Основные направления английской политической и правовой мысли (XVII в.

Английская буржуазная революция XVII в. нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих стран Западной Европы. Каждая из общественных групп, принимавших участие в революции, выставила свои политические программы и обосновала их соответствующими теоретическими выкладками.

Реформации позаимствовала свою идеологию английская буржуазия. Противники революции, соединявшие веру в незыблемость феодальных порядков с преданностью королевскому абсолютизму и клерикальными убеждениями, не особенно заботились о новизне и весомости той аргументации, которую они пускали в ход в идеологической борьбе. Ими были взяты на вооружение концепция божественной природы монархической власти, теория патриархального возникновения и существа государства. Выразителями идеологии индепендентов явились Джон Мильтон, Олджернон Сидней, Джеймс Гар-рингтон и др. Великий английский поэт Джон Мильтон (1610–1674) принял активнейшее участие в революции на стороне демократических сил. Народ – единственный источник и носитель власти, суверенитета государства. Намерения левеллеров шли намного дальше, чем у индепендентов. Выдвинутые ими идеи сыграли очень крупную позитивную роль в социально-политической жизни Западной Европы и Северной Америки XVII–XVIII вв., в развитии прогрессивной политико-юридической мысли. Вождем и идеологом партии левеллеров был Джон Лилберн (1614–1657). Среди всех других политических течений, принимавших участие в английской буржуазной революции, левеллеры выделялись своим бескомпромиссным отрицанием каких бы то ни было форм монархического и олигархического правления. Их идеал – республика, в которой регулярно и демократическим путем проводятся выборы в однопалатный парламент.

24. Политико-правовые взгляды Т.Гоббса

Выдающийся английский ученый-материалист Томас Гоббс (1588-1679), родившийся в семье сельского священника и крестьянки, окончил Оксфорд, стал домашним учителем. Воспитывая учеников, много путешествовал по Европе, успешно занимаясь самообразованием. Творил во время Английской революции, протектората Кромвеля и реставрации Стюартов. Все эти события расценивал как катастрофу, представляющую величайшую опасность для каждого.Его первый труд «Основы права» (1640) договорной теорией защищал короля. Опасаясь, что парламент расправится с ним, Гоббс эммигрировал во Францию. Гоббс на первый план выдвигал научное понимание общества как средства познания причин гражданских войн и их преодоления. Он был одним из первых мыслителей механистического материализма, пытался применить математические методы к познанию природы и общества. Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая «является матерью всех естественных наук». Математический метод, по Гоббсу, свободен от субъективных оценок. Учения о праве и справедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учение о линиях и фигурах не подлежит спору, ибо не задевает интересы людей, особенно власть имущих. Гоббс строил свое учение на исследовании природы и страстей человека.

Первый и основной -- «искать мира и следовать ему». Из него следует второй: В случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты. Третий закон требует, чтобы люди выполняли заключенные ими соглашения. В нем -- справедливость. Несправедливость -- невыполнение договора. Соглашения, основанные на доверии, недействительны там, где есть опасения их невыполнения (то есть в естественном состоянии). Остальные естественные законы требуют благодарности, признательности, скромности, милосердия, прощения, неприкосновенности.

Т. Гоббс - противник разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Применительно к Англии речь шла о власти короля, палаты лордов, палаты общин. Т. Гоббс назвал теорию разделения властей причиной гражданской войны и высказал убеждение, что единство верховной власти восстановится в ближайшем будущем. Государство существует только в мирных условиях. Смута -- его болезнь, гражданская война -- смерть. Как опытный врачеватель, Гоббс исследует «немощи государства», выявляет причины, влекущие его к гибели. Таким образом, Т. Гоббс считал, что государство (чудовищный «Левиафан») все же предпочтительнее, чем «естественное состояние» («война всех против всех»). Он считал, что есть три формы правления: монархия; демократия; аристократия. К первой относятся государства, где верховная власть принадлежит одному человеку. Ко второй - государства, где верховная власть у собрания и любой гражданин имеет право голоса. В третьей - верховная власть у собрания, но право голоса не у всех граждан, а лишь у их части. Другие формы правления (тиранию и олигархию) Гоббс не считает самостоятельными. Тирания - та же монархия, олигархия ничем не отличается от аристократии.

