Политическая мысль Нового времени (Локк, Гоббс, Монтескье, Маркс).

Томас Гоббс(1588-1679).Сочинения: «О гражданине», «О теле», « О чел», «Левиофан». Г- большой механизм, образовавшийся в рез-те движения страстей человеческих. По Гоббсу чел-к чел-ку – волк. Поэтому необходимо заключить общ договор, который позволит выйти из естественного состояния всеобщей волны. Новая форма взаимного общения людей – Г – это первый естественный з-н, 2-ой – нужно соблюдать договоры, проявлять благодарность, прощать прошлые обиды,проявлять уважение; 3-ий – з-н морали. Он вечен и неизменен. Гоббс считает, что надо безоговорчно подчиняться гос власти. Гоббс за абсолютизм, он считает, что верховная власть может принадлежать одному лицу(монархия), не многим лучшим(аристократия), может быть организована и демократически. Но во всех случаях вся полнота власти целиком должна принадлежать лицу или органу, кому она передана.

Локк(1632-1704). Соч-я: «Два трактата о правительстве». Локк пользуется учением о естественном праве при объяснении происхождения Г. Высшая цель людей при установлении Г и власти сост в охране частной собственности, не обеспеченной в естественном состоянии. Локк основал идею конституционной монархии, ставил вопрос о допустимости сопротивления властям, в частности монарху.

Монтескье(1689-1755) Глав труд: «О духе законов». Различал в Г 3 власти: законодат, исп-ю и судебную. Придал идеи Локка о разделении властей более чёткую форму. Власти должны др др уравновешивать. Его учение отразилось в конституц-х актах во Франции к 17 веку, в США 1787г.

Маркс. Учение Маркса и Энгелься возникло в конце 40-х гг 19-го века в Европе. Их основная идея соц-полит воззрений сосотояла в том, что в рез-те внутр развития капитализма будут преодолены узкие рамки классовых и нац отношений, создадутся условия для освобождении чел. Один из выводов марксизма – путь к коммунистическому обществу пролегает ч-з социалистическую революцию, т е ч-з период острого классового противоборства, т к буржуазия добровольно власти не отдаст. Центр положение марксизма – идея диктатуры пролетариата.

6. Партийные системы, их типы. Специфика партийной системы в Казахстане.

Партийная система – это механизм борьбы либо сотрудничества партий, стремящаяся к осуществлению поставленных перед собой целей.

Партийные системы делятся:

- Однопартийная система – подразделяется на тоталитарную и авторитарную. При однопартийной системе партия сращивается с гос. аппаратом и начинает выполнять властные функции, что в принципе не свойственно партии. В результате происходит бюрократизация, ослабление демократического контроля за властью со стороны избирателей, а сами выборы приобретают формальный характер.

Пример: Коммунистическая партия Советского Союза.

- Двухпартийна система отличается неизменным нахождением у власти одной или двух полит. партий (чаще всего меняют друг друга).

Пример: США, где у власти сменяют друг друга две основные партии – Республиканская и Демократическая. Между ними почти не существует полит. различий.

- Многопартийная система внутренне многообразна. Ее иногда называют системой многомерного плюрализма (от лат. - множественность). Внутри существуют коалиции, чаще бывают две коалиции (тогда говорят о биполярном плюрализме или двухблоковой коалиции), когда власть оказывается предметом борьбы двух партийных союзов, а партии, выступающие вне блоков, не играют существенной политической роли и обречены на маргинальность.

Пример: Франция, для нее характерна двухблоковость, где перед президентскими и парламентскими выборами формируются два блока – левый (социалисты, коммунисты, левые радикалы) и правый (жискардисты, голинсты и т. п.).

Существует также многопартийная система с длительным доминированием одной из полит. партий в такой системе.

В условиях двух – и многопартийности существуют реальные условия конкуренции м/у партиями, а это способствует совершенствованию каждой партии и всей полит. системы.

Специфика партийной системы в Казахстане

После распада СССР и ухода КПСС с полит. арены появились реальные возможности формирования многопартийности в РК. В стране конституционно признано идеологическое и политическое многообразие (пункт 1 ст. 5).

Как отмечают казахстанские политологи (Р. Сартаев), процесс возникновения партий в стране происходил преимущественно двумя путями: «снизу» - путем самоорганизации и «сверху» - двумя вариантами: конструирование партии властью, либо авторитарной группой людей чаще депутатами.

Различают три этапа многопартийности в РК:

1 этап: 1987-1989 гг. – появление дискуссионных клубов, историко-просветительских обществ, движений гражданской инициативы и т.д.

2 этап: 1990-1994 гг. – начало институционализации протопартийных структур в связи с принятием союзного Закона «Об общественных объединениях».

