Социально-кибернетическая модель политической системы Д. Истона
Системный анализ ввел в теорию политики Дэвид Истон. В своих работах «Политическая система» (1953), «Концептуальная структура для политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) и других он исходил из представлений о политической жизни как подсистеме общества среди других подсистем (экономика, культура, социальная структура), находящейся в общей окружающей среде — природе. Модель политической системы Истона имеет не только социально-системный, но и кибернетический характер и представляет собой управляющую, сложную, открытую социально-политическую систему с гибкой обратной связью. Эта система взаимодействует с окружающей ее средой через определенные отношения, суммирующие все поступающие извне импульсы — входы (inputs) и все выходящие воздействия на окружающую среду — выходы (outputs). Окружающая среда (environments) политической системы сложна и включает в себя интрасоциетальную и экстрасоциетальную составляющие. Интрасоциетальная среда, в свою очередь, состоит из экологической, биологической, личностной и социальной систем. Последняя система подразделяется на подсистемы куль-
Глава 6. Теория политической системы
туры, экономики, социальной структуры, демографии и др. Экстрасоциетальную среду составляют внешние политические системы, внешние экологические системы и внешние социальные системы. Последние состоят из таких внешних подсистем, как культурная, подсистема социальной структуры, экономическая, демографическая и др. Политическая система реагирует на исходящие из этой сложной окружающей среды импульсы. Из какой бы системы или подсистемы окружающей среды импульсы ни исходили, они имеют социальный, т. е. выраженный социализированным индивидом пли группой характер. По отношению к политической системе импульсы могут быть двух типов: импульсы-требования и импульсы-поддержки. При этом импульсы-требования бывают следующих видов:
♦ импульсы, касающиеся распределения благ и услуг (о заработной плате, условиях труда, образовании, здравоохранении и др.);
♦ импульсы, касающиеся регулирования поведения (о безопасности, протекционистской политике и др.);
♦ импульсы, касающиеся коммуникации и информации (о свободном и равном доступе к информации и др.).
Импульсы-поддержки выражаются в:
♦ соблюдении гражданами законов;
♦ активном участии в политической жизни;
♦ лояльном отношении к власти и внимании к официальной информации;
♦ оказании услуг и материальном финансировании политической системы (исполнение воинской повинности, уплата налогов и др.).
Импульсы-требования и импульсы-поддержки, поступающие на вход, перерабатываются политической системой в сигналы выхода и получают вид:
♦ создания законов и норм;
♦ распределения ценностей и услуг;
♦ регулирования поведения и взаимодействия в обществе.
Сигналы выхода, или политические выходы оказывают определенное воздействие на окружающую среду (граждан данной страны, соседних стран и мировое общественное мнение), которая, в свою очередь, реагирует на решения политической системы, посылая па ее вход новые импульсы. Так образуется контур обратной связи (feedback loop), играющий важную стабилизирующую роль и помогающий системе снять стресс — напряжение, вызванное импульсами окружающей среды (рис. 6.1).
Структурно-функциональная концепция политической системы 113
Рис. 6.1. Политическая система А. Истона
Печатается по: Чилкот Рональд X. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы. М., 2001. С. 185.
Истон рассматривал политическую систему, с одной стороны, как определенную структуру власти, с другой — как непрерывный процесс, «взаимосвязанный поток поведения», направленный от входа к выходу и замкнутый стабилизирующей обратной связью.
«...Системный анализ политической жизни, — отмечал он, — опирается на представления о системе, находящейся в некоторой среде и подвергающейся внешним возмущающим воздействиям, угрожающим вывести существенные переменные системы за пределы их критических значений. В рамках этого анализа важным является допущение о том, что, для того чтобы выжить, система должна быть способной отвечать с помощью действий, устраняющих стресс. Действия властей имеют ключевое значение в этом отношении. Поэтому для действий, причем и эффективных, власти должны иметь возможность получать необходимую информацию о происходящем. Обладая информацией, власти могут быть способными обеспечить в течение некоторого времени минимальный уровень поддержки системе»1.