Конституция башкортостана и российская государственность
Р.А.Рахимов,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин УЮИМВДРФ
Принятие Конституции Башкортостана в 1993 году представляло собой важный этап не только в истории нашей республики, но и в истории государственности России, поскольку способствовало укреплению и дальнейшему развитию российского федерализма в целом. До сих пор часть аналитиков и политиков-практиков расценивает события начала 90-х годов - принятие в республиках Деклараций о государственном суверенитете, подписание Федеративного договора и Приложения к нему от нашей республики, принятие в республиках новых Конституций, подписание договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов как проявление слабости Российского государства. По их мнению, это свидетельствует о нарастании центробежных процессов, опасных для целостности государства.
Принятие Башкортостаном Конституции также расценивается ими как проявление сепаратизма, стремление к политическому обособлению от России. Подобная оценка явно несправедлива, поскольку реалии свидетельствуют об обратном. Именно принятие Конституции - основы для создания системы органов государственной власти и республиканского законодательства в Башкортостане, способствовало дальнейшему укреплению российской государственности, становлению принципиально новой для России ее модели.
Прежде всего это явилось одной из стадий, важным этапом процесса усиления политической власти российской государственности, создания государственности, способной оказывать эффективное регулятивное воздействие на всю совокупность общественных процессов. Сейчас уже стало очевидным, что в России демократическое государство и рыночная экономика достаточно долго создавались в условиях форсированного самой же властью развала прежней государственности. На протяжении ряда лет в основе осуществляемых в России реформ лежала ложная посылка о спонтанном рождении рынка, впоследствии выстраивающего в процессе самоорганизации адекватную ему правовую и нравственную надстройку. Известно, что эта классическая мифологема либерализма обрела популяр-
ность на Западев XIX веке, когда в большей части стран уже завершилось становление и рынка, и демократической государственности, причем государство в этих странах на деле никогда не пускало процессыих развития и инетитуционализациина самотек, достаточно жестко регулируя происходящее.
В России же следствием принятия либеральной идеологии в ее несколько утрированном виде стал жестко-либеральный курс, означающий практически полный отказ от регулятивного воздействия государства на всю совокупность происходящих в обществе процессов - экономических социальных, духовных и иных, что усугубляло остроту существующих в нем проблем и трудностей, порождая новые.
Вследствие этого в России образовалось государство с крайне слабой политической властью, не способное оказывать сколь-либо существенного воздействия на общественные процессы. На смену авторитарному государству, со всеми его несомненно негативными характеристиками, не пришла новая, одновременно демократическая и сильная государственность, способная эффективно выполнять свои функции. Современное российское государство, как стало очевидно во время происходящего ныне экономического и социально-политического кризиса, утратило способность регулировать происходящее даже в наиболее значимых сферах общественной жизни. Не собираются налоги, не соблюдается значительное большинство принятых законов, не обеспечивается даже минимальный уровень социальной защиты населения. Практически утрачен международный авторитет государства, с которым отчасти еще считаются лишь из-за сохранившихся ядерных арсеналов.
От окончательной гибели государство спасло лишь то, что властные полномочия существенно перераспределились - из рук ослабленного и практически бессильного федерального центра они плавно и органично перешли в регионы, субъекты Федерации- Это сопровождалось достаточно острой борьбой между Центром, не желавшим утрачивать хотя бы фиктивного контроля над регионами, и субъектами, стремившимися заявить о своем праве на широкие права- Но позитивным следствием этого стало то, что именно региональная власть, не спеша, слепо, а то и открыто саботируя многие ничем не обоснованные решения Центра, сумела сохранить действенность властных механизмов, управляемость, хотя бы на региональном уровне. Собственно, это и позволило спасти государство от нарастания негативных последствий непросчитанной политики Центра и избежать окончательного сползания в пропасть.
В свое время некоторые субъекты Федерации использовали всю полноту своих прав и полномочий, чтобы избежать негативных последствий осуществляемого тогда политического и экономического курса, па-
губныепоследствия которого переживает сейчас все государство. Республика Башкортостантакже всячески пыталась смягчить последствия разрушительных макроэкономических процессов. Так, несмотря на многочисленные обвинения в сепаратизме, попытки представить происходящее как действия региональных политических элит по ослаблению государственности, руководство Башкортостана не стало слепо копировать многие действия федерального центра, ошибочность которых стала очевидной.
В начале 90-х годов образовалась достаточно странная модель государственности, где слабая власть федерального центра сочеталась с существенно усилившей свою действенность властью в республиках. Это привело к тому, что существенно повысилась политическая роль субъектов Федерации. Из элементов жестко унитарного по своей сути государства они стали обладателями весьма обширных и весомых полномочий.
Конституция Башкортостана была одной из первых конституционных актов республик в составе Федерации, в которых, в соответствии с их сугубо лештимными полномочиями, определялись структура и функции республиканских органов государственной власти. Это означало не только организацию системы институтов государственности республики, но и оформление нового ее статуса, признание и легитимацию государственности Башкортостана. При этом следует особо отметить, что Башкортостан, как и прочие субъекты Федерации, постоянно подчеркивал свой статус именно как субъекта Федерации, не поднимал вопроса о пересмотре действующей Конституции или характера взаимоотношений с федеральным центром. Вот почему говорить о тенденции к постепенному скатыванию к конфедерализму вряд ли правомерно.
В настоящее время, когда стала очевидной пагубность прежней стратегии реформирования России, вновь происходит усиление федеральных органов государственной власти и политической субъектности государства. Но федеральная государственность уже опирается на сильную государственность субъектов Федерации, которая и является во многом источником ее силы. Это способствует становлению в России государственности принципиально нового характера, истинно федеративной, соче-! тающей дееспособную и достаточно эффективную государственную власть и федерального центра и субъектов. Полномочия федерального центра в этой ситуации объективно приобретают характер добровольно делегированных Центру субъектами, поскольку из фикции превращаются в признанную субъектами и неоспариваемую ими реальность.
Принятие Конституции Башкортостана можно рассматривать как важную веху в процессе развития российской государственности, усиления политической роли государства, активизации его регулятивного воз„ действия на происходящие процессы, -я
РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: