Тема урока: Создание системы коллективной безопасности в Европе в 1934-1935гг.
2. Цели урока:
Образовательная:расширить представление учащихся о процессе создания системы коллективной безопасности в Европе в 1934-1935гг.
Развивающая:продолжить формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания места и роли России в мире; продолжить формирование личностной позиции в отношении необходимости создания системы коллективной безопасности в Европе; продолжить формирование умений и навыков работы с историческими источниками; продолжить развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
Воспитательная:продолжить воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
3. Тип урока:изучение нового материала.
4. Форма урока:Лабораторное занятие.
5. Методы и приёмы обучения:исследовательский метод, работа с историческими документами, фронтальный опрос.
6. Оборудование:
- источники для работы (Приложение 1)
7. Ожидаемые результаты:сформировать представление учащихся о процессе создания системы коллективной безопасности в Европе в 1934-1935гг.; сформировать у учащихся целостную картину российской и мировой истории, учитывающую взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания места и роли России в мире; сформировать личностную позицию в отношении необходимости создания системы коллективной безопасности в Европе; сформировать умения и навыки работы с историческими источниками; развить способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; воспитать учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. 3 мин. | Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
2. Целеполагание и мотивация. 4 мин. | Объявляет тему и задачи урока, предлагает учащимся выступить на уроке в роли исследователей процесса создания системы коллективной безопасности в Европе. | Записывают тему урока в тетрадь. |
3.Проверка домашнего задания. 8 мин. | Проверяет усвоение учащимися материалов предыдущего занятия, используя фронтальный опрос. | отвечают на вопросы |
4.Изучение нового материала. 20 мин. | Предлагает начать исследование, задача которого изучить материалы (приложение 1), раскрывающие процесс создания системы коллективной безопасности в Европе. | Учащиеся самостоятельно знакомятся с документами, находят ответы на вопросы, представляют результаты своей работы. |
5.Систематизация знаний. 5 мин. | С помощью учащихся обобщает полученные знания, делает выводы. | С помощью учителя обобщают полученные знания. |
Рефлексия. 3 мин. | Предлагает учащимся сделать самоанализ своей деятельности на уроке. | Оценивают свою работу на уроке по 10-бальной шкале. Как я усвоил материал? Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9 – 10 баллов. Усвоил новый материал частично – 7 – 8 баллов. Мало что понял, необходимо еще поработать – 4 – 6 баллов. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой? Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9 -10 баллов. Допустил ошибки – 7 – 8 баллов. Не справился – 4 - 6 баллов Формулируют своё мнение об уроке, свои пожелания. |
8.Информация о домашнем задании. 2 мин. | Даёт д/з учащимся. | Записывают д/з. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание 1.
1. Возможно ли, по вашему мнению, было добиться подписания договора о взаимопомощи всеми участниками. Каким странам подписание договора было невыгодно и почему?
2. Назовите условия вступления в силу договора о региональной взаимопомощи и договора о взаимопомощи между Францией и СССР.
Источник: набросок французского проекта пакта взаимопомощи – июнь 1934г. (Документы внешней политики СССР. - М.: Политическая литература, 1971. Т. 17. С. 480-482).
Договор о региональной взаимопомощи
Договор будет подписан Германией, Эстонией, (Финляндией), Латвией, Литвой, Польшей, Чехословакией и СССР. В преамбуле будут отражены те же идеи, что и в договоре, подписанном в Локарно Германией. Бельгией, Францией, Англией и Италией, за исключением, разумеется, вопросов, имеющих специальный характер (отмена бельгийского нейтралитета и гарантия Рейнской зоны).
Первая часть
Ст. 1. Эти страны обязуются в соответствии с Уставом Лиги наций оказывать друг другу немедленную помощь в случае нападения одного из договаривающихся государств на другое.
Ст. 2. Страны, подписавшие договор, не будут оказывать какой-либо поддержки стране-агрессору, не являющейся участницей соглашения.
