Глава 15. Демократический транзит

Литература

Linz J., Stepan A. Problems of Democratic Transition and Consolidation. Southern Europe, South America and Post-Communist Europe. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1996.

Вайнштейн Г. И. Российский транзит и проблема типологического разнообразия «глобальной демократизации» // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001.

Мельвиль А. Ю. Демократические транзиты (теоретико-методологические и прикладные аспекты). М., 1999.

Мухаев Р. Т. Теория политики: Учебник для студентов вузов. М., 2005.

Оффе К. Дилемма одновременности: демократизация и рыночная экономика в Восточной Европе // Повороты истории. Постсоциалистические трансформации глазами немецких исследователей: В 2-х т. Т. 2. СПб., М., Берлин, 2003.

Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке / Пер. с англ. под ред. проф. В. А. Бажанова. М., 2000.

Сморгунов Л. В. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии. СПб., 1999.

Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века. М., 2003.


Глава 16. Политическая культура

Понятие «политическая культура» было введено в научный оборот современным американским политологом X. Файнером. В работе «Системы правления великих европейских государств» (1956) он предпринял попытку обосновать влияние культурно-этнических факторов на политические процессы. Интерес у теоретиков политики к концептуальному объяснению феномена политической культуры возник не случайно и поддерживался в 1950-1960-х гг., когда новые методы, и в первую очередь бихевиорализм, вытесняли устаревшие институциональные подходы.

Концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы

Честь создания теоретически обоснованной и завершенной концепции политической культуры принадлежит Габриэлю Алмонду и Сиднею Вербе. Сама идея такой концепции родилась у Алмонда в связи с разработкой теории политической системы, особенно при попытках сравнивать политические системы различных стран (статья «Сравнительные политические системы», 1956). К разработке этой концепции, которая давно превратилась не только в современную политическую теорию, но и метод политологии, Алмонд приступил в 1956 г. В совместной работе с Вербой «Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций» (1963) они отмечали, что вводят термин «политическая культура» прежде всего для разделения политических и неполитических позиций и моделей поведения, но в то же время и для расширения возможностей использования в политологии концептуальных схем и подходов антропологии, социологии и психологии.

В содержательном смысле политическая культура означает прежде всего «психологические ориентации относительно социальных объектов». С точки зрения сравнительного анализа политических систем политическая культура — это «политическая система, усвоенная в со-

Глава 16. Политическая культура

Концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы 311

Таблица 16.1. Операционные определения политических ориентаций

Ориентация Операционные определения
Политическая идентификация Нация граждан: политические образования и группы, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно; политические образования или группы, в которые индивид вовлечен глубже всего
Политическая вера Готовность сотрудничать с различными группами в акциях; членство в группах; оценка деятельности группы с точки зрения того, заслуживает ли она доверия, каковы ее мотивы и т. д.
Ориентации относительно режима Вера в легитимность режима; чувства по поводу основных политических учреждений и символов режима; включенность в политическую деятельность по поддержке или противостоянию режиму
Правила игры Как индивид относится к высказываемым политическим мнениям, концепции политических обязательств для самого себя и для других; концепции принятия политических решений властями; отношение к политическим девиантам и диссидентам
Политическая действенность Вера в то, что власть ответственна за свои действия; вера в важность гражданской активности и участия в политической жизни; вера в возможность политических изменений
Политическая компетентность Частота голосований и других типов политической активности; знания о политических событиях и их влиянии на человека; интерес к политике
lnput-Output-ориентации Удовлетворенность политикой власти; знание о том, как политические требования достигают центров принятия решений; вера в эффективность «входов» и «выходов» политической системы

Источник: ПОЛИТОЛОГИЯ /А. Ю. Мельвиль и др. М., 2004. С. 434-435.

щихся, когнитивных, аффективных и оценочных ориентаций относительно политической системы вообще, ее аспектов "на входе" и на "выходе" и себя как политического актора»1. Исходя из этого же они выделили три типа политической культуры.

Патриархальная или приходская(или парокиальная, от англ. parochial, от греч. para — около, oikos — место, хозяйство) политическая культура, т. е. политическая культура местных общин. Такая культура имеет место в обществах, где нет специализированных политических ролей, т. е. там, где либо еще не выделились институты политической системы и

1 См. Политология: Хрестоматия / Сост. М. А. Василик, М. С. Вершинин. М., 2000. С. 563.

Наши рекомендации