3 этап: наст. 1994 г., когда полит. партии получили возможность участвовать в полит выборах в представительные органы всех уровней.

4 этап: наступил с введением голосования по партийным спискам.

Партии Казахстана: Социалистическая партия Казахстана (1991), Коммунистическая ПК (1995), Социал - Демократическая ПК (1990), Народный Конгресс Казахстана (1991), Демократическая ПК(1995), Отан (1999) и т. д.

В целом процесс становления многопартийности в Казахстане находится в ранней стадии роста. Большинство партий и движений испытывают трудности в формировании своего идеологического кредо, ясно определяющего их политическое своеобразие. Различия их полит платформ носят скорее количественный, чем качественный характер. Отсутствует сколько-нибудь развитая система связи с обществом. Кроме того, сказывается и тот факт, что дифференциация и осознание групповых интересов населения Казахстана находится пока в зачаточном состоянии. Поэтому полит партии в республике не имеют ясной политики защиты групповых интересов, основывают свои программы, главным образом, на идеологических ценностях. Но тем не менее, процесс многопартийности в Казахстане развивается, что способствует и служит цели - сделать РК стабильным и цивилизованным государством.

В РК можно выделить партии: 1. социалистической ориентации (относятся Соц партия Каз (создана в 1991 году, социализм понимается как плюралистическое общество с рыночной экономикой, цель партии – общ-во соц справедливости, свободы, солидарности людей) соц-дем (1990, лидер –Дуванов Сергей) и коммунистич партия Каз (1995 год, соцбаза: люди труда, крестьяне и интеллигенция, цель – возвращение на путь соц развития, формой власти должны быть советы народных депутатов)), 2. национально-демократ типа (республ партия «Азат» (1992, цель - обеспечение суверенитета Каз-на, его террит целостности, демократизация общ жизни, внедрение нац валюты,) «Алаш» (апрель 1990, цель – независимость Каз-на, улучшение жизни казахского народа, пропаганда идей тюркского единства, недопущение неоколониализма со стороны мировых держав). 3. обще-демократ направленности. (партия «Народный конгресс Каз-на (1995, цель – способствовать обеспечению мирного перехода к демократ общ-ву, с соблюдением прав и свобод чел), «Народное единство Каз-на» (выступает за реальное участие людей в политике на базе массовой партии, провозглашает приверженность идеи правового Г в форме президентсткого правления, необходимость формирования проффес парламента, создание смешенной экономики, поддерживает линию президента). Партия Демократич прогресс Каз-на (1991)(цель – построение в Каз-не гражданского общества, осн на принципах безусловного приоритета прав личности, эконом свободы, правового Г). Партия Возрождение Каз-на(1995)(Развитие и поддержка малого и среднего бизнеа, конкурентной среды). Партия Демократич партия Каз-на(1995) (Цели – построение гражд общества и дем-го Г с рыночной экономикой, укрепление межнац-го согласия, защита прав и свобод)

7. Политика как общественное явление. Политика и другие общественные явления (экономика, мораль, религия, идеология, и др.).

Политика как особая сфера общественной жизни возникает с расколом общества на антагонистические классы и формированием института частной собственности, которая составляет социально-экономическую основу государственности. Политика этимологически означает «государственные или общественные дела» (от греч полис - государство), она есть сфера деятельности, связанная отношениями между классами, нациями, этносами и другими социальными общностями, по поводу завоевания, удержания и использования власти, прежде всего государственной. В узком смысле слова, под политикой понимают отношения между классами и социально-классовыми группами, но это представляет существенное сужение проблематики.

Предметом политики как особой сферы общественной жизни является государственная власть. Власть есть способность класса подчинить себе волю других классов и социальных групп. Её объективная основа заложена в экономических отношениях классов, прежде всего, в отношениях собственности, а государственная власть как раз и призвана защищать собственность экономически господствующего класса. Субъективная основа политики связана с деятельностью господствующего класса по сохранению своего положения как внутри страны (внутренняя политика), так и вне её (внешняя политика), а также с действиями противоположных ему классов и социальных групп, направленных на изменение существующих социальных порядков. Субъектом политики выступают классы, осознавшие свои классовые интересы, а высшей формой организации политической жизни является государство. Также необходимо сказать о политики как интегрирующем и объединяющем факторе общественной жизни. В этой связи заслуживает внимания точка зрения на политику митрополита Питирима: «Слово «политика» для меня определяется её исконным смыслом, который заложил ещё Платон: искусство жить вместе. Искусство единства во многообразии. Ещё говорят, что политика – это искусство достижения возможного, и я бы добавил необходимого. То есть надо научиться сосуществовать». В наше время видение основной функции политики как обеспечения целостности общества. Политика – это такой уровень отношений власти и управления, благодаря которому обеспечивается целостность общества, организованное взаимодействие больших общностей. Политика присутствует там, где прямо и последовательно выражена ориентация на консолидацию, объединение, определенные отношения государственной власти к другим общностям, объединениям, к своему месту в обществу. Политика – это определение ведущей ориентации в социально - экономической сфере. В советской истории ориентация на выравнивание экономического развития республик оказалась действенной только в первые годы индустриализации, потом выродилось в «уравниловку», поразившую общество, как болезнь. Сегодня условием целостности становится сочетание и углубление социальных различий с гарантированным социальным минимумом, социальной защищенностью.

