Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису… Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики. Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

Вопросы и задания к документу:

1) Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления

2) Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии?

Ответ

1) удовлетворению насущных потребностей людей; перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость; реформы образования и здравоохранения.

2) Итоги

- Неудача в преодолении кризиса. Ухудшение материального положения граждан

- распад СССР

Задание 8. Блока 7

Вам необходимо подготовить доклад на предложенную тему. Напишите развернутый план вашего доклада. План должен состоять из трех основных разделов, при этом два из них должны содержать по три подпункта каждый.

Темы:

8.1. «Преобразования большевиков в 1917 – 1920 гг».

План

1.Первые Декреты новой власти

а)Декрет о мире и Декрет о земле

б) Декларация прав народов России и Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов

в) Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви

2. Создание Красной Армии и Первая Конституция России 1918г.

3. Политика «военного коммунизма»

а) национализация промышленности

б) введение продразверстки

в) запрет торговли

4. План ГОЭЛРО 1920 г.

8.2. «Культурное пространство советского общества 1920-х гг».

План

1.Образование в 1920- е гг.

а) борьба с неграмотностью- ликбезы

б) рабфак- курсы для ускоренной подготовки рабочих и крестьян к обучению в высшей

школе.

в) создание единой трудовой школы

2. Партийный контроль над культурой.

а) высылка из СССР ученых и деятелей культуры. Не принявших новую власть;

б) создание комитета цензуры - Главлит;

в) постановление «О политике партии в области культуры»

3. Начало «нового искусства»

а) сатирические произведения Зощенко, Ильфа и Петрова;

б)кинофильмы Эйзенштейна;

в)произведения скульпторов на революционную тематику;

г) новые объединения писателей и художников – РАПП, Пролеткульт

8.3. «Великая российская революция».

План

1. Рост влияния большевиков

а) недовольство населением политикой Временного правительства –введение продуктовых карточек, обесценивание денег, продолжающаяся война;

б) популярные среди простого народа лозунги большевиков- власть Советам, мир народам, земля крестьянам, фабрики рабочим

в) свержение Временного правительства

2. II съезд Со­ве­тов:

а) при­ня­тие пер­вых де­кре­тов со­вет­ской вла­сти;

б) ре­ше­ние о пе­ре­да­че вла­сти Со­ве­там;

в) со­зда­ние пер­во­го со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства – Со­ве­та На­род­ных Ко­мис­са­ров.

3. Итоги и зна­че­ние уста­нов­ле­ния со­вет­ской вла­сти в Рос­сии.

а) относительно мирное уста­нов­ле­ние со­вет­ской вла­сти в Рос­сии

б) рас­ко­л об­ще­ства на сторонников и противников Советской власти

8.13. «Культурное пространство советского общества 1930-х гг.».

План

1. Культурная революция

а) строительство школ

б) обязательное 7 – летнее образование

в) восстановление преподавания географии и истории

2.Достижения науки

а) развитие самолетостроения- Туполев, Яковлев

б) развитие физики, химии

г) открытие нефти между Волгой и Уралом; открытие каменного угля в Кузнецком и

Подмосковном бассейнах

д) начало гонений на генетику – «лысенковщина»

3. Советское искусство

а) кинематограф: первый звуковой фильм «Путевка в жизнь»; исторические фильмы

«Петр 1», «Александр Невский»

б) возвращение М. Горького в СССР;

в) социалистический реализм в картинах художников

8.17. «Советский Союз в 1930-х гг».

План

1. Про­ве­де­ние по­ли­ти­ки ин­ду­стри­а­ли­за­ции в про­мыш­лен­но­сти:

а) при­чи­ны фор­си­ро­ван­ной ин­ду­стри­а­ли­за­ции и кол­лек­ти­ви­за­ции в СССР.

б) ре­сур­сы для про­ве­де­ния ин­ду­стри­а­ли­за­ции.

