Советско-германские отношения через призму «пакта четырёх».
В марте 1933г. состоялось обнародование политического проекта, известного как «пакт четырёх». В пакте четырех, возникшему во влиятельных западноевропейских аристократических и дипломатических кругах, должны были участвовать Великобритания, Германия, Франция и Италия. Замысел проекта «пакта четырёх» был связан с перспективой ревизии границ, о чем публично 23 марта 1933г. заявил в Лондоне один из её соавторов премьер-министр Великобритании Д. Макдональд. Это было важным шагом на пути воплощения в жизнь возможностей, заложенных в итоговых документах Парижской мирной конференции 1919–1920 гг., и правового механизма, созданного решениями Локарнской конференции октября 1925г.
В совокупности эти инструменты позволяли, среди прочего, регулировать и подталкивать внешнюю активность Германии в восточном направлении. Встретив на своем пути серьезное сопротивление со стороны СССР, и так называемых «малых стран» значительной части миролюбивых сил во всем мире, а также испытав влияние различных факторов, в том числе, со стороны Германии и Италии эта инициатива видоизменившись, и приобретя несколько иную форму сотрудничества, менее ярко выраженную с внешней стороны, тем не менее, сыграла основную и решающую роль в подготовке и развязывании Второй мировой войны. Вовлечения Германии в договорные отношения со странами-победительницами означало, с одной стороны, её выход из международной изоляции, а с другой, некое приобщение к клубу великих держав. Плавный подъем по ступеням в иерархии международных отношений мог повлечь за собой и постановку на повестку дня вопроса о приведении в соответствие с новым статусом территориального пространства страны — более престижного, т. е. расширения. Именно в качестве теневого вершителя судеб в европейских и мировых международных отношениях и надлежало выступить «пакту четырех»[12].
«Пакт четырех» представлял собой органическое продолжение политического курса США, Великобритании и Франции в отношении Германии, провозглашенного вскоре после окончания первой мировой войны. Его целью было создать сильную Германию и использовать ее в качестве орудия для борьбы против СССР. Именно в этом заключался смысл колоссальных займов, преимущественно американских, предоставленных Германии в соответствии с «планом Дауэса» в 1924г. Эти займы дали возможность германским монополиям снова подняться на ноги, обновить тяжелую промышленность и военную индустрию, создать оружие для осуществления их реваншистских планов. Ту же цель — возрождение военно-промышленной мощи Германии — имел и «план Юнга», принятый в 1930г. В годы мирового экономического кризиса, опасаясь «социального краха» в Германии, западные державы освободили ее от выплаты репараций и долгов по займам. После установления в стране фашистского режима английская дипломатия спешила объединить Европу на общей платформе борьбы против СССР[13].
Во время перерыва в работе Женевской конференция по разоружению Б. Муссолини выступил с планом заключения между Великобританией, Францией, Германией и Италией «пакта согласия и сотрудничества», более известного под названием «пакт четырёх»[14].
Проект „пакта согласия и сотрудничества между четырьмя западными державами“, состоял из шести статей. В проекте было заявлено, что договаривающиеся стороны берут на себя обязательство осуществлять в отношениях друг с другом политику эффективного сотрудничества с целью поддержания мира (ст. I). В предлагаемом договоре четырьмя державами подтверждался „принцип ревизии мирных договоров согласно ст. 19 Устава Лиги наций“ (ст. II). В случае провала конференции по разоружению, за Германией признавалось право на равенство в вооружениях, которое она могла реализовать „постепенно“. Такие же права получали Австрия, Венгрия и Болгария (ст. III). Проект пакта также предполагал тесное сотрудничество четырех держав „во всех политических и неполитических, европейских и внеевропейских вопросах, а также в колониальной сфере“ (ст. IV). Длительность действия договора предполагалось установить сроком на 10 лет (ст. V), и он должен был быть зарегистрирован в секретариате Лиги наций (ст. VI)[15].
14 марта 1933г. Б. Муссолини передал в Берлин проект пакта на согласование. На следующий день 15 марта 1933г. было получено благословение от министра иностранных дел Германии К. фон Нейрата. Такая позиция Германии объясняется тем, что наибольшие выгоды пакт сулил именно ей, т.к. выдвигал побеждённую Германию на один уровень с Великобританией и Францией[16].
18 марта 1933г. в Риме Б. Муссолини передал согласованный с Германией проект «пакта четырёх» премьер-министру Великобритании Макдональду и министру иностранных дел Великобритании Дж. Саймону. Предложение Муссолини было поддержано английским правительством[17].
Наиболее сильное противодействие «пакт четырёх» встретил во Франции. Так, в записке, составленной 18 марта 1933г. в министерстве иностранных дел Франции, высказывались опасения, что пакт может торпедировать Лигу Наций и разрушить систему союзов Франции с рядом малых стран, а также приведёт к утрате Францией ведущей роли в Европе, т.к. решения «европейской директории» четырёх держав чаще всего будут направлены против интересов Франции, поскольку Великобритания, Германия и Италия заинтересованы в ограничении роли Франции в Европе[18].