25. Учение Д.Локка о государстве и праве.

Локк Джон — английский теоретик естественного права, политический мыслитель, философ. Родился в семье адвоката и нотариуса. В период протектората как и его предшественники, Локк ищет их истоки в «естественном состоянии людей». Но в отличие от них приходит к выводу: уже в догосударственном состоянии люди обладали правами и свободами. Право собственности трактуется Локком еще шире — как право на собственную личность (индивидуальность), на труд и его результаты. По его мнению, до образования государства каждый обладает и исполнительной властью, вытекающей из законов природы, является судьей в собственных делах. Дж. Локк называет три недостатка естественного состояния: здесь не хватает установленного, определенного закона в качестве нормы справедливости и мерила в спорах; знающего и беспристрастного судьи, который бы разрешал все затруднения в соответствии с установленным законом; силы, которая могла бы подкрепить и поддержать приговор и привести его в исполнение. Государство, по Локку, — единое, независимое политическое со­общество с общей властью, законом и судом. Теперь лишь оно воплощает политическую власть, проистекающую из договора и согласия тех, кто составляет сообщество. У Локка форма правления — производная от верховной власти, созданной по добровольному согласию большинства сообще­ства для принятия и осуществления законов. «Форма правления зависит от того, — подчеркивается в трактате, — у кого находится верховная власть, которая является законодательной». Она может быть демократией, олигархией или монархией (наследственной или выборной).

Итак, Локк, углубляя и перерабатывая достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII в., учиты­вая исторический опыт английской революции, последовательно развивает естественно-правовую теорию. Ее краеугольным камнем выступают у него естественные права и свободы человека — в догосударственном состоянии, в гражданском обществе как основе госу­дарства, верховной власти, общего закона, что принесло английскому мыслителю славу основателя либерализма.

26. Политическая идеология французского Просвещения (Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций).

Важнейшими представителями французского материализма XVIII в. были Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах стояли на позициях передовых, демократически настроенных слоев буржуазии в антифеодальном лагере.

Денни Дидро (1713-1784) руководил изданием знаменитой "Энциклопедии". Социально-политическое учение Дидро основано на ряде положений теории естественного права . Согласно ее взглядам, люди жили первоначально в естественном (догосударственном) состоянии; они были равны между собой и пользовались полной независимостью. Государственная власть возникает в результате договора , который люди заключили между собой, чтобы обеспечить свое счастье. Дидро рассматривал общественный договор не как реальное соглашение, имевшее место в прошлом, а как постоянно возобновляемое согласие граждан на подчинение существующей власти. Дидро был убежден, что источником государственной власти выступает народ, тогда как правители и государи - всего лишь ее держатели. Задача политики состоит не в том, чтобы устранить частную собственность, а в том, чтобы смягчить чрезмерное неравенство между роскошью и нищетой. Для этого, полагал Дидро, необходимо отыскать социальный механизм, который мог бы заставить собственника, преследующего частные интересы, приносить как можно больше пользы обществу, своим согражданам.

Концепцию воспитания как средства перехода к разумному и справедливому общественному строю разработал Клод Адриан Гельвеций ( 1715-1771). Социально-политическая доктрина сформировалась в полемике с Монтескье о причинах, определяющих общественную жизнь. Гельвеций исключил из этих причин географические факторы. Опровергая учение Монтескье, он доказывал, что различия в законах и нравах обусловлены исключительно социальной средой . Люди повсюду рождаются с равными способностями и задатками, а отличаться начинают лишь под влиянием семьи, законов воспитания и ближайшего окружения. Возникновение государства и Гельвеций выводил из общественных интересов.

Социально-политическая доктрина Гельвеция, в целом, была идеалистической и метафизической, ибо среди причин, вызывающих изменения в законодательстве и нравах, на первое место у него выдвигаются причины духовного порядка - форма правления, воздействие господствующих мнений.