в) со­зда­ние многочисленных новых про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий в стра­не, со­зда­ние мощ­ной обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти.

2. Про­ве­де­ние по­ли­ти­ки кол­лек­ти­ви­за­ции.

а) мас­со­вое, при­ну­ди­тель­ное вступ­ле­ние кре­стьян в кол­лек­тив­ные хо­зяй­ства в на­ча­ле1930-х гг.;

б) рас­ку­ла­чи­ва­ние; вклю­че­ние ос­нов­ной массы кре­стьян в со­став кол­лек­тив­ных хо­зяйств к концу 1930-х гг.

в) голод в стра­не в 1932- 1933 г.;

3.Массовые репрессии 1937 г..

а) борьба с кулаками

б) чистка партии

в) репрессии в армии

г)1937-1938 г.г. - «Большой террор».

8.19. «Культурные преобразования в СССР в период «оттепели».

План

1.Развитие космонавтики и атомной энергетики

а) запуск первого в мире искусственного спутника Земли 1957,

б) первый полет человека в космос 1961,

в) первый полёт женщины в космос- В.Терешковой -в 1963

г) строительство первой в мире атомной электростанции в Обнинске в 1954, пуск первого в мире атомного ледокола «Ленин» в 1959

2.Свобода творчества в рамках существующей системы общества и метода социалистического реализма.

а) появились произведения Ю.Дудинцева. А .Солженицына

б) открытие театров на Таганке и « Современник».

в) выход журналов «Юность», «Молодая гвардия»,«Иностранная литература».

3. Продолжение гонений на деятелей культуры

а) запрет романа « Доктор Живаго» Б.Пастернака

б) разгром выставки авангардистов в Манеже в 1962г

Задание 9. Блока 7

Определите, что может служить аргументами для обоснования первой точки зрения, и что — для второй? Назовите в каждом случае не менее двух положений (аргументов). Сделайте вывод.

9.1.Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на события революции 1905-1907 гг. в России. Познакомьтесь с приведенными точками зрения ученых-историков по конкретному дискуссионному вопросу.

1) События 1905-1907 гг. неправомерно называть революцией.

аргументы:

-император фактически сохранил за собой все основные властные привилегии (возможность роспуска Думы и принятия законов в обход Думы в порядке 87-й статьи Основных законов);

- император сохранял возможность так изменять избирательное законодательство, чтобы партийный состав Думы был наиболее лояльным и послушным верховной власти.

2) События 1905 – 1907 гг. в полном смысловом и событийном контексте являются революцией.

аргументы:

- в результате событий 1905 г. изменилась форма правления - возникла думская монархия;

- источником законодательной власти перестал быть только император, то есть произошло ограничение самодержавия;

- в России были введены гражданские свободы, в том числе свобода политических партий, никогда прежде в России не существовавшая;

9.2.Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на политику «гласности» в СССР:

1) «Политика «гласности» в СССР явилась одним из путей демократизации советского общества».

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние

-На страницах газет, журналов печатались ранее запретные материалы, воспоминания; на телевидении устраивались дискуссии, "круглые столы"

-был снят запрет с творчества покинувших страну в 70-е гг. (И.А. Бродский, А.А. Галич, В.П. Некрасов, А.И. Солженицын и др. Начался процесс возвращения советского гражданства лишенным и высланным диссидентам.

-Создание политических партий и движений. Отмена 6 статьи Конституции

-В стране возникло множество различных партий. Советское общество начало становиться многопартийным.

2) «Политика «гласности» стала толчком к развалу СССР».

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние

Какие факты, явления дали основание для первой точки зрения, а какие - для второй? Назовите не менее двух аргументов для каждой точки зрения.

- до «перестройки» КПСС была единственной руководящей партии, в результате «гламсности» в стране усилился процесс формирования новых партий, которые стояли в оппозиции КПСС.