Вторая часть
Ст. 3. В случае нападения или угрозы нападения со стороны одного из договаривающихся государств, другие Договаривающиеся государства консультируются друг с другом в целях избежания конфликта или содействия восстановлению мира.
Ст. 4. Те же обязательства будут приняты на себя Договаривающимися странами в случае нападения или угрозы нападения на одно из договаривающихся государств со стороны государства, не участвующего в договоре.
Ст. 5. Консультации, предусмотренные в статьях 3 и 4, могут быть распространены на другие заинтересованные державы или на державы, которые
имеют на это право в силу других договоров.
Договор между Францией и СССР
В преамбуле отмечается интерес, каковой представляет Договор о региональной взаимопомощи для поддержания мира, а также желание Франции и СССР содействовать достижению предусматриваемых договором целей.
Ст. I. СССР возьмет на себя в отношении Франции обязательства, вытекающие из Локарнского договора, как если бы Советский Союз был подписавшей этот договор стороной на одинаковом положении с Великобританией и Италией.
Ст. 2. Франция возьмет на себя в отношении СССР обязательства, которые вытекали бы из первой части Договора о региональной взаимопомощи, как если бы она была подписавшей этот Договор страной в случаях, когда речь шла бы:
а) о действиях во исполнение ст. 16 Устава Лиги наций;
б) о действиях во исполнение решения Ассамблеи или Совета Лиги наций или о действиях в применение п. 7, ст. 15 Устава.
Ст. 3. В случае проведения открытых консультаций между государствами, подписавшими Договор о региональной взаимопомощи, в соответствии со второй частью названного Договора, Франция будет приглашена участвовать в этих консультациях.
Генеральный акт
Подписывается государствами — участниками Договора о региональной взаимопомощи и Францией.
Ст. 1. Признается, что оба указанные выше договора являются вкладом в дело поддержания мира и не вызывают каких-либо возражений стран, их подписавших.
Ст. 2. Эти договоры не наносят ущерба правам и обязательствам Договаривающихся сторон как членов Лиги наций.
Ст. 3. Упомянутые три акта войдут в силу после их ратификации и вступления СССР в Лигу наций.
Задание 2.
Сравните, чем отличается договор о взаимной помощи между СССР и Французской Республикой от 2 мая 1935г. от наброска французского проекта пакта взаимопомощи июня 1934г.
Источник: договор о взаимной помощи между СССР и Французской Республикой от 2 мая 1935г.
Статья 1.
В случае, если СССР или Франция явились бы предметом угрозы или опасности нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и соответственно СССР обязуются приступить обоюдно к немедленной консультации в целях принятия мер для соблюдения постановлений статьи
10 статута Лиги Наций.
Статья 2.
В случае, если в условиях, предусмотренных в статье 15, параграф 7, статута Лиги Наций, СССР или Франция явились бы, несмотря на искренне мирные намерения обеих стран, предметом не вызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и взаимно СССР окажут
Друг Другу немедленно помощь и поддержку.
Статья 3.
Принимая во внимание, что согласно статье 16 статута Лиги Наций, каждый член Лиги, прибегающий к войне вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15 статута, тем самым рассматриваете как совершивший акт войны против всех других Членов Лиги, СССР и взаимно Франция обязуются, в случае, если один из них явится, в этих условиях и несмотря на искренне мирные намерения обеих стран, предметом не вызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, оказать друг другу немедленно помощь и поддержку, действуя применительно к статье 16 статута.
То же обязательство принято на случаи, если СССР или Франция явится предметом нападения со стороны европейского государства в условиях, предусмотренных в параграфах 1 п. 3 статьи 17 статута Лиги Наций.
Протокол подписания
В момент подписания советско-французского Договора взаимной помощи от сего числа Уполномоченные подписали нижеследующий протокол, каковой будет включен в обмениваемые ратификационные грамоты Договора.
I.
