Цензурное отделение при управлении генерал- квартирмейстера. Задачи:

1) заведывание военными корреспондентами;

2) наблюдение за корреспонденцией иностранных военных агентов;

3) прочтение иностранных газет и журналов и выборка из них сведений, касающихся японских вооруженных сил;

4) производство военной цензуры;

5) наблюдение за посылкой бесцензурных сведений за границу и телеграмм в Россию.

Пропуску в печать не подлежали сведения, содержащие:

1) критику распоряжений и действий начальствующих лиц;

2) передвижения, маневры и иные действия военных кораблей и морских команд;

3) расположение и передвижение по театру военных действий начальствующих лиц, штабов, войск, эскадр, судов, транспортов, тыловых учреждений, сообщения о движении судов из одного порта в другой;

4) результаты бомбардировок российских портов и укреплений;

5) информацию об организации военных отрядов, дислокации и численности войск, планах командования;

6) данные о вооружение войск, крепостей, подготовке позиций, снабжении продовольствием, санитар- ном состоянии воинских подразделений;

7) сведения о подготовке войск, кораблей и экипажей и переброске их на театр военных действий, сообщения об усилении или выделении частей из состава эскадр или морских отрядов; 8) данные о состоянии транспортных путей;

9) фамилии убитых и раненых до официального их оглашения;

10)непроверенные сведения, которые могут вызвать «в публике излишнее беспокойство»

Наиболее компрометирующие сведения могли пересылаться частными китайскими почтами, которые содержались местными торговыми фирмами для личных нужд и не подлежали никакому контролю со стороны России.

Цензура была затруднительна ввиду отсутствия четких указаний, потом затруднена ввиду их обилия

«Правила распубликования известий, имеющих отношение к Русско-Японской войне»

Все допущенные в печать сведения должны были содержать признаки:

полный чин и фамилия лица, выдавшего разрешение;

подпись цензора и казенной печатью

Известия из иностранных газет, публикуемые в российских изданиях, не подлежали военной цензуре и печатались на общих основаниях цензурного устава. Обязательным условием была ссылка на первоисточник.

Русско-японскую войну Российская империя провела с неотлаженной системой военной цензуры.

25,26. Этапы пропаганды в годы первой мировой войны. Особенности пропаганды военных блоков в первой мировой войне.

1. Германия:

Основные тезисы германской пропаганды:

o дела на фронте для их страны безнадежны;

o кровь проливается даром;

o преувеличивались возможности своей армии и ее союзников;

o распространялись различные прогнозы и предсказания;

o поддерживалась оппозиция

Средства:

o листовки

o специальные газеты

o плакаты выставлявшиеся в окопах

Аргументы:

1) происходящее в России изображали как пир во время чумы,

2) дворцовые интриги Российской империи.

3) открыто говорилось о насилиях жандармов и полицейских над семьей солдата, об изменах офицеров, о розгах, о взяточничестве, подкупе и воровстве интендантов, о ничтожестве русского царя и его двора, о недостатке патронов и снарядов

4) воспевались и раздувались успехи германских армий

Газета «Русский вестник»

сообщения о новых законах и распоряжениях, якобы изданных для притеснения людей по национальному и религиозному признакам:

1) заметка о «запрещении разговора на немецком, болгарском и турецком языках»

2) слухи о запрете издания книг на еврейском языке

3) выселение евреев из Кисловодска и право полиции отбирать у евреев бессрочный вид на жительство вне черты оседлости

В пропагандистской обработке русских войск огромную роль играли антианглийские идеи - в качестве главного противника мира и врага России указывалась Британия.

2. Британия:

1) Пропаганда ужасов - в известных газетах печатали полностью фейковые материалы о жестокостях и зверствах германских войск: насилии над монашками, казнях священников, жестоких убийствах пленных британских солдат.

Самой гнусной выдуманной историей того времени является английский фейк о том, что немцы перерабатывают трупы своих и чужих солдат для корма свиней. После этой новости Китай присоединился к Антанте, а в самой Англии и в Америке материал вызвал небывалый наплыв добровольцев, желающих отправиться на фронт.

Немцы также пытались провернуть что-то подобное: они рассказывали своему населению, что русские казаки едят младенцев. Это заставляло германских солдат на фронте сражаться еще более героически, дабы защитить Фатерлянд от диких азиатских людоедов.

2) Преуменьшение собственных потерь и преувеличение военных достижений. Солдаты Антанты изображались в газетах в качестве благородных и бесстрашных рыцарей.

27. Уроки информационно-психологического воздействия и пропаганды в годы первой мировой войны.

После окончания этого конфликта значительное число исследователей занялось разработкой теоретической базы психологической войны.

Впервые появилось определение, что целью войны является не уничтожение армии противника, а подрыв морального состояния всего населения государства-противника до такой степени, чтобы оно заставило свое правительство капитулировать.