После парафирования 6 июня 1933г. «пакта четырех» в Риме он был подписан 15 июля. Ратифицировала «пакт четырёх» только Великобритания – 15июля 1933г. Во Франции «пакт четырех» не был ратифицирован, т. к. фактически обрекал её на сотрудничество с тремя государствами, из которых два — Германия и Италия — были ей враждебны, а третье — Великобритания — строило свою политику на использовании франко- германских и франко-итальянских противоречий. Германия предпочла выжидательную тактику, не стремясь связывать себя обязательствами, и не ратифицировала «пакт четырёх»[19].
Отношение СССР к «пакту четырёх» было отрицательным. В частности 23 марта 1933г. в беседе наркома иностранных дел СССР М.М.Литвинова с посланником Польши Лукасевичем, Литвинов выразил отрицательное отношение к проекту Муссолини[20].
Во время встречи Литвинова с послом Германии в СССР Дирксеном 3 апреля 1933г. Дирксен сообщил, что имеет поручение Нейрата ознакомить НКИД с ходом переговоров по поводу пакта Муссолини. Дирксен сообщил, что Германия не может отвергнуть «пакт четырёх» потому, что этим она
противопоставила бы себе остальные три великие державы. Германия,
однако, принимает этот пакт в предположении, что он не должен влиять на ее отношения с СССР, во всяком случае, она никогда не допустит каких-либо антисоветских решений. Литвинов на вопрос Дирксена об отношении СССР к предложению Муссолини ответил что, несмотря на упоминание в проекте пакта рамок Лиги наций, обсуждаться будут вопросы не только лиганационные, а общеполитические, которые будут неизбежно задевать интересы не только четырех государств. При таком положении совершенно естественно отрицательное отношение к этому плану со стороны тех государств, которые
остаются вне соглашения[21].
Позицию Германии в отношении «пакта четырёх» выразил 22 апреля
1933г. статс-секретарь министерства иностранных дел Германии Бюлов в беседе с полномочным представителем СССР в Германии Хинчуком. Бюлов заявил, что для правительства Германии приемлем только первый проект Муссолини, заключающий в себе предпосылку сохранения мира в Европе, устраняя путем обмена мнениям всякий повод к конфликтам, а также предусматривающий ревизию Версаля и положительное решение вопроса о разоружении в духе германского плана. Английский, французский и бельгийский проекты пакта неприемлемы, особенно французский, требующий проведения пакта в рамках Лиги наций, а в отношении ревизии стоящий на точке зрения изменения лишь методов ревизии[22].
19 июля 1933г. полпред СССР в Германии Хинчук писал в НКИД СССР, что имеется ряд сведений о намерении правительства Германии сблизиться с Францией и Польшей за счет СССР. Эта попытка объясняется невозможностью организации интервенции помимо Франции и растущей внешнеполитической изоляцией. Комментарии германской прессы в связи с подписанием «пакта четырех» пропагандируют необходимость франко-германского сближения[23].
Параллельно с обнародованием «пакта четырёх» в Германии происходило вытеснение с германского нефтяного рынка советского поставщика нефти «Дерунафт» и продавца бензина «Дероп». По итогам Парижской мирной конференции 1919-1920гг. Германия фактически не обладала собственными нефтяными месторождениями и в значительной степени зависела от импорта. Значительная часть нефтяных поставок в Германию осуществлялась из СССР совместными советско-германскими компаниями «Дерунафт» и «Дероп». Перемещение германского нефтяного рынка под свой контроль создавало для западных нефтяных дельцов, связанных с элитой Великобритании, техническую возможность для манипулирования внешнеполитической активностью Германии. Однако для этого было необходимо вытеснить германского нефтяного рынка компании «Дерунафт» и «Дероп»[24].
В марте 1933г. в Германии была развёрнута антикоммунистическая компания, развёрнут Лейпцигский процесс над коммунистами, и началось вытеснение советского экономического влияния, репрессии против продавцов советских нефтепродуктов и прежде всего общества «Дероп»[25].
Эти действия приобрели столь крупный масштаб, что только советским полпредством СССР в Германии, согласно его отчёту за 1933г. было направлено в МИД Германии 217 нот. В меморандуме, врученном полпредом СССР в Германии Хинчуком министру иностранных дел Германии Нейрату 26 сентября 1933г. говорилось что, за время с января по сентябрь 1933г. властями Германии было произведено 39 незаконных арестов советских граждан, 69 обысков на квартирах, не считая многочисленных задержаний и обыски на улице; что репрессии германских властей были направлены на дезорганизацию и подрыв хозяйственной деятельности торгпредства СССР и советско-германского акционерного общества «Дероп». В меморандуме заявлялось, что германская сторона полностью отказалась покупать советские нефтепродукты[26].
Таким образом, советско-германские отношения становятся напряжёнными в результате участия Германии в «пакте четырёх», направленного против СССР. «Пакт четырёх», не смотря на то, что не вступил в силу, вынудил СССР пойти на сближение с Францией, недовольной возможной утратой ведущей роли в Европе, и заняться созданием системы коллективной безопасности в Европе, направленной в первую очередь на сдерживание агрессии Германии.