Азахстан в годы первой мировой войны.
Движение 1916г. в Казахстане
19 июля (1 августа) 1914г. Россия вступила в 1 мировую войну, вызванную накапливавшимися десятилетиями противоречиями между странами, входящими в два военно-политических блока - Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Тройственное согласие - Антанту (Великобритания, Франция, Россия). По своему характеру война несправедливая, империалистическая, захватническая с обеих сторон. Россия не была подготовлена к войне. Участие в ней вызвало огромное напряжение сил страны, тяжело отразилось на её экономике, обострило социальную напряжённость и привело к политическому кризису.
Война непосредственно отозвалась и на положении Казахстана. Возросла его роль как поставщика цветных и железных руд, а также предметов потребления по заказам армейского интендантства. Купцы и золотопромышленники наживались на поставках муки, масла, кож, овчины. В погоне за сверхприбылью капиталисты увеличивали продолжительность рабочего дня, а реальная зарплата рабочих снижалась, ухудшались условия их труда и быта. Взвинчены цены на промышленные и продовольственные товары. В связи с массовой мобилизацией русскоязычного населения на фронт недоставало рабочих рук, сокращались посевные площади, падала урожайность зерновых, разорялись хозяйства. Пострадало и скотоводство: поголовье скота у казахов уменьшалось не только из-за изъятия пастбищных угодий, но и принудительных поставок скота и мяса для нужд армии. В 3-4 раза возросли налоги и сборы (кибиточный, земские, дорожные и пр.). На казахов как на невоеннообязанных распространен военный налог, возложена подписка на государственный заём, с них собирались «добровольные пожертвования» для фронта. Под видом помощи семьям мобилизованных казахи должны были пахать, сеять, убирать урожай в переселенческих деревнях.
В годы войны ускорилось обнищание шаруа, дальнейшее социальное расслоение переселенческого крестьянства и казачества. Ухудшение положения трудящихся вызвало рост социального протеста, несмотря на строгие меры (запрет собраний, стачек, уклонения от работы, введение военной цензуры на корреспонденцию и т.д.) и угрозы призыва в армию. Бастовали шахтёры Караганды и Экибастуза, железнодорожники Оренбургско-Ташкентской и Транссибирской магистралей, медеплавильщики Спасского и Карсакпайского заводов, рабочие Успенского, Джезказганского, Риддерских рудников, нефтяники Эмбы и др. В 1916г. отмечены волнения горнорабочих, выступления на строившихся тогда Семиреченской, Алтайской и Риддерской железных дорогах, сопровождавшиеся массовым самовольным уходом с работы. На нелегальном положении действовали социал-демократические группы. Происходили «бунты солдаток» (один из них в Усть-Каменогорске), погромы магазинов и лавок, брожение среди солдат, дезертирство, выступления шаруа и крестьян-переселенцев. Трудящиеся аула отказывались от уплаты податей, сбора средств на военные нужды, уничтожали межевые знаки, сжигали сено, угоняли лошадей.
Сопротивление народных масс достигло апогея в период национально-освободительного движения 1916г. Его причины: экспроприация земель у казахов, выселение их в малопригодные для хозяйственной деятельности районы; реквизиции скота, сельхозпродуктов, фуража, мобилизация лошадей и средств транспорта; увеличение налогов и поборов, введение трудовой повинности; дороговизна; ухудшение материального положения; усиление административно-чиновничьего произвола и полицейского надзора; политика русификации. Непосредственный повод – указ Николая II от 25 июня 1916г. о привлечении мужского «инородческого» населения Сибири, Средней Азии, Казахстана, Закавказья в возрасте от 19 до 43 лет включительно «для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии», т.е. на военно-тыловые работы. После оглашения указа составляются «посемейные списки» для проведения мобилизации, причём байские сыновья за взятки освобождались от призыва, а бедняков записывали независимо от возраста. Секретным приказом от набора освобождены должностные лица, полицейские чины, имамы, муллы и мударисы, счетоводы и бухгалтеры, чиновники правительственных учреждений, лица, пользующиеся правами дворян и почетных граждан, учащиеся.
