Теория государственного управления как наука.
Государственный экзамен
1. Понятие и сущность государственного управления.
Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса
• в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий,
• в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти
Государственное управление – организующее и регулирующее воздействие государства на общество в целях его упорядочения и развития, опирающееся на государственно-властные полномочия.(Барциц)
В широком понимании государственное управление в различных формах осуществляют все органы государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные).
Признаками государственного управления являются:
• вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов;
• реализация принадлежащих этим субъектам юридически властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке;
• предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);
• включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий).
СубъектГУ: выступают все органы власти.
Объект ГУ: общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.
Сущность государственного управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.
• Необходимость ГУ вытекает из необходимости обеспечения реализации политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных, информационных ресурсов, гарантирование прав и свобод человека.
• Общественная обусловленность: цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемого общественного отношения, а с другой — от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.
• Целевая направленность: необходимость достижения максимальных результатов при минимальном использовании материальных, трудовых, финансовых и других средств.
Признаки государственного управления:
• это самостоятельный вид государственной управленческой деятельности;
• деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;
• деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;
• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов;
• характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;
• осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);
• обеспечивается посредством системы гарантий;
• нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
Типы государства по Аристотелю.
• монархия;
• тирания;
• аристократия;
• крайняя олигархия;
• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
• полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" – остальные.Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития
Теологическая теория государства. Фома Аквинский два града небесный и земной.
Эпоха возрождения. Николо Макиавелли – технологический подход в государству., специалист в области гос управления это эксперт, предлагающий разные технологические рецепты соискателям гос власти. Делил государей на львов и лис. Львы храбры и бесстрашны. Лисы обманщики и лицемеры.
Эпоха просвещения. Монтескье. Предложил разделить власть на три ветви, каждая сдерживает и уравновешивает другие. Книга «О духе законов».
Годы
Цель: повышение эффективности деятельности системы ФОИВ и создание благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов.
Указ Президента от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах". Постановлением Правительства создана Правительственная комиссия по проведению административной реформы. Были установлены избыточные функции.
направления:
• ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
• исключение дублирования функций и полномочий ФОИВ;
• развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
• организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
• завершение процесса разграничения полномочий между ФОИВ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Самым важным решением этого этапа административной реформы стала реорганизация федерального управленческого аппарата, осуществляемая в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года «О системе и структуре ФОИВ». установление трехуровневой системы управления: федеральное министерство-стратегические функции, выработка политики, федеральная служба-конроль/надзор, федеральное агентство-управление гос имуществом предоставление гос услуг. Было резко сокращено количество министерств.
2006 – 2008 годы продлена до 2010!– ориентация на сервисное администрирование
Распоряжение Правительства О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 гг. и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 гг.
Утверждены типовые регламенты внутренней организации ФОИВ и взаимодействия ФОИВ. Введено регламентирование исполнения государством оказания услуг гражданам.
Цели:
• Повышение качества и доступности государственных услуг
• Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность
• Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти
Задачи:
• Внедрение в органах исполнительной власти принципов управления по результатам
• Разработка и внедрение стандартов государственных услуг и админ. регламентов
• Оптимизация функционирования органов исполнительной власти, в том числе и контрольно-надзорных функций, а также противодействие коррупции
• Повышение взаимодействия органов исполнительной власти и общества.
• Повышение прозрачности деятельность органов власти
• Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти
• Формирование необходимого организационного, информационного и кадрового обеспечения
• Реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов гос власти и органов МСУ по достижению важнейших показателей социально-экономического развития РФ и исполнения ими своих полномочий (ГАС Управление).
