Территориальная основа местного самоуправления.
ФЗ 131 гл. 2 «Принципы территориальной организации МСУ»
Территориальные основыМСУ являются одним из правовых институтов муниципального права и представляют собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения
территориальные основы МСУ:
1) территории (виды) муниципальных образований;
2) особенности территориальной организации МСУ на отдельных территориях, специально определяемых в федеральном законодательстве;
3) требования, предъявляемые к порядку изменения границ муниципальных образований и их преобразованию с обязательным учетом мнения проживающего там населения;
4) виды и правовой статус земель, составляющих территорию муниципального образования.
муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; муниципальное образование как населенную территорию, наделенную законом субъекта РФ статусом муниципального образования, с установленными этим законом границами, а также собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.
• сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы; входит в муниципальный район
• городское поселение - город или поселок; входит в муниципальный район
• муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия;
• городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, его органы могут осуществлять отдельные государственные полномочия; не входит в муниципальный район
• городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;
• внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением
• внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения.
Особые территории:
1) ЗАТО. Согласно ст. 80 ФЗ-131 ЗАТО являются городскими округами. Закон РФ от 14 июля 1992 «О ЗАТО». ЗАТО - имеющее органы МСУ территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасности функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.Решение о создании, преобразовании или об упразднении ЗАТО принимается Президентом, предложение вносит Правительство. Ограничения на въезд, установление запретных зон, ограничение на полеты, на ведение предпринимательской деятельности. Своеобразие ЗАТО в том, что они по ряду вопросов находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Это установление административной подчиненности, границ ЗАТО и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам; определение полномочий органов государственной власти субъектов и т.д.
2) наукограды ФЗ от 7 апреля 1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда РФ»муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15 процентов численности работающих на территории данного муниципального образования. Статус наукограда присваивается Правительством с установлением срока. Статус наукограда является основанием предоставления межбюджетных трансфертов.
3) приграничные территории.Закон РФ от 1 апреля 1993 «О Государственной границе РФ», определяющим в том числе режим приграничной территории.
4) Муниципальные образования, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)
5) Инновационный центр «Сколково»
6) Территории опережающего социально-экономического развития
Порядок изменения границ территорий муниципальных образований и их преобразования.В ст. 12 и 13 ФЗ-131 устанавливаются две формы возможных изменений (преобразований) территорий муниципальных образований:
• изменение границ;
• преобразование.
Изменение/преобразование границ МО осуществляется законом субъекта Российской Федерации
Стадии территориальных изменений/преобразований:
1) выражения инициативы на их проведение;
2) выражения согласия населения и (или) его представителей на их проведение;
3) принятие закона субъекта РФ об их утверждении (придании юридической силы).
Субъекты-инициаторы изменений/преобразований:
1) население;
2) органы МСУ;
3) органы государственной власти субъекта РФ;
4) федеральные органы государственной власти.
Преобразование - это:
• объединение муниципальных образований,
• разделение муниципальных образований,
• изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения,
• изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения,
• изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа,
• изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением,
• присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением
• выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Объединяют изменение и преобразование границ муниципальных преобразований следующие единые формы и порядок реализации названными субъектами инициатив о проведении территориальных изменений или преобразований:
1) население их реализует в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведения местного референдума;
2) органы МСУ, органы государственной власти их оформляют своими решениями, принимаемыми в форме соответствующих правовых актов.
В форме голосования населения одного или нескольких муниципальных образований по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов решаются следующие вопросы о территориальных изменениях или преобразованиях муниципальных образований:
1) изменения границ муниципальных районов или поселений, влекущие отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов или поселений;
2) объединения двух и более поселений, не влекущие изменения границ иных муниципальных образований;
3) разделения поселения, влекущие образование двух и более поселений;
4) изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его такого статуса.
территорию муниципального образования составляют следующие виды земель:
• исторически сложившиеся земли населенных пунктов;
• прилегающие к ним земли общего пользования;
• территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения;
• рекреационные земли - для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.;
• земли для развития поселения.