Распространённой формой протеста стало бегство в глубь степи, но население прибегает и к открытому сопротивлению, переросшему в вооружённое восстание, а затем - освободительное движение, охватившее весь Казахстан. Движущие силы - шаруа, а также батраки, рабочие, ремесленники. В движении участвовали представители радикально-демократической интеллигенции (А.Джангильдин, Т.Бокин, С.Мендешев, А.Майкутов, С.Сейфуллин, Т.Рыскулов и др.), часть баев, биев, волостных управителей, аульных старшин, мусульманского духовенства. На юге и в Семиречье к движению примкнули узбеки, киргизы, уйгуры, дунгане. Известны факты, когда русские крестьяне сочувственно относились к повстанцам и оказывали им помощь. Компромиссной тактики придерживалась национал-либеральная интеллигенция (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов и др.), метавшаяся между царизмом и народом. Считая использование казахов на тыловых работах «унижением для нации», либералы просили власти «отсрочить призыв», но, двигаясь в фарватере кадетской платформы «единения царя и народа», полагали необходимым «протянуть правительству России руку помощи». Они утверждали, что казахи «не вправе выступать против царского указа», призывали их примириться, повиноваться, не сопротивляться, сеяли иллюзии, что участие в «окопных» работах облегчит положение казахов после победоносного окончания войны. Безоговорочно поддержала указ значительная часть байской верхушки и чиновников «туземной» администрации. Вдали от движения держались обуржуазившиеся элементы (торговцы, ростовщики), не приняли участия джадиды и панисламисты.
Потушить гнев народного недовольства путем увещеваний и переговоров было невозможно. Движение разрасталось, приобретая антиколониальный, антиимпериалистический характер. В определённой мере оно направлено против аульной верхушки, поэтому отчасти было антифеодальным. Из-за разжигания межнациональной розни в отдельных регионах, в частности в Семиречье, кое-где проявлялись антирусские черты, что, впрочем, не изменило характер движения в целом: даже царские чиновники признавали, что казахи, «за весьма редкими исключениями, обид русскому населению не причиняют».
В большинстве областей выступления были слабо организованы, локальны и разрознены. Исключение составили семиреченский и, особенно, тургайский очаги. Руководители повстанцев в Семиречье – Б.Ашекеев, Т.Бокин (Верненский уезд), У.Саурыков, Ж.Мамбетов (Каркаринское урочище в Джаркентском уезде) и др. К октябрю восстание в Семиречье подавлено. Карательные отряды расправлялись как с повстанцами, так и мирными жителями. Активные участники приговорены к смертной казни, каторге или тюремному заключению. Часть населения загнана в Китай.
Самая упорная и продолжительная борьба велась в Тургайской области, где руководителями стали А.Жанбосынов (провозглашен «ханом» Тургайского уезда), А.Иманов (сардарбек (главнокомандующий повстанческой армией) и глава военного совета - кенеса), большевик А.Джангильдин. Организованное, дисциплинированное войско делилось на отряды в 1000, 100, 50 и 10 воинов (сарбазов), возглавляемые тысячниками (мынбасы), сотниками (жузбасы), пятидесятниками (елюбасы), десятниками (онбасы); действовало подразделение снайперов (мергенов); в кузницах изготовлялись берданки, фитильные ружья, ковались сабли, пики, ножи, топоры. На территории, подконтрольной восставшим, вместо старых аульно-волостных органов создавалась новая система управления: в волостях функции гражданской власти выполняли мынбасы, которым подчинялись аульные старосты - ельбеги. Финансами ведали казнашы, судебными и налоговыми вопросами – жасакшы. При раскладке сумм налога учитывалось имущественное положение: с крестьянского хозяйства брали от 3 до 5 рублей (битамал), а баи облагались повышенным налогом (от 100 до 500 рублей) и дополнительным сбором в виде лошадей. Как докладывал начальник Тургайского уезда, мятежники «творят самоуправные деяния… по отношению к своим одноаульцам - влиятельным и богатым лицам». Вместе с тем Амангельды Иманов понимал, что враг казахов не русский народ, а царский режим: «Взовьём же свои боевые знамена и пойдем войной вместе с русским народом против нашего врага - царской власти». В конце октября повстанцы окружили Тургай, но подход корпуса генерал-лейтенанта Лаврентьева заставил казахов отойти. Каратели применяли тактику «выжженной земли», истребляя и сжигая целые аулы. После снятия осады Тургая штаб и основная масса восставших сконцентрировались в районе Батпаккары, откуда совершались партизанские рейды. Бои продолжались и в 1917г., слившись с Февральской революцией, свергнувшей монархию. После объявления амнистии повстанцам А.Жанбосынов в марте 1917г. признал Временное правительство. В других районах выступления масс за несколько месяцев до этого уже подавлены силами колониальной администрации.
