Понятие и виды правовых актов государственного управления.
Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление органов государственного управления и должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление административно-правовых либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.
Правовые акты государственного управления — это правовые управленческие действия, которые характеризуются тем, что они,
• исходят от государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), их структурных подразделений и служащих, которые заняты организационной управленческой деятельностью от имени и по поручению государства;
• это государственно-волевые действия, которые порождают новые правовые состояния, создают для других лиц новые (прекращают или изменяют старые) права и обязанности, исполнение которых гарантируется, обеспечивается и защищается всеми имеющимися в распоряжении государства силами и средствами, в т. ч. и возможностью применения мер государственного принуждения;
• основания, условия и порядок осуществления правовых управленческих действий регулируются законом другими юридическими предписаниями, а сама эта правовая организационная деятельность органов исполнительной власти и их служащих имеет три разновидности: административное нормотворчество, административное распорядительство и административное исполнительство
1. НПА– это письменный официальный документ, который содержит правовые нормы, общие установления, рассчитанные на длительное многократное применение и распространяющиеся на неопределенный круг лиц.
НПА: законы и подзаконные акты.
НПА государственного управления– это подзаконный письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектами административно-правотворческой деятельности в пределах их компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовой нормы.
Президент:указы и распоряжения
Правительство:
• Постановления – носят нормативный характер.
• Распоряжения – акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативный характер.
Федеральные министерства: в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Службы и агентства: индивидуальные правовые акты.
2. Индивидуальный правовой акт – это односторонне-властное волевое решение административного органа по конкретному вопросу, возникшему в сфере публичного управления, обязательное для исполнения теми индивидуально определенными субъектами административного правоотношения, в отношении которых оно принято. (приказы, постановления, распоряжения, представления, предписания, справки, протоколы, решения; они не являются нормативными)
Виды:
По юридическим свойствам:
• нормативные – содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности;
• индивидуальные – содержат разрешения индивидуально-конкретного управленческого дела;
• нормативно-индивидуальные – содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела.
По форме выражения:
• словесные (письменные и устные, нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме);
• конклюдентные – юридически значимые действия органа государственного управления (должностного лица), не имеющие характера письменного акта.
По сроку действия:
• бессрочные;
• срочные;
• временные.
По территории действия:
• действующие на всей территории РФ;
• действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные);
• действующие на территории субъектов РФ;
По органу, издавшему акт:
• акты Президента РФ;
• акты Правительства РФ;
• акты федеральных органов исполнительной власти;
• акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
По характеру компетенции:
• общей компетенции;
• межотраслевой компетенции;
• отраслевой компетенции;
• специальной компетенции.
По наименованиям:
• указы;
• постановления;
• распоряжения;
• приказы;
• указания;
• инструкции;
• решения;
• правила;
• положения и др.
В зависимости от порядка принятия:
• коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством);
• единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления).
Должны соответствовать ряду требований:
• требования к подготовке и изданию нормативного акта: наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта; наименование должности и ФИО подписавшего акт;
• требования к содержанию: законность; целесообразность;
• требование к форме: устная, письменная или конклюдентная; четкость и краткость изложения; полнота изложения материала; структура нормативно-правового акта;
• требование к порядку вступления в законную силу.
Виды правовых актов государственного управления:
• Административное нормотворчество как одна из правовых форм организационной юридической деятельности представляет собой принятие и издание различными звеньями государственного аппарата исполнительной власти нормативных правовых актов управления.
• Административное распорядительство — другая правовая форма управленческих действий, включающая в себя принятие аппаратом исполнительной власти индивидуальных (ненормативных, административных) правовых актов управления, которые представляют собой односторонние властные волевые действия органов исполнительной власти, их структурных подразделений и должностных лиц, совершаемые ими в процессе выполнения управленческих функций и направленные на установление, изменение или прекращение конкретных правоотношений, указанных в самом этом акте субъектов.
• Административное исполнительство, или административно-исполнительские действия, как особая и специфическая форма управленческой деятельности — есть исполнение законов, а также нормативных и индивидуальных (ненормативных) актов управления путем совершения тех или иных юридически значимых административных действий, не являющихся индивидуальными правовыми актами управления.