воля должностных лиц господствует над законом, такое правление поражено смертельным недугом.
В-третьих, должно быть добросовестное исполнение этих законов; и в этом именно заключается подлинная жизнь правительства, ибо настоящий порядок в правлении не заключается в воле должностных лиц помимо законов, и не в законах помимо должностных лиц, и не в тех и других вместе помимо исполнения; но когда все три момента идут рука об руку, правление здраво; если же не хватает любого из трех, правление немощно.
Существуют два вида правления: королевское правление и республиканское правление. (...)
Королевское правительство управляет землею посредством обманного искусства купли и продажи и тем самым делается источником споров; его рука действует против каждого человека, и рука каждого человека действует против него. (...)
Действительно, это правительство вполне может быть названо правительством разбойников с большой дороги, ибо оно отняло силой землю у младших своих братьев и продолжает не давать ее им также путем насилия. (...)
Основа этого монархического правительства заключается в воле королей, т. е. завоевателей, насаждающих лордов-маноров, вымогателей лендлордов, священников, взимающих десятину, и алчных юристов со всем обслуживающим их крапивным семенем в качестве надсмотрщиков, угнетающих народ. (...)
Если подлинная республиканская свобода заключается в свободном пользовании землею, то всякий закон или обычай, лишающий братьев их свободы по отношению к земле, должен быть отвергнут и выброшен как соль, потерявшая силу.
Основа республиканского правления заключается в законах общей свободы, которые обеспечивают средства существования на земле как для старших, так и для младших братьев, не в том, чтобы один порабощал другого, но чтобы оба жили в довольстве и свободе.
КАКОВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ИЛИ СИСТЕМА ЗАКОНОВ, КОИМИ МОЖЕТ УПРАВЛЯТЬСЯ РЕСПУБЛИКА?
1. Буквальный текст закона, утвержденного парламентским актом, будет руководством для должностных лиц народа и главным судьей всех поступков.
2. То лицо или те лица, за исключением лишь парламентского суда, которые добавят или убавят что-нибудь в законе, будут сняты со своей должности и более никогда не будут выбраны на должность.
3. Никто не будет применять закон за деньги или вознаграждение; тот, кто осмелится это сделать, умрет смертью изменника республике, ибо когда деньги могут покупать и продавать правосудие, могут иметь решающее влияние, ничего, кроме угнетения нельзя ожидать.
4. Служитель церкви будет оглашать закон перед народам четырежды в год, т. е. каждый квартал, чтобы каждый знал, чему он должен повиноваться, и чтобы никто не мог умереть из-за отсутствия этого знания.
5. Нельзя выносить обвинение против кого бы то ни было, если он не будет изобличен двумя или тремя свидетелями или собственным признанием.
6. Никто не может быть подвергнут наказанию иначе, как за действительное преступление или за оскорбительные слова; но ни одного человека нельзя будет притеснять за его суждения или поступки в вопросе о боге, и он будет жить спокойно в стране.
7. И обвиняемый и обвинитель будут всегда являться лицом к лицу перед должностным лицом, так чтобы обе стороны были выслушаны и ни одна не потерпела ущерба.
8. Если судья или должностное лицо исполнит свою собственную волю вопреки закону или в том случае, когда не будет закона, который мог бы служить ему основанием, он будет лишен должности и больше никогда не будет назначен на пост.
9. Тот, кто выдвинет обвинение против кого-либо и не сможет доказать его, понесет то самое наказание, которому был бы подвергнут обвиняемый, если бы его вина была доказана. Обвинение имеет место, когда одно лицо приносит жалобу на другое должностное лицо; все другие обвинения закон не принимает во внимание.
10. Тот, кто ударит своего соседа, сам получит от палача удар за удар, и утратит око за око, зуб за зуб, член за член, и жизнь за жизнь: основание этому то, чтобы человек заботливо относился к личности других, поступая так, как с ним должны поступать другие.
11. Если кто-либо ударит должностное лицо, он будет приговорен к принудительным работам под надзором смотрителя на целый год.