Рассматривая такие особенности движения как его масштабность, массовость, попытки создания элементов управленческого аппарата («ханы», «визири» (советники) и пр.) и собственных вооружённых сил, отдельные авторы трактуют события 1916г. как национально-освободительную революцию или национально-освободительную войну. Однако подобные выводы вызывают существенные возражения.
В подавляющем большинстве случаев движение развивалось стихийно и недостаточно организованно. На стороне противника был явный перевес сил. Отсутствовало единое централизованное руководство движением. Разнородность состава участников предопределила разность их целей и интересов. Ряд «ханов» предали восставших, перейдя на сторону царизма. Малочисленные и слабые классы национальной буржуазии и пролетариата не могли выполнить роль гегемона (руководителя), необходимого для подлинной революции. Не предусматривались кардинальные преобразования в социально-экономическом и политическом устройстве в масштабе всего Казахстана; «опыт самостоятельного государственного строительства» сводился, в основном, к «восстановлению традиционных институтов управления» (так, «ханами» становились «представители степной аристократии», например, Абдулгафар Жанбосынов был внуком известного бия Среднего жуза, а именовал себя эмиром, т.к. по-прежнему считал должность хана привилегией «белой кости»).
Несмотря на то, что в целом по Казахстану национально-освободительное движение 1916г. потерпело поражение, оно способствовало определённому росту национального и классового самосознания казахов, их политической активности, являлось школой вооружённой борьбы с колониализмом, содействовало дальнейшему обострению неуклонно нараставшего в Российской империи общенационального кризиса, расшатывало устои самодержавия и выступало одним из звеньев процесса «пробуждения Азии» в начале ХХ в.
8.3 Февральская буржуазно-демократическая революция 1917г. в России и её влияние на Казахстан. Движение и партия «Алаш»
Февральская революция обусловлена теми же причинами, носила тот же характер, имела такую же расстановку противоборствующих сил и те же задачи, что и революция 1905-1907 гг.: ликвидация абсолютизма, проведение демократических преобразований, решение жгучих вопросов - аграрного, рабочего, национального. Однако Февральская революция проходила в иной обстановке, была вызвана социально-политическими противоречиями, усугублёнными тяготами изнурительной мировой войны, ставшей «гигантским ускорителем революции», породившей экономическую разруху, обострение нужды и бедствий народных масс, рост социальной напряжённости, усиление антивоенных настроений, недовольство провальной политикой самодержавия.
Забастовки и демонстрации рабочих Петрограда переросли 27 февраля 1917г. в вооружённое восстание, поддержанное воинскими частями. 28 февраля столица была полностью в руках восставших. Создан орган революционной власти - Петроградский совет рабочих депутатов, большинство в котором принадлежало меньшевикам и эсерам, хотя и относящимся к «левым», социалистическим партиям, но считавшим, что России предстоит долгий этап капиталистического развития, а потому власть должна перейти к буржуазии. Лидеры Совета вступили в переговоры с Временным комитетом Госдумы, в результате чего 2 марта (в один день с отречением Николая II от престола) из представителей в основном буржуазных партий (кадетов, октябристов, прогрессистов) сформировано Временное правительство во главе с князем Львовым. Исполком Совета заявил о поддержке правительства постольку, поскольку оно будет осуществлять согласованную с Исполкомом программу. Таким образом, на смену царизму пришло двоевластие, т.е. одновременное существование и переплетение двух властей: официальной - буржуазного Временного правительства и неофициальной – Петросовета, причём правительство могло действовать только при поддержке органов народной демократии - Советов и проводить свои декреты с их санкции.
Революция охватила и национальные окраины. В Казахстане смещены степной и туркестанский генерал-губернаторы, военные губернаторы областей, начальники уездов, ряд волостных управителей и др. чиновники. Большинство волостных управителей, аульные старшины, сельские старосты, станичные атаманы лишь сменили вывеску. Созданы гражданские, исполнительные, коалиционные комитеты, «киргизские комитеты», земские управы. Для контроля за их деятельностью в областях, уездах введены должности комиссаров Временного правительства (среди них были и казахские либералы А.Букейханов, М.Тынышпаев и др.). В апреле 1917г. организован Туркестанский комитет. Проявлением двоевластия в Казахстане стало образование Советов рабочих, солдатских, крестьянских, казачьих, «киргизских», мусульманских депутатов.