Условлено, что следствием статьи 3 является обязательство каждой Договаривающейся Стороны оказать немедленно помощь другой, сообразуясь безотлагательно с рекомендациями Совета Лиги Наций, как только они будут вынесены в силу статьи 16 статута. У словлено также, что обе Договаривающиеся Стороны будут действовать согласно, дабы достичь того, чтобы Совет вынес свои рекомендации со всей скоростью, которой потребуют обстоятельства, и что если, несмотря на это, Совет не вынесет, по той или иной причине, никакой рекомендации, или если он не достигнет единогласия, то обязательство помощи тем не менее будет выполнено. Условлен о также, что
обязательства помощи, предусмотренные в настоящем Договоре, относятся лишь к случаю нападения, совершенного на собственную территорию той или другой Договаривающейся Стороны.
[1] История Дипломатии. / Под ред. Потёмкина В.П. – М.1945. Т.3. С. 425-444, 479-553,
[2] Там же. С. 98.
[3] Морозов С.В. К вопросу о роли нефтяного фактора в европейских международных отношениях в течение 1933-1935гг. //VII чтения, посвящённые памяти Р.Л. Яворского. – Новокузнецк, 2011. - С. 170-171.
[4] Концепция внешней политики Российской Федерации// UPL http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения 24.05.2016)
[5] История Дипломатии. / Под ред. Потёмкина В.П. – М. 1945. Т.3.
[6] Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма. – М.: 1964.
[7] Овсяный И.Д. Тайна, в которой война рождалась. — М. 1971.
[8] Сиполс В.Я. Внешняя политика СССР. 1933-1935гг. - М.1980. , Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. – М. 1989.
[9] Орехова М.С. Германо-советские отношения в контексте международных аспектов гражданской войны в Испании (1936-1939гг.): Диссертация на соискание учёной степени к.и.н. - 2004.
[10] Морозов С.В. Игры теней в европейской международной политике в 1930-е гг.//UPL: http://histrf.ru/uploads/media/default/0001/25/13fb884c8de6061db2f2bb77d9c477810e534896.pdf (дата обращения 27.04.2016), Морозов С.В. Как пилсудчики сколачивали «северный блок» (1934 — весна 1935 гг.). //UPL: http://histrf.ru/uploads/media/default/0001/25/5e082c7e661323720faacb474663f453c6d93aa6.pdf
(дата обращения 27.04.2016), Морозов С.В. К вопросу о роли нефтяного фактора в европейских международных отношениях в течение 1933-1935гг. //VII чтения, посвящённые памяти Р.Л. Яворского. – Новокузнецк, 2011., Морозов С.В. Хроника вытеснения советской нефти с германского рынка в течение 1933г. //IХ чтения, посвящённые памяти Р.Л. Яворского. – Новокузнецк, 2013.
[11] Документы внешней политики СССР (далее ДВП СССР). - М. 1970-1974. Т.16-19.
[12] Морозов С.В. Игры теней в европейской международной политике в 1930-е гг.//UPL: http://histrf.ru/uploads/media/default/0001/25/13fb884c8de6061db2f2bb77d9c477810e534896.pdf (дата обращения 27.04.2016).
[13] Овсяный И.Д. Тайна, в которой война рождалась. — М. 1971. С. 26.
[14] Сиполс В.Я. Внешняя политика СССР. 1933-1935гг. - М. 1980. С. 58.
[15] Морозов С.В. Игры теней в европейской международной политике в 1930-е гг.//UPL: http://histrf.ru/uploads/media/default/0001/25/13fb884c8de6061db2f2bb77d9c477810e534896.pdf
(дата обращения 27.04.2016).
[16] Сиполс В.Я. Внешняя политика СССР. 1933-1935гг. - М. 1980. С. 58-59.
[17] Там же. С. 60.
[18] Там же. С. 62.
[19] Морозов С.В. Игры теней в европейской международной политике в 1930-е гг.//UPL: http://histrf.ru/uploads/media/default/0001/25/13fb884c8de6061db2f2bb77d9c477810e534896.pdf
(дата обращения 27.04.2016).
[20] ДВП СССР. – М. 1970. Т.16, С. 181.