Целью законодательных преобразований Гельвеций считал создание правового порядка, гарантирующего соответствия личных и общественных интересов. Надо так организовать отношения между людьми, чтобы каждому индивиду стало выгодно совершать добро для сограждан. Государство должно защищать интересы большинства.

Систематизацию учения французских просветителей завершил Поль Гольбах (1723-1789). Свои политико-правовые взгляды он обобщил книге " Естественная политика ". Осуществляя систематизацию концепций, созданных представителями демократического течения в просветительстве, Гольбах вынужден был учитывать и те толкования, которые французский материализм приобрел у сторонников идеи обобществления имуществ. Политическая программа Гольбаха воспроизводила требования, характерные для либерального просветительства (разделение властей, конституционной монархии).

27. Специфика политико-правовых взглядов Ш.-Л. Монтескье.

XVIII в. эпоха, предшествовавшая Великой французской революции.

Шарль Луи Монтескье (1689 — 1755) (аристократ; занимает должность президента Бордоского парламента (судебного учреждения. Каждое исторически данное общество — результат взаимодействия физических и моральных причин, определяющих его становление, развитие и падение, в государственно организованном обществе все большее значение приобретают социальные факторы.

Государство зарождается не одновременно с образованием общества, а на определенной ступени его развития (среди людей возникает вражда и война из-за распределения богатств и часть людей начинает стремиться использовать общие блага в своих корыстных целях; люди вынуждены заключать соглашения и создавать государство для прекращения войны и вражды в обществе, объединяя единичные силы и воли в общую волю и общую силу государства). Главная цель государства — примирять противоречия, возникающие между людьми в обществе и разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя общую силу, если кто-то не подчинится правопорядку.

Разумное соглашение между народами и правителями — акт принятия основных законов государства, регулирующих отношения между ними (обосновал идею правления законов, а не людей — идею конституционного правления). Формы государства (идеальное государство).Доказывал, что вполне естественны разные формы правления в зависимости от общего духа народа (выступал против абсолютизма).При характеристике типичных форм государства использовал понятия:

1) природа правления (отношение между правителями и управляемыми, определяемые тем, кому принадлежит власть);2) принцип правления (человеческие страсти, которые двигают им; вытекает из природы правления). В истории государства выявил 4 типичные формы

1) демократия (верховная власть принадлежит народу; принцип — политическая добродетель (любовь к отечеству и равенству); общественное благо предпочитается частному; граждане желают служить отечеству);

2) аристократия (верховная власть находится в руках группы лиц; принцип — умеренность, удерживающая от произвола, побуждает аристократию действовать в соответствии с законами страны, позволяет народу забыть о своем бесправии);

3) монархия (верховная власть вручается одному лицу, соблюдающему основные законы государства; принцип — честь, связывающая и монарха, и подданных);

4) деспотия (антипод республик и монархий; отсутствие политико-правовых отношений между правителями и управляемыми (подменяются отношениями между господином и рабами); принцип — страх; подданные воспитываются в духе рабской покорности).

Разделение властей — это также соотношение социальных сил в обществе (чтобы придать формам правления большую стабильность, предложил провести разделение власти между различными социальными силами). Законодательная власть (выражение общей воли; главное назначение — сформировать право в виде положительных законов, обязательных для всех граждан; принадлежать должна народу или его представителям).Исполнительная власть (функция — осуществление законов, принятых законодательными органами; ограничена по своей природе; монарх или другие лица, но только не члены законодательного собрания).Судебная власть (карает преступления и разрешает столкновения частных лиц; свобода и безопасность граждан зависят прежде всего от нее; должна передаваться лицам из народа, которые будут созываться по мере необходимости для выполнения судейских полномочий).

Отрицал феодальное право (оценивал многие положения законодательства как произвол, как нормы, обеспечивающие свободу монарха и его окружения притеснять подданных; феодальному право противопоставлял естественное право). Цель права — в свободе, равенстве, безопасности и счастье всех людей.

Наши рекомендации