В марте 1917г. Временное правительство под давлением Советов провело ряд демократических преобразований: реорганизована (хотя и непоследова
тельно) система управления, амнистированы политические заключённые, отменена смертная казнь с заменой её каторгой, провозглашены свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек, упразднены (де-юре) сословные, вероисповедные и национальные ограничения, заявлено о подготовке к созыву Учредительного собрания «на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования». Объявлена амнистия участникам событий 1916г., позже принято решение о демобилизации «тыловиков». Однако многие животрепещущие проблемы, доставшиеся в наследство от царизма, не решены. В аграрном вопросе правительство надеялось утихомирить крестьян путём создания земельных комитетов, но оттягивало проведение закона о земельной реформе, стараясь обеспечить интересы помещиков, и всячески пресекало самочинные действия страдавших от малоземелья крестьян. В Казахстане остались в неприкосновенности земельные владения казачьих войск, переселенческие фонды. Временное правительство не удосужилось издать закон о введении 8-часового рабочего дня. Под «оборонческим» лозунгом «защиты отечества» проводилась политика продолжения войны «до победного конца». Обойдено право наций на самоопределение, сохранялись законы, рассматривавшие казахов как бесправных «инородцев». Подлежали амнистии палачи движения 1916г., чинились препятствия беженцам, возвращавшимся из Китая, до конца мая не отменялось военное положение в Тургайской степи. Незыблемы сословное деление, различные титулы и звания. Не решен даже вопрос о форме правления, т.к. лидеры буржуазных партий ещё питали надежды на восстановление монархии (теперь уже конституционной). Откладывался созыв Всероссийского Учредительного собрания, зато расточались щедрые и несбыточные посулы, что только оно способно удовлетворить народные чаяния. Но это, как и другие декларативные обещания, заранее были обречены на невыполнение.
По мере того как половинчатые и противоречивые действия Временного правительства всё больше разочаровывали народные массы, росли популярность и авторитет Советов, нередко становившихся «единственными организациями, твёрдая власть которых чувствуется населением». Однако первое время в Советах господствовали умеренные социалисты (эсеры (партия социалистов-революционеров) и меньшевики - реформистское течение в РСДРП), предпочитавшие не ссориться с буржуазными партиями, а в мае даже вошедшие в коалиционное с министрами-капиталистами Временное правительство. Соглашательская позиция «умеренных» социалистов, сотрудничество с буржуазией отталкивало от них массы, чьё внимание всё больше привлекали радикальные политические силы, в частности, большевики (левый фланг социал-демократии). Во многих объединённых (с меньшевиками) организациях РСДРП возникли сильные группы большевиков, росло их влияние в Советах. После возвращения в Россию из вынужденной эмиграции лидера большевиков В.И.Ленина принята политическая платформа, нацеленная на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, отказ от поддержки Временного правительства, мирный переход всей полноты власти к Советам, борьбу за прекращение войны и заключение всеобщего демократического мира без ан
нексий и контрибуций, конфискацию помещичьей земли, признание права наций на самоопределение.
Недовольство Временным правительством выражалось в различных формах социального протеста. Крупными выступлениями трудящихся Казахстана были первомайские демонстрации. Пролетарии требовали 8-часового рабочего дня, повышения зарплаты, улучшения материального положения, обеспечения квартирами, топливом, отмены штрафов и т.д., «самосудом» отстраняли администрацию, создавали рабочие комитеты, объединялись в профсоюзы (профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской дороги, начальником которой избран большевик П.А.Кобозев; Объединённый союз мусульманских рабочих (Верный), ставящий целью «осуществление социалистического строя»; Союз чернорабочих в Верном (Ю.Бабаев, Т.Утепов); Рабочий союз в Джаркенте; Союз возчиков в Петропавловске (Г.Идрисов) и др.). Участились «аграрные беспорядки» в аулах, селах, казачьих станицах. Казахское население всё чаще требует «равенства и братства народов и самоопределения национальностей». Действовало более 20 казахских молодёжных организаций, кружков, поначалу ограничивавшихся просветительскими задачами, но постепенно политизировавшихся. Часть из них пошла за либералами, часть («Революционный союз киргизской молодёжи» в Мерке под руководством Т.Рыскулова, «Жас казак» («Молодой казах») в Акмолинске во главе с С.Сейфуллиным и др.) выступала против Временного правительства, устанавливала связи с Советами, с большевиками. Воодушевилось и «притворявшееся аполитичным» мусульманское движение Туркестана: в марте 1917г. в Ташкенте джадиды (либерально-обновленческое течение) образовали организацию «Шура-и-ислам», т.е. «Совет ислама» (М.Абдурашидханов, М.Чокаев и др.). Шураисламисты, сторонники тюркизма, выступали за национально-религиозную автономию Туркестана в составе буржуазной России, за реформы в области просвещения и быта. Внутренние разногласия и борьба за руководство привели в июне к выделению из этой «партии» приверженцев «чистого ислама» - консервативных феодально-клерикальных элементов, объединившихся в «Шура-и-улема» («Совет духовенства»). Улемисты зарекомендовали себя как поборники незыблемости традиционных общественных отношений и противники реформ, отстаивали идеи панисламизма.