[21] Там же, С. 213.
[22] ДВП СССР. – М.1970. Т. 16, С. 258.
[23] Там же. С. 458.
[24] Морозов С.В. Хроника вытеснения советской нефти с германского рынка в течение 1933г. //IХ чтения, посвящённые памяти Р.Л. Яворского. – Новокузнецк, 2013. - С. 226.
[25] Там же. С. 227.
[26] ДВП СССР. – М.1970. Т. 16, С. 813.
[27] Морозов С.В. Как пилсудчики сколачивали «северный блок» (1934 — весна 1935 гг.). //UPL: http://histrf.ru/uploads/media/default/0001/25/5e082c7e661323720faacb474663f453c6d93aa6.pdf
(дата обращения 27.04.2016).
[28] История Дипломатии. / Под ред. Потёмкина В.П. – М. 1945. Т.3. С. 501.
[29] История Дипломатии. / Под ред. Потёмкина В.П. – М. 1945. Т.3. С. 503.
[30] Сиполс В.Я. Внешняя политика СССР. 1933-1935гг. - М. 1980. С. 176.
[31] ДВП СССР. – М. 1971. Т. 17, С. 387.
[32] Овсяный И.Д. Тайна, в которой война рождалась. — М. 1971. С. 58.
[33] ДВП СССР. – М. 1971. Т. 17, С. 402.
[34] ДВП СССР. – М. 1971. Т. 17, С. 508-509.
[35] ДВП СССР. – М. 1971. Т. 17, С. 524.
[36] Там же. С. 586.
[37] Там же. С. 664.
[38] Там же. С. 742.
[39] ДВП СССР. – М. 1973. Т. 18, С. 111.
[40] Там же. С. 127.
[41] Там же. С. 222.
[42] ДВП СССР. – М. 1973. Т. 18, С. 248.
[43] Там же. С. 309 – 312.
[44] История Дипломатии. / Под ред. Потёмкина В.П. – М.1945. Т.3. С. 541.
[45] ДВП СССР. – М. 1973. Т. 18, С. 373-374.
[46] Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма. – М.1964. С. 278.
[47] Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма. – М. 1964. С. 279.
[48] Там же. С. 279.
[49] Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. – М. 1989. С. 122.
[50] Овсяный И.Д. Тайна, в которой война рождалась. — М. 1971. С. 124.
[51] Там же. С. 125.
[52] «Правда». 25.07.1936г.
[53] «Правда». 26.07.1936г.
[54] Там же. 29.07.1936г.
[55] Там же. 30.07.1936г.
[56] «Правда». 1.08.1936г.
[57] Там же. 5.08.1936г.
[58] Там же. 8.08.1936г.
[59] Там же. 14.08.1936г.
[60] Там же. 15.08.1936г.
[61] «Правда». 31.08.1936г.
[62] Там же. 1.09.1936г.
[63] Там же. 3.09.1936г.
[64] Там же. 29.09.1936г.
[65] «Правда». 1.10.1936г.
[66] «Правда». 13.10.1936г.
[67] Там же. 1. 11.1936г.
[68] Там же. 12.11.1936г.
[69] «Правда». 19.11.1936г.
[70] Там же. 20.11.1936г.
[71] Там же. 21.11.1936г.
[72] Там же. 2.12.1936г.
[73] Там же. 4.12.1936г.
[74] Там же. 17.12.1936г.
[75] ДВП СССР. – М. 1974. Т. 19, С. 475.
[76] Орехова М.С. Германо-советские отношения в контексте международных аспектов гражданской войны в Испании (1936-1939гг.) : Диссертация на соискание учёной степени к.и.н. - 2004. С. 68.
[77] «Правда». 24.07.1936г.
[78] Там же. 27.07.1936г.
[79] Там же. 28.07.1936г.
[80] «Правда». 29.07.1936г.
[81] Там же. 30.07.1936г.
[82] «Правда». 3.08.1936г.
[83] Там же. 4.08.1936г.
[84] Там же. 6.08.1936г.