Политическая борьба в последние годы жизни Сталина
Политическое противостояние в послевоенный период нередко изображается как противостояние общества и всей правящей группировки. Однако такой подход не учитывает неоднородности высшего слоя советских руководителей. В 1949 г. И. В. Сталину исполнилось 70 лет. Возраст, напряжение военного времени, когда приходилось работать по 20 и более часов в сутки, серьезно сказались на здоровье могущественного вождя. Ему все чаще приходится отказываться от активного вмешательства в политику. На Пленуме ЦК 16 октября 1952 г. Сталин признался, что уже не в состоянии читать всех приносимых ему бумаг. Как и в последние годы жизни В. И. Ленина, в окружении теряющего свои позиции вождя началась борьба за его наследие.
К 1948 г. сталинская верхушка состояла из трех поколений партийных и государственных деятелей. К первому поколению относились те члены сталинского окружения, которые выдвинулись еще при жизни Ленина. Это были А. И. Микоян, В. М. Молотов, Л. М. Каганович, К. Е. Ворошилов. Вторую группу составляли сталинские выдвиженцы, сделавшие карьеру на волне репрессий в 1930-е гг.: Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия.
Наконец, обособленно стояли молодые лидеры, группировавшиеся вокруг наиболее влиятельного после самого Сталина секретаря ЦК ВКП(б) А. А. Жданова, такие как Н. А. Вознесенский, А. А. Кузнецов, М. И. Родионов, А. Н. Косыгин. Ждановскую группу некоторые историки называют еще «русской партией», поскольку именно ее представители активно поддерживали возникшие после войны патриотические настроения. А сам А. А. Жданов стал зачинателем борьбы с «тлетворным влиянием Запада». Не спешил отходить от дел и Сталин.
Борьба между этими «фракциями», а точнее кланами внутри правящего слоя, обострилась в середине 1948 г. после резких перемен на международной арене, произошедших вследствие разрыва между СССР и Израилем, а также внезапной смерти А. А. Жданова. Наиболее весомые позиции были у «среднего поколения» в сталинском окружении. Г. М. Маленков и Берия воплощали в себе могущественный слой министерской бюрократии и хозяйственников; Н. С. Хрущев — партийный аппарат и мощь полицейской системы.
У деятелей молодого поколения тоже вроде бы был сильный козырь — поддержка лично Сталина. Сталин, в свойственной ему манере, готовился «омолодить» советское руководство. Но к 1948 г. Сталин располагал гораздо меньшими возможностями личного влияния на расстановку сил в верхах. Его открытая поддержка Вознесенского и Кузнецова стоила им жизни. Маленков и Берия в 1949 г. сфабриковали так называемое «ленинградское дело», по которому были уничтожены не только их личные соперники, но и почти целое поколение хозяйственных и партийных работников, выросшее в годы войны.
Разгром так называемой «русской партии» серьезно изменил расстановку сил в советском руководстве. Убрав Жданова и его ставленников, Маленков, Берия и Хрущев стали представлять угрозу самому Сталину. Видимо, на каком-то этапе тройка смогла переиграть своего учителя. Во всяком случае, на XIX партсъезде, состоявшемся в октябре 1952 г., основной политический доклад делал не Сталин, а Маленков.
Некоторые участники теневой антисталинской фронды позволили себе косвенно критиковать Сталина. В частности Берия дал иную оценку национального вопроса в СССР по сравнению с оценкой, содержавшейся в выступлении Сталина. Но в целом на съезде победила линия Сталина. Съезд принял директивы пятого пятилетнего плана и переименовал ВКП(б) в КПСС. Важную победу Сталин смог одержать при формировании руководящих органов партии. На состоявшемся по итогам съезда Пленуме ЦК КПСС вместо прежнего, сравнительно небольшого Политбюро, был избран Президиум, численность которого сильно увеличилась. Тем самым власть прежнего сталинского окружения резко сокращалась. Помимо этого, как в наши дни утверждается в исторической литературе с ссылкой на свидетельство сталинского наркома земледелия И. А. Бенедиктова и другие материалы, Сталин в качестве своего приемника стал решительно поддерживать и выдвигать П. К. Пономаренко, бывшего первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии, который во время войны возглавлял штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования.
Для окончательного подрыва могущества «старой гвардии», на Пленуме Сталин подверг резкой критике Микояна и Молотова. Первый был обвинен чуть ли не в возрождении «правого уклона», а Молотову в вину было поставлено его предложение о создании в Крыму еврейской автономии. Пытаясь оправдаться, Молотов назвал себя верным учеником Сталина. Откровения Молотова Сталин назвал чепухой, поскольку у него учеников нет, а все большевики должны быть учениками Ленина. Становилось понятно, что даже прежняя близость к вождю в изменившейся ситуации не будет браться в расчет при определении будущего того или иного члена сталинского окружения.
С целью окончательно сломить сопротивление, Сталин организовал несколько политических процессов. Еще в 1948 г. такой процесс состоялся по делу АЕК (Антифашистского еврейского комитета), а в 1952 г. началась подготовка процесса по «делу врачей». Проходивших по этому делу обвиняли в убийстве Жданова и других важных персон советской верхушки. Оба дела фабриковались в русле более широкой кампании борьбы с «безродным космополитизмом», имели сильное антисемитское звучание. Но этим Сталину не удалось усыпить бдительность своего окружения. Арестованные по делу врачей начали давать показания и на своих высокопоставленных пациентов. Вслед за этим неизбежным становилось устранение многих членов высшего руководства страны. Помимо этого Сталиным было инициировано так называемое «мингрельское дело», направленное персонально против Берии.
Новым громким политическим процессам не суждено было начаться только потому, что 5 марта 1953 г. Сталин скоропостижно скончался. Незадолго перед этим, 1 марта он принимал у себя на даче Булганина, Берию, Хрущева и Маленкова. Через несколько часов после их ухода, согласно официальной версии событий, он почувствовал себя плохо и пролежал без сознания несколько часов. Когда, наконец, ему была оказана медицинская помощь, было уже поздно. Перед самой кончиной Сталина состоялось совещание наиболее влиятельных и авторитетных в стране политиков. На нем Сталин был лишен практически всех своих постов, кроме членства в ЦК партии.
Высшие партийные и государственные должности были перераспределены между старыми членами сталинского окружения. Обстоятельства, связанные со смертью Сталина, позволяют некоторым историкам, таким как А. Авторханов, Ж. Медведев, А. Данилов и другим полагать, что Сталин умер не своей смертью. Вместе с тем, с уходом из жизни Сталина политическая борьба в руководстве КПСС не прекратилась, и лишь приняла новые формы.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите основные противоречия в развитии послевоенного советского общества. В чем крылись причины их возникновения?
2. Существовали ли альтернативы развития послевоенного советского общества? Докажите свою точку зрения.
3. Является ли обоснованной позиция некоторых историков, считающих, что СССР становится сверхдержавой не в 1930-е гг. и не в период Великой Отечественной войны, а именно в первое послевоенное десятилетие? Ответ мотивируйте.