В 2009 - 2010 годах в рамках административной реформы осуществляется работа по следующим направлениям:
• создание МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг на территориях субъектов Российской Федерации;
• переход на оказание государственных услуг в электронном виде
Указ Президента от 10 марта 2009 г. N 261 федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" Основные направления:
• Формирование системы гос службы РФ как целостного государственного правового института, создание системы управления гос службой
• Внедрение на гос службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы
• Повышение эффективности гос службы и результативности служебной деятельности гос служащих
2008 распоряжением Президента утвержден Национальный план по противодействию коррупции
2011-2013.Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы.Цели: снижение административных барьеров; повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Направления:
• реализация общесистемных мер снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг;
• оптимизация механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
• совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных сферах общественных отношений;
• развитие механизмов, направленных на управление процессом реализации настоящей Концепции.
Общесистемные меры снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг
• Совершенствование системы лицензирования
• Совершенствование системы аккредитации
• Совершенствование системы уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности
• Совершенствование системы государственного контроля и надзора
• Развитие и внедрение механизмов саморегулирования
• Оптимизация предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций)
• Разработка и утверждение административных регламентов
• Формирование реестров государственных и муниципальных услуг (функций)
• Оптимизация оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг
• Комплексная оптимизация государственных и муниципальных услуг
• Мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг
• Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах
Оптимизация осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
1. Оптимизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при помощи внедрения современных информационных коммуникационных технологий Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме Применение системы межведомственного электронного взаимодействия Использование информационных ресурсов, определенных как базовые, при предоставлении государственных и муниципальных услуг
2. Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и формируемых ими информационных ресурсах Создание сети центров телефонного обслуживания граждан и организаций
3. Совершенствование системы оценки регулирующего воздействия
4. Развитие механизмов досудебного обжалования
5. Оптимизация численности государственных и муниципальных служащих
Германия
• Реформы МСУ – территориальная, значительно сокращен штат муниципальных служащих
• Крупные города располагают гражданскими консультациями – помогают посетителям найти нужное учрежение, снабжают справочными материалами.
• Закон о прямых выборах мэра населением
• Местные референдумы часто проводятся
На муниципальном уровне
– должны самостоятельно решаться вопросы местного значения, с соблюдением условий, установленных федеральными и региональными нормативными правовыми актами в пределах компетенции соответствующего уровня государственной власти.
Указ Президента
1) Указ Президента: «О государственных должностях Российской Федерации» от 11 января 1995 г.,
2) Указ Президента «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы» от 30 января 1996 г.,
3) Указ Президента от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»;
4) Указ Президента от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»;
5) Указ Президента от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценке их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»;
6) Указ Президента от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;
7) Указ Президента от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими»;
8) Указ Президента от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;
9) Указ Президента от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»;
10) Указ Президента от 18.07.2005 N 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих»;
11) Указ Президента от 31.12.2005 № 1574 «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»;
12) Указ Президента от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»;
13) Указ Президента от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»;
14) Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
15) Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»;
Постановление Правительства
1) Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих»;
2) Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 № 1090 «Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день»;
3) Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей»;
4) Распоряжение Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации» НПА федеральных органов исполнительной власти;
НПА государственных органов: акты федеральных органов гос власти:
Приказ Министерства здравоохранения ««Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения»
конституциями (уставами), законами и иными НПА субъектов РФ; к ведению субъектов относятся управление и финансирование гражд службы субъекта, гарантии и их обеспечение, порядок подбора претендентов и др.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены, то применяются правила международного договора.
Муниципальные акты
• Акты исполнительно-распорядительных ОМС (Гордума, администрация)
Судебная практика. Также является источником административного права. Не влечет никаких последствий для принявшего решение органа. Не имеет влияние в целом на ИВ.
• Решения КС (Конституционного Суда РФ). Постановления КС (общая обязательность, обязательность опубликования), определения КС имеют значение с точки зрения правовых позиций, высказанных КС.
• Практика высших судов ВС (Вреховного Суда РФ), ВАС РФ (Высшего Арбитражного Суда РФ). Постановления Пленумов. Формально указания Пленумов необязательны. Но все равно вышестоящие суды обеспечивают единообразие судебной практики.
• Административная практика. Официально не признается.
• Доктрина. Официально не признается.
Общая характеристика административного законодательства, источников административного права (в широком смысле, но не ниже актов Правительства).