Политика и другие общественные явления(экономика, мораль, религия, идеология, и др.) Политика и экономика. Значение политики в общественной жизни определяется тесной связью экономики и политики, которые взаимодействую друг с другом непосредственно, без всяких промежуточных звеньев. Политика играет активную роль по отношению к экономике. Социальная функция политики заключается в том, чтобы содействовать развитию экономики. Следовательно, политика действует в том же направлении, что и экономика, ускоряя общественный прогресс. Эта модель характерна для периода, когда политика господствующего класса совпадает с объективным ходом истории. Но полтика может действовать в противоположном направлении по отношению к экономике, разрушая её. Такя модель характерна для диктаторских режимов (Ирак под диктатом Саддама Хусейна), когда политика господствующего класса престаёт соответствовать тенденции общественного развития. Рано или поздно такая политика терпит крах. Наконец, политика может в определенных направлениях способствовать развитию экономики и тормозить её развитие в других. Активная роль политики по отношению к экономике выражена в ленинском высказывании, что политика не может не иметь первенства над экономикой. Во всех общественно-экономических формациях класс, господствующий экономически, господствует и политически, т. е. четко прослеживается определяющая роль экономики.

Политика и совесть. Совесть – это эмоциональное переживание ответственности человека перед самим собой, другими людьми, обществом, всем человечеством. Человек с разрушенной нравственной саморегуляцией, лишенный угрызений совести, превращается в асоциальное, опасное для общества и других людей существо. Не случайно Гитлер, проводя человеконенавистную политику национал-социализма, убеждал своих солдат в том, что он освобождает их от болезни, называемой совестью. Совесть, соединенная с долгом и другими нравственными механизмами регуляции поведения людей, выступает наиболее надежным гарантом гуманизма политики. Поэтому развитая нравственная культура общества – необходимое условие демократического политического строя.

Политика и мораль. Мораль удерживает человека от опасных для него искушений, способствует разрешению противоречий между индивидом всей общественностью. Главные общественные функции политики и морали совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач. Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали, как её специфическое дополнение. Политика выступает как бы формой объективации, внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля. Так, например, характерную для морали функцию угрызения совести здесь выполняет суд, формализовавший критерии своих оценок в виде права и предусматривающий определенные санкции за нарушение установленных норм

8. . Понятия, признаки и функции политической власти.

Полит власть – отношения (или межличностные, или м-у различ сой группами), связанные с определяющим воздействием или влиянием и с использованием для этого различ средств. Признаки полит власти: - легальность исп-ния силы в пределах Г; - верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы; - публичностью, т е всеобщностью и безличностью , следовательно, полит власть обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам; - моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений; - многообразием ресурсов(исп-е эконом, соц, культурно-информацион ресурсов); - осуществл в условиях общ разделения труда людьми,, кот др члены общества делегируют, передают свои властные полномочия; - хар-ся неравномерностью распределения в обществе; - особым аппаратом реализации полит власти служит Г; - в сфере полит власти исп-ся разнообр санкции.

Функции пол власти: 1.забота и сохранение соц целостности. 2. реализация потребностей и интересов соц групп. 3. осущ регулирования соц отношений, поддержание стаб-сти 4. поддержание необх для общ пропорций в отношениях м/у ними. 5. стимулирование, поощрение одних действий, так и подавление, ограничение других.

9. Понятие, функции и основные качества политического лидерства.

Политическое лидерство — это вид политической деятельности, имеющий огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов. Он соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение и представительство социальных интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики.

Авторитетной является власть, добровольно принимающаяся людьми, на которых она распространяется. Они подчиняются ей, т.е. соглашаются, видят для себя выгоду в передаче части своих политических полномочий, прав другому лицу или институту. Лидер же берет на себя обязательство эти права и полномочия использовать во благо тех, кто ими его наделяет.

