Платон как политический мыслитель.
Платон как политический мыслитель.
Платон (427 - 347 г.г. до н.э.) – один из величайших мыслителей всей истории философии, политических и правовых учений. Он занимался общими проблемами мира истины путем человеческого знания, понятий прекрасного в мире человеческой деятельности. В этих рамках он раскрывает вопросы истинности и справедливости общественного и государственного устройства. Его труды: «Государство», «Законы», «Политик». В соответствии с его представлениями истина заключается в достижении бестелесных идей вещей, а явления всего сущего не являются истинными. Это лишь отражение идей. Государство есть синоним общества. Идеал государства зависит от требований, которые предъявляются к человеку, осуществлению им своей деятельности. Законы – это принципы жизни общества; требования общества к человеку. Государство – воплощение блага и справедливости. Смысл государства состоит в обеспечении стабильности общества и сохранении разумных устоев. Государство возникает тогда, когда человек не может самостоятельно удовлетворять свои нужды, а ему необходимо еще очень много. Тогда он привлекает другого человека; испытывая нужду люди, собираются вместе, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь. Это и есть государство. Но для достижения своей цели государство должно быть справедливым.Минимальное количество людей для государства – 3 - 5 человек. Это дает возможность обустроить специализацию труда в общих интересах. С течением времени количество людей растет, увеличиваются запросы, возникает больше интересов и стремлений, расширяется число профессий. Люди начинают группироваться в классы: производители (ремесленники, торговцы); стражи (воины – защита порядка); правители – философы. Справедливое устройство государства состоит в том, чтобы каждый делал свое дело.
Платон выделяет формы правления, которые соответствуют складу человеческой души:
по количеству властвующих: - единовластное правление;- олигархия;- народовластие.
по содержанию деятельности государственных институтов: - тимократия (власть военных);
- олигархия;- демократия;- тирания.
В идеальном государстве законы должны иметь единую общую цель – добродетели (установление благ божественных и человеческих). Закон неизбежен и необходим в силу несовершенства человеческой природы. Его цель – воспитание разумных качеств людей. Цель законов – установить конкретные предписания для того, чтобы понять людей. Самым тяжким преступлением по Платону является святотатство, преступление против государственного строя, воровство, убийство, оскорбление действием и т. д. Преступления он делит на злостные; совершенные в ярости и неумышленные. Платон говорит о неприкосновенности собственности. Стремление к обогащению есть зло. Правосудие есть воспитание граждан. Есть три института для рассмотрения дел: суд посредников; суд соседей; профессиональные судьи. Платон являлся сторонником упорядоченного судебного разбирательства, защиты граждан в суде. Основным доказательством он считает свидетельские показания.
Учения о государстве и праве С.Десницкого и Я.Козельского.
Учение Дж.Остина о праве
Возникновение юридического позитивизма обычно относят к первой половине прошлого века и связывают его с творчеством английского правоведа Джона Остина (1790—1859), который в 20-х гг. XIX в. возглавил первую кафедру юриспруденции в Лондонском университете.
Эмпирическое познание права предполагалось осуществлять на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а также от социально-политических его характеристик, столь присущих естественно-правовой традиции обсуждения проблематики права и правоведения.
В итоге право предстает в относительно определенной и легко обозреваемой совокупности правил (норм), принципов и типологических делений. Источником права, таким образом, является суверенная власть, причем важнейшей гарантией нормального функционирования права и самой суверенной власти выступает привычка большинства к повиновению. В конструкции Остина суверен предстает воплощением всевластного учреждения, а норма права — нормой властного принуждения, или, говоря словами самого Остина, «правилом установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им». Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть, по сути дела, правовая норма (норма позитивного закона). По этой логике позитивными законами в строгом смысле этого слова должны считаться такие законы, которые предполагают возложение обязанностей и которые влекут определенные последствия, в том числе негативные последствия в виде законного причинения вреда.Суть юридико-позитивистского подхода в понимании и истолковании права хорошо передается формулой «закон есть закон». Существенное значение в концепции Остина имеет трактовка права в строгом смысле слова. Право в строгом смысле устанавливается для разумных существ другим разумным существом или существами — таковы законы, установленные богом (божеское право), и законы, установленные людьми. Связав природу права с приказом (волей) фактически правящей в обществе группы лиц или одного правителя, Остин тем самым легитимировал правотворчество любой власти («кому подчиняются, тот и суверен»). В XX в. такой подход был использован самыми недемократическими, антиправовыми и негуманными политическими режимами, правда, за пределами Англии.
