Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями.

Конфликт– столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Конфликты на уровне государства:

• конфликты между государством и обществом (проблема легитимности);

• конфликты между различными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной);

• конфликты между государством и отдельными институтами политической системы (между государством и политической партией);

• конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией

• конфликты между государством и личностью (проблемы соблюдения прав человека) н

• конфликты между федеральными, региональными органами государственного управления и органами местного самоуправления.

Конфликты на уровне конкретного государственного органа:

• конфликты между подразделениями государственного органа;

• функционально-ролевые и личностные конфликты.

Основными формами общественных конфликтов являются: социальные взрывы, национальная и религиозная вражда, терроризм, экстремизм, вооруженные столкновения.

Наиболее эффективным способом урегулирования конфликта являются переговоры.

5 стратегий выхода из конфликта: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление

Для урегулирования конфликтной ситуации используют: (Барциц)

1) административные способы, связанные с выяснением причин и условий, которые породили противостояние;

2) психологические способы, когда используются соответствующие психологические средства воздействия;

3) способ коммуникативного перерыва – откладывание сторонами обсуждения конфликтной ситуации на приемлемый временной период с тем, чтобы успокоиться и стать способными к разумному принятию решения;

4) коммуникативный прием сглаживания потенциального конфликта, когда стороны исходят из необходимости научиться работать без конфликтов, преодолевая их для выполнения общего дела либо оценивая причины конфликта как несущественные.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

1) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Стратегия гибкости, необходимая в условиях ЧС, ориентирована на принятие эффективных мер в широком спектре возможных неблагоприятных изменений. Для предотвращения чрезвычайных ситуаций в общественной жизни государство выявляет наиболее вероятные угрозы национальной безопасности; обеспечивает устойчивое функционирование объектов, гарантирующих безопасность; образует специальные органы управления государственной безопасностью; разрабатывает количественные (пороговые) параметры безопасности.

1) Президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий, вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.

2) Федеральное Собрание РФ утверждает ассигнования на финансирование мероприятия, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от ЧС.

3) Правительствоустанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации.

4) Органы МСУ осуществляют подготовку и содержат в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территории от ЧС, проводят обучение населения способами защиты и действиям в указанных ситуациях.

5) Для осуществления государственного управления и координации органов исполнительной власти создан федеральный орган – Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), который создает подведомственные ему территориальные органы. Эти органы в свою очередь, организуют работу в области защиты населения на территории от ЧС в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики.

В наибольшей степени радикальным способом выхода из чрезвычайной ситуации будет введение чрезвычайного положения.

На территории, где введено чрезвычайное положение, могут применяться особые формы управления с наделением органов чрезвычайными полномочиями, формироваться специальные временные органы с передачей им распорядительных и исполнительных полномочий государственной власти.

Чрезвычайное положение обеспечивается особым режимом работы предприятий, учреждений, допускающим ограничение прав и ϲʙᴏбод граждан, в том числе на передвижение, и прав юридических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей, усиление охраны порядка и объектов, запрещение массовых мероприятий, проверку документов и т.д.

Наши рекомендации