Интегративная юриспруденция.

Интегративная юриспруденция — подход, который пытается выработать новые, наиболее оптимальные подходы к пониманию права, преодолеть односторонность методологических подходов и установок, свойственных юридическому позитивизму и естественно-правовым концепциям. Автором термина «интегративная юриспруденция» является американский юрист, философ права Джером Холл («Исследования по юриспруденции и криминальной теории»), Холл уверен, что естественно-правовая традиция может быть обновлена сегодня за счет ее сочетания с аксиологическим (ценностным) подходом в праве. Ценности должны при этом рассматриваться как непременный атрибут правовой нормы, а нормы должны восприниматься как защищенные государством «ценностные суждения» (положение, взятое из нормативизма). Холл отмечает, что традиционная естественно-правовая теория мало интересовалась разработкой основных юридических понятий, которые на самом деле должны составлять исходную базу всякой юридической теории.

Для одних право — это идеал; для других — позитивная норма. Разнообразие трактовок права объясняется неоднородностью «правовых систем в разные эпохи и в разных странах», а также проистекает из «нашей неуверенности в определении границ собственно нрава и правил другой природы, действующих в обществе». Право — это совокупность правил поведения, реализация которых гарантируется обществом, право одновременно является продуктом событий социального порядка, проявлением воли человека, совокупностью моральных и общественных ценностей, идеалом и реальностью. Таким образом, заключает Бержель, «право — это одновременно моральная, социальная система, а также позитивные юридические правила. Правовая норма, посредством которой находит внешнее выражение юридический порядок и которая, следовательно, выступает всего лишь элементом формы, не может быть отделена от глубинной правовой основы, то есть от оснований и целей юридической системы».

Политические теории элит, бюрократии и технократии. Теории элит, бюрократии и технократии

Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Это нашло свое отражение в теории элит Вильфредо Парето (1848—1923) и в концепции политического класса Гаэтано Моски (1858— 1941). В начале XX в. элитарный подход к изучению политики был дополнен изучением влияния так называемых заинтересованных групп (Бентли) и новым взглядом на упорядочивающую роль бюрократии в деле осуществления власти в обществе и государстве (Вебер). Особую разновидность социально-группового анализа политики составили концепции технократии и технодемократии (Белл, Дюверже и др.).

Оба итальянских мыслителя исходили из весьма близкой идеи о наличии в сфере управляющей деятельности каждого общества двух значительно обособленных групп — правящих и управляемых. Самое большое новшество, предложенное ими при обсуждении этого вопроса, состояло в утверждении, что в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «политического класса» (Моска) или «правящей элиты» (Парето).

Неоконсерватизм.

Неоконсерватизм - это идеология, сочетающая идеи классического консерватизма и либерализма, это синтез идей традиционного консер­ватизма, либерализма и технократизма. Его представители в теории Ф.Хайек, Хосе Ортега - и - Гассет и др., а в политике - Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак.

Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер. Взяв на вооружение многие идеи классического либерализма, неоконсерваторы предложили обществу обширную программу антикризисных мер и во многом сумели ее реализовать. В частности, в экономике был сделан акцент на высвобождение предпринимательской инициативы, снижение налогов, отказ от чрезмерного регулирования рыночных отношений. Основные идеи неоконсерватизма:только рыночные отношения ведут к реальному развитию общест­ва и человека;

свобода и равенство не совместимы; классическая демократия неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит; главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею.

Наши рекомендации