В основе феномена политического лидерства — способность руководителя, а в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Этим лидер отличается от иного типа руководителя — манипулятора, который действует вопреки интересам своих последователей.

Еще одна важная функция политического лидера — осуществление целенаправленного и успешного руководства. Она предполагает способность правильной оценки и соотнесения целей и наличных возможностей и ресурсов политического действия. Если это качество отсутствует у лидера, то руководство не может быть успешным, а защита интересов последователей превращается в пустую. декларацию.

Политическое лидерство — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни выражают и знают потребности и интересы последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие — отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.

К содержательной характеристике функ­ций лидера можно отнести следующие:

1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер при­зван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, государству, отечеству.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, все же именно способностью найти более приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.

3. Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание поряд­ка и законности с помощью контроля, поощрения и наказа­ния. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в "хорошего царя", "отца народов", покрови­теля слабых и т.п. до сих пор широко распространена в массо­вом сознании.

4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов по­литической и эмоциональной связи и тем самым предотвраще­ние отчуждения граждан от политического руководства. В ус­ловиях сложной, многоступенчатой иерархии власти, ее бю­рократизации эта функция особенно значима.

5. Мобилизация масс на реализацию политических це­лей, инициирование обновления. Лидер призван охранять на­родные традиции, своевременно замечать ростки нового, обес­печивать прогресс общества.

6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных обществах.

10. Понятие, структура и функции политической системы.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие “политическая система” показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Понятие “система” означает в политологии все действия и структуры, так или иначе влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория “политическая система” позволяет более четко понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структура политической системы:

— политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

— политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

— социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

— политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

— политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория “политическая власть”. Именно понятие “власть” наиболее полно характеризует процесс функционирования политической системы.

Функции политической системы

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти определенной социальной

группы или большинства членов данного общества (политической

системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он “включается” в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

11. Формы правления и государственного устройства.

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Элементы формы государства:— форма правления— форма государственного устройства

— политический (государственный) режим

Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Верховной государственной властью являются глава государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство. В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого — “единовластие”) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.). Признаки монархии:— власть передается по наследству;— осуществляется бессрочно;— не зависит от воли населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т.п.).

Республика (от латинского — “государственные, общественные дела”) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.

Признаки республики:— выборность власти; — срочность; — зависимость от воли избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и др.) — совместно президент и парламент.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Формы государственного устройства:

1) унитарная (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы);

2) федеративная (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов);

3) конфедерация (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.

12. . Государство в политической системе, его основные признаки и функции. Исторические типы и формы государства.

Сущность государства

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

В изучении сущности государства можно выделить несколько подходов:

1) классовый, в рамках которого государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. В таком понимании функции государства ограничиваются весьма узкими целями: главным образом как средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других слоев населения. Отсюда проблема в постоянном “снятии” напряженности в обществе с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы, как правило, отходят на второй план;

2) общесоциальный, в рамках которого государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. При таком подходе роль государства уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, при преимущественном применении такого метода, как компромисс.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы в понимании сущности государства, в рамках которых, соответственно, религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства. Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику того или иного государства как политического института.

Признаки государства: 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и Другие учреждения); 2) система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной и т.п., а также для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью); 3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию и т.д.); 4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях); 5) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.); 6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

Функции государства Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезначимых целей. К внутренним функциям относятся экономическая, социальная, организа­торская, правовая, политическая, образователь­ная, культурно-воспитательная и т. д.

Экономическая функция государства выража­ется в организации, координации, регулирова­нии экономических процессов с помощью налого­вой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санк­ций за экономические преступления.

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страховании жизни, собственности, здоровья.

Правовая функция включает обеспечение пра­вопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведения граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов. Защита правовых норм осуществляется специальными правоохранительными органами государства (суд, прокуратура и т. д.).

Одной из главных является политическая функция, которая состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властны полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широки слоев населения или потребности поддержана политического господства класса-собственника.

Образовательная функция связана с обеспечением условий для получения общедоступного бесплатного общего и среднего профессионального образования, развития науки.

Культурно-воспитательная функция направлена на формирование условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художестве ной культуры, на создание возможностей для самореализации в творчестве.

Среди внешних функций можно выделить осуществление взаимовыгодного сотрудничества экономической, социальной, технологической культурной, торговой сферах с другими странами и оборону страны.

Исторические типы и формы государства.

Типология государств. Исторический (классический) подход к типологии государств

Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков ( территории , публичной власти , суверенитета ) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения .

Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются:

1. Количество властвующих в государстве

2. Осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного , правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов(разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой.

Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс.

Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной вл

Наши рекомендации