Таким образом, установленная Конституцией Индии система разграничения компетенции между федерацией и штатами, несмотря на свою внешнюю определенность, фактически носит относительный характер.
Четвертый тип разграничения компетенции наиболее полно закреплен в конституции Австралии, а потому именуется австрийской моделью. Австрийский Федеральный Конституционный закон устанавливает четыре
варианта распределения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами.
Первый перечень содержит предметы ведения, законодательная и исполнительная деятельность, по которым является исключительной компетенцией федерации. Это относится, например, к таким предметам ведения, как внешние сношения, юрисдикция по конституционным вопросам, денежное обращение, почта, телеграф и др.
Вторая модель распределения компетенции, согласно которой законодательство отнесено к ведению Федерации, а исполнительная деятельность – к ведению земель, применяется к таким предметам ведения, как гражданство и членство в общине, жилищное обеспечение и др.
Третий вариант распределения полномочий действует, например, в отношении установления санитарных требований к курортам, земельной реформы, трудового права и др. В этих сферах Федерация устанавливает общие принципы законодательства, а земли издают конкретизирующие законы и осуществляют исполнительную деятельность.
Наконец, четвертый вариант – это установление исключительной компетенции земель в сфере законодательства и исполнения законов. Однако, поскольку конституция закрепляет общую презумпцию компетенции земель, специальных норм, определяющих их исключительную компетенцию. В конституции содержится мало. К исключительному ведению земель отнесена, например, организация детских садов и детских домов.[51]
Конституционные процедуры разрешения конфликтов между
Федерацией и ее субъектами.
Зарубежные федерации имеют в законодательстве нормы, содержащие различные средства правового принуждения в отношении региональных органов государственной власти.
Чрезвычайные средства федерального принуждения появились практически одновременно с зарождением федеративной формы государственного устройства сначала на практике (Восстание в 1841-1842 гг. в Род-Айленде, Гражданская война 1861-1865 г. США), а затем получила правовое закрепление в нормах законодательства и прецедентном праве большинства мировых федераций.[52]
Федеральное принуждение (вмешательство) – правовой институт, содержащий систему норм, определяющих основания, формы и порядок действий федеральных органов власти субъектов федерации в случаях совершения ими конституционных правонарушений или при угрозе наступления последних в целях охраны интересов общества и союзного государства. Его сущность выражается в понуждении к исполнению возложенных на органы власти субъектов конституционных обязанностей либо применении к этим органам или должностным лицам дополнительных лишений личного или организационного порядка.
Классификация средств федерального принуждения основывается на разграничении обязывающих мер и способов прямого принудительного воздействия:
1. Средства обязывания – дача федеральными органами государственной власти обязательных для исполнения указаний органами власти субъекта федерации по приведению в соответствие с федеральным законодательством их правовых актов или к выполнению требований федерального законодательства; принятые решения федерального суда, обязывающие органы государственной власти субъектов федерации выполнять конкретные распоряжения федеральных органов либо разрешившие спор о компетенции в пользу федерации. А также признающие недействительным правовой акт субъекта федерации. Например, согласно ст.37 Конституции ФРГ, если земля не выполняет возложенных на нее Основным законом или другим федеральным законом федеральных обязанностей, федеральное правительство…может принять необходимые меры, чтобы в порядке федерального принуждения побудить землю к выполнению своих обязанностей.[53]
2. Средства прямого принуждения – ликвидация самостоятельной системы государственной власти в субъекте федерации (роспуск законодательного органа, отстранение от должности главы высшего органа исполнительной власти); перераспределение совместных предметов ведения и полномочий в пользу органов государственной власти федерации; осуществление федеральными органами власти всех или части полномочий, принадлежащих субъекту; назначение специального представителя федеральной власти для осуществления управленческих функций в субъекте; ввод специальных военных или полицейских подразделений для поддержания правопорядка.
Кроме того, можно рассмотреть и градацию средств федерального принуждения, основанную на критерии достижения правового результата: