Понятие и виды правовых актов государственного управления.

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление органов государственного управления и должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление административно-правовых либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Правовые акты государственного управления — это правовые управленческие действия, которые характеризуются тем, что они,

• исходят от государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), их структурных подразделений и служащих, которые заняты организационной управленческой деятельностью от имени и по поручению государства;

• это государственно-волевые действия, которые порождают новые правовые состояния, создают для других лиц новые (прекращают или изменяют старые) права и обязанности, исполнение которых гарантируется, обеспечивается и защищается всеми имеющимися в распоряжении государства силами и средствами, в т. ч. и возможностью применения мер государственного принуждения;

• основания, условия и порядок осуществления правовых управленческих действий регулируются законом другими юридическими предписаниями, а сама эта правовая организационная деятельность органов исполнительной власти и их служащих имеет три разновидности: административное нормотворчество, административное распорядительство и административное исполнительство

1. НПА– это письменный официальный документ, который содержит правовые нормы, общие установления, рассчитанные на длительное многократное применение и распространяющиеся на неопределенный круг лиц.

НПА: законы и подзаконные акты.

НПА государственного управления– это подзаконный письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектами административно-правотворческой деятельности в пределах их компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовой нормы.

Президент:указы и распоряжения

Правительство:

• Постановления – носят нормативный характер.

• Распоряжения – акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативный характер.

Федеральные министерства: в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Службы и агентства: индивидуальные правовые акты.

2. Индивидуальный правовой акт – это односторонне-властное волевое решение административного органа по конкретному вопросу, возникшему в сфере публичного управления, обязательное для исполнения теми индивидуально определенными субъектами административного правоотношения, в отношении которых оно принято. (приказы, постановления, распоряжения, представления, предписания, справки, протоколы, решения; они не являются нормативными)

Виды:

По юридическим свойствам:

• нормативные – содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности;

• индивидуальные – содержат разрешения индивидуально-конкретного управленческого дела;

• нормативно-индивидуальные – содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела.

По форме выражения:

• словесные (письменные и устные, нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме);

• конклюдентные – юридически значимые действия органа государственного управления (должностного лица), не имеющие характера письменного акта.

По сроку действия:

• бессрочные;

• срочные;

• временные.

По территории действия:

• действующие на всей территории РФ;

• действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные);

• действующие на территории субъектов РФ;

По органу, издавшему акт:

• акты Президента РФ;

• акты Правительства РФ;

• акты федеральных органов исполнительной власти;

• акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

По характеру компетенции:

• общей компетенции;

• межотраслевой компетенции;

• отраслевой компетенции;

• специальной компетенции.

По наименованиям:

• указы;

• постановления;

• распоряжения;

• приказы;

• указания;

• инструкции;

• решения;

• правила;

• положения и др.

В зависимости от порядка принятия:

• коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством);

• единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления).

Должны соответствовать ряду требований:

• требования к подготовке и изданию нормативного акта: наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта; наименование должности и ФИО подписавшего акт;

• требования к содержанию: законность; целесообразность;

• требование к форме: устная, письменная или конклюдентная; четкость и краткость изложения; полнота изложения материала; структура нормативно-правового акта;

• требование к порядку вступления в законную силу.

Виды правовых актов государственного управления:

• Административное нормотворчество как одна из правовых форм организационной юридической деятельности представляет собой принятие и издание различными звеньями государственного аппарата исполнительной власти нормативных правовых актов управления.

• Административное распорядительство — другая правовая форма управленческих действий, включающая в себя принятие аппаратом исполнительной власти индивидуальных (ненормативных, административных) правовых актов управления, которые представляют собой односторонние властные волевые действия органов исполнительной власти, их структурных подразделений и должностных лиц, совершаемые ими в процессе выполнения управленческих функций и направленные на установление, изменение или прекращение конкретных правоотношений, указанных в самом этом акте субъектов.

• Административное исполнительство, или административно-исполнительские действия, как особая и специфическая форма управленческой деятельности — есть исполнение законов, а также нормативных и индивидуальных (ненормативных) актов управления путем совершения тех или иных юридически значимых административных действий, не являющихся индивидуальными правовыми актами управления.

Наши рекомендации