+26 о Британии

28. Становление системы пропаганды в фашистской Германии.

Уже в 20-е гг. стали формироваться основные принципы национал-социалистической пропаганды, в наиболее полном виде изложенные А. Гитлером в «Mein Kampf», в главе «Военная пропаганда». А. Гитлер пришел к выводу, что для эффективного воздействия на массы необходимо создать специальный орган «тотальной пропаганды», все «искусство» которой должно заключаться в том, чтобы «заставить массу поверить» национал-социализму.

Вскоре после прихода нацистов к власти в Германии было создано министерство пропаганды и народного просвещения, которое возглавил руководитель управления пропаганды НСДАП Й. Геббельс. В соответствие с правительственным декретом от 30 июня 1933 г., в ведение министерства передавались общая политическая пропаганда, высшая политическая школа, государственные празднества, пресса, радио, книгоиздательство, искусство, музыка, театр, кино, моральное состояние общества.

Правда в ней допускалась ровно настолько, насколько она соответствовала интересам режима. Ложь была гораздо удобнее – она не знала границ и позволяла сотрудникам Геббельса чувствовать себя архитекторами человеческих душ.

“Пропаганда должна доходить до каждого” – реализуя этот принцип, геббельсовский аппарат проявлял неистощимую выдумку. Сюда относилось и использование технических новшеств вроде радио, позволявшего напрямую воздействовать на настроения миллионов домохозяек, проводивших свое время на кухне, и обязательные пропагандистские журналы (Wochenschau) перед киносеансами, и книга «Майн кампф» в качестве обязательного подарка молодоженам.

Министерство Геббельса

В руках министерства фактически находилась система получения информации. В 1934 г. были объединены два крупнейших информационных агентства: агентство Вольфа и Телеграфный союз, входивший в газетный концерн Гугенберга. В результате объединения возникло официальное агентство «Немецкое информационное бюро».

Ведущим отделом министерства был отдел пропаганды, не имевший узкой специализации. На него возлагалась задача по пропаганде идеологии НСРПГ, партийных документов, правительственной политики, расовых доктрин и т. д. Здесь планировались разнообразные государственные агитационные кампании, проводившиеся с большой помпой. Особенно тщательно планировались и пышно проводились мероприятия с участием Гитлера.

Под контролем министерства пропаганды находилось все немецкое радиовещание и пресса.

Восхождение национал-социалистов к политической власти и весь период существования Третьего рейха сопровождались интенсивной пропагандистской кампанией, которой заправлял министр народного просвещения и пропаганды д-р Пауль Йозеф Геббельс.

Геббельс досконально изучил американский опыт воздействия на массовое сознание и использовал его для Германии. Геббельс превратил политические митинги и собрания в пышные зрелищные мероприятия, карнавалы с музыкой, флагами и парадами, которые внедряли в сознание людей, что Гитлер является сверхчеловеком, мессией, призванным спасти Германию.

Лозунги:

1) «уничтожение марксизма»;

2) разрыв Версальского договора;

3) завоевание России;

4) гарантия «социальной безопасности» внутри;

5) восстановление «национального престижа» Германии и всех немцев.

29. Методы и приемы пропаганды в фашистской Германии.

Плакаты.

Гитлер и его соратники понимали – сила пропаганды в том, как подать народу идею партийной линии,и плакат часто лежал в основе популяризации их убеждений. И дома, и на оккупированных территориях, плакаты являлись мощным средством, призванным доносить основы нацистской политики за счёт упрощения и метафорических образов. Внутри страны плакаты часто сосредотачивались на повышении морального духа работников производства, говоря им: «Вы – фронт!» За рубежом плакаты романтизировали идеал Нацистской Партии, как силы добра, часто используя религиозные образы, в которых Гитлер представлялся героем-освободителем.

Антисемитизм.

Обвиняя меньшинства во всех бедах страны, Гитлер породил множество козлов отпущения, которые могли быть обвинены при каждом удобном случае в чём угодно. На плакатах, в искусстве, в мультфильмах и в кино, евреи были приравнены к крысам, представлялись скрягами, с карикатурным, как крюк, носом. Их изображали грабителями, вырывающими деньги из честных рук немецких рабочих.

Радио.

Радио было признано нацистами одним из наиболее важных инструментов пропаганды в их арсенале.

К началу войны почти весь народ попал под чары радио, ведь люди ежечасно подвергались бомбардировке речами и новостями, предназначенными для промывания мозгов населения.

Фильмы и кинематограф.

Прежде всего показы фильмов сделали частым и популярным явлением в немецких городах и сёлах. Двумя самыми известными фильмами нацистской киноиндустрии стали ленты режиссёра Лени Рифеншталь «Триумф воли» (1934) и «Вечный жид»(1940).

Газеты.

Наиболее известным нацистским изданием стала газета «Der Sturmer» (Штурмовик).

Наши рекомендации