Классический либерализм и его особенности в Англии (Бентам, Милль), Франции (Констан, Токвиль), Германии (Гумбольдт, Штейн).
Либерализм - идейно-политическое течение, направленное на максимальное обеспечение прав личности, основ существующего государственного строя, обеспечения частной предпринимательской конкуренции, рыночный отношений.
Утилитаризм - ведущее политико-правовое течение Англии XIX в., означающее «учение о всеобщей пользе».
Основателем выступил Иеремия Бентам (1748-1832). Бентам строил свое учение исходя из положений:
- каждый человек стремится получить от жизни как можно больше счастья и как можно меньше страданий;
- степень полезности явления для большего числа людей является критерием его полезности в целом;
- понятие, дающее представление о способе достижения пользы большому количеству людей - нравственность; - цель развития всего человечества - достижение счастья как можно большим количеством людей.
Бентам - критик школы естественного права, а также французской Декларации прав человека и гражданина.
Правовые взгляды Бентама:
- право является совокупностью законов, установленных суверенной государственной властью;
- естественных права и свободы не существует;
- различий между понятиями «закон» и «право» не, существует;
- идея общественного договора при объединении людей в общество и при создании государства также не является реальностью.
Бентам выделяет такие отрасли права: уголовное; гражданское; конституционное; международное (именно Бентам первым употребил термин «международное право» при регулировании отношений, возникающих между государствами).
Сущность, цели и задачи государственной власти по Бентаму:
Цель государства - достижение счастья наибольшим количеством граждан;
Задача государства - гарантировать безопасность и правопорядок;
Метод государственного управления:
- предоставление свободы деятельности личности, за исключением случаев возможного причинения вреда другому человеку;
- основа организации государственной власти - принцип разделения и взаимного контролирования ветвей власти;
- наилучшая форма правления - демократия.
Джон Милль (1806-1873), будучи первоначально последователем Бентама, в дальнейшем создал свою политико-правовую доктрину. Основным постулатом Милля было утверждение, что всеобщей целью человечества является индивидуальная свобода.
Сферы индивидуальной свободы:
- свобода совести, представляемая как совокупность свободы мысли, мнений и т.д.;
- свобода выбора цели жизни;
- свобода объединений для достижения каких-либо целей.
О сущности государства и его институтах Милль высказывался следующим образом:
Цель государства - создание условий для достижения счастья людьми;
Способы достижения данной цели – просвещение общества и сохранение накопленного опыта;
Миллем: законодательная; исполнительная; судебная.
ФРАНЦИЯ
Бенджамен Констан (1767-1830) придумал новый подход к определению понятия «свобода». Это понятие уже не связывается с идеями античности, представлявшими свободу как политическую.
Понятие «свобода» у Констана заключено в наличии у гражданина права: подчиняться одним только законам; высказывать свое мнение; выбирать профессию; свободно распоряжаться частной собственностью; объединяться с другими для достижения своих целей; - участвовать в делах управления государством.
Условия, которым должны соответствовать законы, регулирующие жизнь общества: законы не должны иметь обратной силы; законы не должны противоречить нормам морали.
Гарантиями вышеприведенных прав Констан считал: ограничение государственной власти и общественное мнение.
Констан предлагал следующую классификацию видов власти:
- королевская; - исполнительная;
- постоянная представительная (палата пэров);
- выборная представительная (нижняя палата); - судебная;
- муниципальная.
Алексис де Токвиль (1805-1859) изложил свою концепцию демократии. Демократия, по мнению Токвиля, обладает следующими преимуществами перед иными формами правления: представляет собой верховенство большинства; способствует достижению счастья большинством граждан; является гарантом обеспечения политической свободы. Но именно при демократии существует повышенная угроза установления деспотического режима в государстве.
ГЕРМАНИЯ
Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) - один из основателей немецкого либерализма.
Основной темой его произведений было положение человека и государства относительно друг друга.
Так, он проводит различия между гражданским обществом и государством:
- по структуре - гражданское общество является системой общественных объединений, а государство составляют органы государственной власти;
- методам регулирования внутренних взаимоотношений - гражданское общество регулируется естественным правом, а государство - позитивным;
- статусу участников данных институтов - человек в гражданском обществе и гражданин - в государстве.
36. Консерватизм как политическая доктрина. Роль Э.Берка в ее обосновании.
Знаменитый политический деятель, публицист и философ Эдмунд Берк был одним из самых выдающихся личностей своего времени. Знаменитый его труд «Размышления о французской революции» (1970). Согласно Берку, Французская революция была революцией, осуществленной в соответствии с определенной политической догмой, вследствие чего возникло общественное состояние, «итог усилий сообщества вооруженных фанатиков, озабоченных распространением принципов и практики грабежа, страха, нетерпимости и угнетения». Все эти высказывания утверждались Берком в том момент, когда все лучшие умы европейской общественно – политической мысли восторгались революцией и ее принципами. Одним из главных оснований для негативного восприятия французской революции стало для Берка то, что французы произвели насильственный разрыв со своим прошлым, в то время как англичане сделали свое прошлое фундаментом для будущего. Консерватизм, либерализм и социализм являются главными политическими идеологиями 19-20 веков. Любая политическая доктрина данного периода времени (19-20 века) может с большей или меньшей степенью обоснованности отнесена к одной из этих трех идеологий.
Понятие консерватизма, как и либерализма, и социализма, очень многогранны, многозначны. С точки зрения мировоззрения каждое из них имеет свою философскую основу, фундамент и представляет собой некоторый способ осмысления мира, общества (и способов его развития). А с точки зрения политической идеологии как консерватизм, так и либерализм, и социализм, рисуют картину будущего и основных путей его достижения. По другому можно сказать, что каждая идеология рисует свою модель общественного развития.