Неоконсерватизм.
Неоконсерватизм - это идеология, сочетающая идеи классического консерватизма и либерализма, это синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его представители в теории Ф.Хайек, Хосе Ортега - и - Гассет и др., а в политике - Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак.
Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер. Взяв на вооружение многие идеи классического либерализма, неоконсерваторы предложили обществу обширную программу антикризисных мер и во многом сумели ее реализовать. В частности, в экономике был сделан акцент на высвобождение предпринимательской инициативы, снижение налогов, отказ от чрезмерного регулирования рыночных отношений. Основные идеи неоконсерватизма:только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и человека;
свобода и равенство не совместимы; классическая демократия неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит; главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею.
Платон как политический мыслитель.
Платон (427 - 347 г.г. до н.э.) – один из величайших мыслителей всей истории философии, политических и правовых учений. Он занимался общими проблемами мира истины путем человеческого знания, понятий прекрасного в мире человеческой деятельности. В этих рамках он раскрывает вопросы истинности и справедливости общественного и государственного устройства. Его труды: «Государство», «Законы», «Политик». В соответствии с его представлениями истина заключается в достижении бестелесных идей вещей, а явления всего сущего не являются истинными. Это лишь отражение идей. Государство есть синоним общества. Идеал государства зависит от требований, которые предъявляются к человеку, осуществлению им своей деятельности. Законы – это принципы жизни общества; требования общества к человеку. Государство – воплощение блага и справедливости. Смысл государства состоит в обеспечении стабильности общества и сохранении разумных устоев. Государство возникает тогда, когда человек не может самостоятельно удовлетворять свои нужды, а ему необходимо еще очень много. Тогда он привлекает другого человека; испытывая нужду люди, собираются вместе, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь. Это и есть государство. Но для достижения своей цели государство должно быть справедливым.Минимальное количество людей для государства – 3 - 5 человек. Это дает возможность обустроить специализацию труда в общих интересах. С течением времени количество людей растет, увеличиваются запросы, возникает больше интересов и стремлений, расширяется число профессий. Люди начинают группироваться в классы: производители (ремесленники, торговцы); стражи (воины – защита порядка); правители – философы. Справедливое устройство государства состоит в том, чтобы каждый делал свое дело.
Платон выделяет формы правления, которые соответствуют складу человеческой души:
по количеству властвующих: - единовластное правление;- олигархия;- народовластие.
по содержанию деятельности государственных институтов: - тимократия (власть военных);
- олигархия;- демократия;- тирания.
В идеальном государстве законы должны иметь единую общую цель – добродетели (установление благ божественных и человеческих). Закон неизбежен и необходим в силу несовершенства человеческой природы. Его цель – воспитание разумных качеств людей. Цель законов – установить конкретные предписания для того, чтобы понять людей. Самым тяжким преступлением по Платону является святотатство, преступление против государственного строя, воровство, убийство, оскорбление действием и т. д. Преступления он делит на злостные; совершенные в ярости и неумышленные. Платон говорит о неприкосновенности собственности. Стремление к обогащению есть зло. Правосудие есть воспитание граждан. Есть три института для рассмотрения дел: суд посредников; суд соседей; профессиональные судьи. Платон являлся сторонником упорядоченного судебного разбирательства, защиты граждан в суде. Основным доказательством он считает свидетельские показания.