• Находится в совместном ведении РФ и субъектов. Причем отдельные элементы находятся в ведении РФ, отдельные – в ведении субъектов.
• является некодифицированным и некодифицируемым.
• систематизировано по отраслям управленческой деятельности.
Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:
• конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;
• гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;
• уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;
• финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;
• земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;
• трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;
• уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.
Таможенный
7. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления представляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.
8. ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
В зависимости от объема и содержания:
• общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта)
• специальный (по какому-либо конкретному направлению деятельности,– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).
В зависимости от направленности и организационно-правовых форм:
• внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу)
• внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).
В зависимости от стадий осуществления деятельности контроль может быть:
• предварительным,
• текущим,
• последующим.
В зависимости от временного режима контрольной деятельности:
• постоянным (систематическим)
• временным (периодическим).
Статья 4
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. Согласно ст.11 Конституции РФ в РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации.
Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.
РФ, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральное Собрание Российской Федерации - Парламент Российской Федерации.
• ФЗ «О статусе члена СФ и статусе депутата ГД»
• ФЗ «О порядке опубликования и вст. В силу ФЗ, ФКЗ…»
• «О выборах депутата ГД»
• Регламент ГД и СФ
Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ (ст. 94 Конституции). Федеральное Собрание состоит из двух палат (они заседают раздельно):
1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти);
2) Государственной Думы (в ее состав избираются 450 депутатов путем всеобщего открытого голосования сроком на 5 лет).
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.
1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
2. Государственная Дума собирается на первое заседание на 30 день после избрания. Президент может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
К ведению Совета Федерации относятся:
• утверждение изменения границ между субъектами РФ;
• утверждение указа Президента о введении военного положения;
• утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения;
• решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ;
• назначение выборов Президента;
• отрешение Президента от должности;
• назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда;
• назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора;
• назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. принимаются большинством голосов от общего числа членов
К ведению Государственной Думы относятся:
• дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства
• решение вопроса о доверии Правительству;
• заслушивание ежегодных отчетов Правительства о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
• назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка;
• назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
• назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
• объявление амнистии;
• выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.
Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях:
1) Трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ;
2) Объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.
Государственный экзамен
1. Понятие и сущность государственного управления.
Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса
• в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий,
• в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти
Государственное управление – организующее и регулирующее воздействие государства на общество в целях его упорядочения и развития, опирающееся на государственно-властные полномочия.(Барциц)
В широком понимании государственное управление в различных формах осуществляют все органы государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные).
Признаками государственного управления являются:
• вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов;
• реализация принадлежащих этим субъектам юридически властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке;
• предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);
• включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий).
СубъектГУ: выступают все органы власти.
Объект ГУ: общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.
Сущность государственного управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.
• Необходимость ГУ вытекает из необходимости обеспечения реализации политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных, информационных ресурсов, гарантирование прав и свобод человека.
• Общественная обусловленность: цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемого общественного отношения, а с другой — от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.
• Целевая направленность: необходимость достижения максимальных результатов при минимальном использовании материальных, трудовых, финансовых и других средств.
Признаки государственного управления:
• это самостоятельный вид государственной управленческой деятельности;
• деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;
• деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;
• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов;
• характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;
• осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);
• обеспечивается посредством системы гарантий;
• нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
Теория государственного управления как наука.
1. Модель идеального общества Платона.Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение. За основу для распределения граждан государства по разрядам Платон взял различия между отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам и свойствам. Однако рассматривал Платон эти различия по аналогии с разделением производительного труда. Именно в разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя. В городе-государстве («полисе») должны существовать многочисленные, четко дифференцированные отрасли общественного разделения труда. Над классом, разделенным по отраслям специализированного труда работников, или ремесленников, у Платона стоят высшие классы - воинов (стражей) и правителей (философов). В идеальном государстве Платона стражи, ведающие безопасностью, не должны были пользоваться золотом и серебром и даже прикасаться к ним. Самое большое зло – олигархия – когда у власти только богатые.