Предмет и методология теории государства и права
ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
теория государства и права - это наука, которая изучает государственные и правовые явления общественной жизни.
Предметом теории государства и права являются основные общее закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.
Методология теории государства и права.
Метод науки — это способы изучения реальной действительности, общие исходные принципы, на которых базируется данная наука.
Методология теории государства и права — это применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих, закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений.
Теоретические принципы познания ТГП: Историзм (как ТГП развивалось), Объективность (реальные данные о ТГП) Конкретность (точного учета всех условий, в которых находится объект познания в ТГП), Плюрализм (Речь идет о многоаспектности в исследовании ТГП, не однолинейность исследований)
Логические принципы познания ТГП: анализ (выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними); синтез (Как прием научного познания используется ТГП для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений) Индукция (заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня) Гипотеза (это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией)
2. МЕСТО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК
ТГП входит в систему юридических наук, объединенных общим понятием— юриспруденция.К теоретико-историческим наукам относятся ТГП, история государства и права, история политических и правовых учений.
Типология государства на основе формационного и цивилизационного подходов
Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ.
Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.
Виды норм права
Нормы права подразделяются на определенные виды по различным основаниям.
1. По отраслям права выделяются нормы государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.
2. По функциям, которые выполняют нормы права. Такая видовая классификация соответствует делению функций права на регулятивные и охранительные, которые осуществляются соответствующими (регулятивными или охранительными ) нормами права.
3. По характеру содержащихся в нормах права правил поведения. Различие здесь проводится в зависимости от того, что устанавливают правовые нормы: обязанность или право.
4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов. По этому признаку нормы права подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.
5. По кругу лиц нормы права подразделяются на общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории. Специальные нормы действуют только в отношении определенной категории лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).
6.Специализированные нормы права. Они классифицируются в зависимостей от того, какую роль выполняют в процессе правового регулирования. В отличие от регулятивных и охранительных норм они носят дополнительный характер, так как не содержат в себе определенных правил поведения.
Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям (например, по времени действия, по юридической силе). Однако во всех; случаях они выполняют роль государственного регулятора общественных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от посягательств со стороны отдельных лиц.
Понятие и сущность права.
Право — целостная социальная категория; это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения. Кроме того, право — это такая система норм, которые являются властно-официальным регулятором общественных отношений.
Множественность подходов привела некоторых ученых к выводу, что сущность права нельзя познать. С этим вряд ли можно согласиться.
Сущность права - это качественная его основа, которая отражает его природу и назначение в обществе.
Функции права
Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.
Существует несколько видов функций:
Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:
1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;
2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;
3) культурно‑историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно‑духовных ценностей;
4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;
5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.
Специально‑юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:
1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;
2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;
3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;
4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:
5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;
6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;
7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;
8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.
Структура правонарушений.
Правонарушение имеет сложное строение, структуру. Оно состоит из четырех элементов – субъекта, субъективной стороны, объекта и объективной стороны.
Субъектом правонарушения выступают деликтоспособные граждане, должностные лица, а также коллективные образования. Субъективную сторону правонарушения образует психическое отношение правонарушителя к совершенному им противоправному деянию. Вредоносное воздействие на объект правоотношения оказывают действия правонарушителя, которые составляют четвертый элемент правонарушения – его объективную сторону.
Акты применения норм права.
Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.
Основные требования, которые предъявляются к актам применения, заключается в том, чтобы они:
-Строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых они принимаются
-Издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица
-Содержали глубокую и всестороннюю характеристику данного дела
-Имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т.п.)
Акты применения, или индивидуальные акты, не являются источниками права. Они не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а лишь применяют соответствующие нормы права к конкретному случаю, событию или лицу.
Правоприменительные акты принимают практически все органы государства в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций, что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.
Структура правоотношения.
Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента: субъект, объект, права и обязанность.
1.Субъектами права являются лица или организации, за которыми призвано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в правоотношениях.
Правосубъектность включает правоспособность и дееспособность, а также правовой статус.
Под правоспособностью понимается способность иметь права и обязанности, предусмотренные законом. Под дееспособностью - способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности. Различение право- и дееспособности важно для физических лиц. Все физические лица имеют равную правоспособность. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью.
Правовой статус - это признанная Конституцией и законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочия государственных органов и должностных лиц. 2.Объекты правоотношений - это то, на что воздействуют правоотношения.
Под объектом правового отношения понимают материальные и духовные блага, получение и использование которых составляет интерес управомоченной стороны.
Правовой статус личности.
Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.
В науке теории государства и права выделяют следующую классификацию правовых статусов, которая проводится по сфере их действия и структуре правовых систем:
• общий (международный) правовой статус. Включает в себя помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах;
• конституционный (базовый). Объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны;
• отраслевой статус. Состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы;
• родовой (специальный). Отражает специфику правового положения отдельных категорий людей;
• индивидуальный. Характеризует особенности положения конкретного человека.
Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы.
76. Понятие и содержание прав человека и гражданина по Конституции Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации конституционному статусу целиком посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей. Расположены они в определенной системе, отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. На первое место выдвинуты личные, или гражданские, права и свободы. Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства. Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участником экономических отношений, но и полноправным субъектом во всем многообразии социальных связей и потребностей (например право на материнство и детство). И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).
1. Основные права человека делятся на три большие группы:
• личные права;
• политические права;
• экономические, социальные и культурные права.
Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности — государства. Как правило, политическими правами обладают лишь граждане данного государства.
Экономические, социальные и культурные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
теория государства и права - это наука, которая изучает государственные и правовые явления общественной жизни.
Предметом теории государства и права являются основные общее закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.