- произошёл раскол в самой КПСС

- начался неуправляемый процесс очернения всего прошлого страны, который подорвал авторитет государства;

- чем больше центральная власть делала уступок, тем радикальнее становились требования республик по расширению своих прав, обострились межнациональные конфликты

9.3.Познакомьтесь с приведенными точками зрения ученых-историков по конкретному дискуссионному вопросу. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на события октября 1917 г. в России.

1) «В октябре 1917 года большевики совершили государственный переворот».

Ар­гу­мен­ты:

-власть перешла к радикальным революционерам. Они захватили власть у Временного правительства

· после захвата власти большевики установили диктатуру, а позже разогнали Учредительное собрание (январь 1918 г.), окончательно пресекли возможность демократического развития. В стране начался «красный террор»

2) «В октябре 1917 года большевики взяли на себя ответственность «подняв «брошенную» власть».

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние

-Династия Романовых потеряла Россию без участия большевиков, еще в феврале 1917 года. Император отрекся от престола в пользу брата, который в свою очередь отказался принять бразды правления. Временное правительство не справилось с кризисом, охватившим страну. Не справилось с ситуацией на фронте и в тылу.

-Большевики оказались наиболее организованной политической силой. Они оказались единственными, кто смог подобрать власть в стране, кто взял на себя ответственность за происходящее, кто предложил России некий выход из кризиса.

9.6.Познакомьтесь с приведенными точками зрения ученых-историков по конкретному дискуссионному вопросу. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на смысловое содержание событий октября 1917 г. в России.

1) «Это был большевистский переворот».

Ар­гу­мен­ты:

-власть перешла к радикальным революционерам.

· после захвата власти большевики установили диктатуру, а позже разогнали Учредительное собрание (январь 1918 г.), окончательно пресекли возможность демократического развития. В стране начался «красный террор»

2) «Это была социалистическая революция (особый тип революции)».

Ар­гу­мен­ты:

- в результате революции проведена национализация, произошла экспроприация класса капиталистов (принудительно забрали собственность), была установлена государственная собственность на средства производства, ликвидирована частная

-ликвидирована эксплуатация человека человеком

-уничтожение деления общества на классы

9.12.Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на характер развития России в начале XX в.:

1) Россия в начале XX в. оставалась отсталой аграрной страной, не осуществившей до конца переход к капитализму.

Аргументы:

-Крупное помещичье землевладение сочеталось с крестьянским малоземельем.

- Община, сохраненная реформой 1861 г., поощряла уравнительные настроения, весьма сильные в крестьянской среде, и с осуждением относилась к успехам «крепких хозяев».

-Большинство помещичьих хозяйств жили по старинке: сдавали землю крестьянам в аренду, а те обрабатывали ее собственным примитивным инвентарем.

-Применение наемного труда, передовой агротехники, сельскохозяйственных машин в начале ХХ в. было явлением едва ли не исключительным

2) Россия в начале XX в. характеризовалась быстрым индустриальным развитием. В силу этого ее нельзя было назвать отсталой.

- после реформ 60-70- хх гг. 19 в. капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донецко-Криворожский).

- Важные изменения происходили на транспорте: железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали экономическое развитие страны (в конце XIX в. вступила в строй первая очередь Транссибирской магистрали).

- В годы кризиса 1900 – 1903 гг. ускорился процесс создания крупных промышленных монополий – картелей и синдикатов: «Продамет» (1902), «Продвагон» (1902), «Продуголь» (1904) и др. Производство, особенно в тяжелой промышленности, концентрировалось на крупных и крупнейших предприятиях. По уровню концентрации российская экономика опережала экономику других стран.

- Возникли крупные банки, тесно связанные с промышленностью, – Петербургский международный коммерческий банк (1896), Азовско-Донской банк (1871), Русско-Азиатский банк (1910).

- Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран. Она встала на путь экономической модернизации, т. е. изживания остатков крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества, в котором промышленность преобладает над сельским хозяйством, а городское население – над сельским.

Наши рекомендации