Между тем Временное правительство, стремясь отвлечь массы от наболевших вопросов, ослабить революционное движение и влияние большевиков, организовало в июне 1917г. наступление русских войск на германском фронте, окончившееся провалом, следствием которого стала антиправительственная демонстрация рабочих, солдат и матросов Петрограда, состоявшаяся 4 июля под лозунгом «Вся власть Советам!» Манифестация расстреляна, а на большевиков, обвиненных в попытке вооружённого захвата власти, обрушились репрессии. 9 июля ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ИК Всероссийского совета крестьянских депутатов, в которых хозяйничали меньшевики и эсеры, объявили о признании «неограниченных полномочий» Временного правительства, названного «правительством спасения революции», что означало
конец двоевластия. Советы превратились в придаток Временного правительства. Возможность перехода власти к Советам мирным путём упущена. Ликвидация двоевластия была неизбежна, т.к. оно выражало неустойчивость политической ситуации, но победа буржуазии оказалась кратковременной.
После временного поражения революционной демократии казахские либералы через «киргизские комитеты» подготовили I «Всекиргизский» съезд, прошедший 21-28 июля 1917г. в Оренбурге, где заявлено о необходимости создания «отдельной киргизской политической партии», позже получившей наименование «Алаш» (по имени мифического «прародителя» казахов). Лидеры партии – А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, М.Тынышпаев, Х. и Ж. Досмухамедовы, Х.Габбасов, Ж.Акпаев и др. Партия представляла интересы либеральной интеллигенции, нарождавшейся буржуазии, баев, духовенства, но стремилась позиционировать себя как общенациональная партия, что отражалось в её программе, проект которой напечатан 21 ноября в газете «Казак». Главное программное требование: создание автономии казахов (понимаемой как самоуправляемое государство) в «Федерации Российской республики» (трактуемой как объединение самостоятельных государств), с оговоркой, что «автономия, если удастся, будет пока вместе с дружественными народами». Провозглашены равноправие людей «независимо от религии, происхождения [в тексте буквально: «крови»] и пола» (однако сохранены характерные для обычая аменгерства споры за вдову), свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность личности, «равные права» для всех религий, отделение «религиозного дела» от государства, но вместе с тем ряд важных функций («брак, развод, похороны, наречение ребенка») закреплялся за муллами. «Сообразно условиям жизни» предполагалось увековечить бийский суд, осуществляющий правосудие на основе местных нормативных актов - ереже, предусматривалось ввести суд присяжных при рассмотрении тяжких преступлений. Планировалось вернуть изъятые, но не заселённые переселенцами земли, воспрещалась продажа земли, предусматривалась передача её в пользование «аула-округа, родственных групп», что означало закрепление в интересах аульной верхушки традиционных форм землепользования. Заигрывая с трудящимися, партия объявила себя «спутником бедняков» и «врагом притеснителей», выдвинула популистские лозунги, например, установление налогов «справедливым путём с учётом скота, состояния, доходов». Многие важные вопросы в программе не освещены. В целом взгляды алашевцев не выходили за рамки либерально-консервативной идеологии - умеренно-реформистской доктрины, пытающейся синтезировать «традиционные» и либеральные ценности и пропагандирующей идеи единения и солидарности казахов: Байтурсынов даже заявлял, что у них не было классового расслоения, резкого имущественного неравенства и, более того, существовал «собственный» социализм и коммунизм, что, разумеется, не соответствовало действительности. Ограниченное реформаторство алашевцев было рассчитано на освобождение из-под колониального гнёта, но не на глубокую и всестороннюю модернизацию казахского общества.