Неформальные возрастные нормы
Другие возрастные нормы менее четко определены. Точно не установлен возраст окончания школы, вступления в брак, рождения детей и начала трудовой деятельности. Однако в нашем обществе сложились вполне определенные представления о том, когда должны происходить эти события (Ньюгартен, Лоуи, 1965). Например, предполагается, что после окончания средней школы (т.е. в возрасте примерно 18 лет) люди должны незамедлительно искать работу или продолжать учебу в колледже. В самом деле, исследования наводят на мысль, что существуют "социальные часы" или своего рода "расписание", подсказывающее людям, складывается ли их жизнь по общепринятой схеме. Вероятно, они чувствуют тревогу, отстав от этого расписания. Иногда, чтобы "не отстать от других", они совершают трагические ошибки в своей жизни (Ньюгартен, Датан, 1973). В последнее время многие молодые люди (которым около 30 лет), поступившие на низкооплачиваемую работу (вначале она была для них частью "альтернативного" образа жизни), стали ощущать тревогу и присоединились к политическим программам, надеясь найти более ответственные должности.
Представление о "социальном расписании" складывается под сильным воздействием возрастных норм. В социальных стереотипах заложен глубокий смысл: если женщина не вышла замуж к определенному возрасту (например, к тридцати годам), над ней нависает необходимость как можно скорее вступить в брак, чтобы не "остаться старой девой". Стереотип "бездельника", наверное, оказывает давление на мужчину, который не торопится выбрать для себя подходящую работу и создать семью. И когда нам говорят: "Ведите себя как положено в вашем возрасте" - мы все (дети, подростки, взрослые) чувствуем, что идём не в ногу со всеми и должны изменить своё поведение.
Возрастные стереотипы оказывают вредное воздействие на пожилых. Поскольку в старости люди вынуждены отказываться от многих привычных ролей, часто им бывает трудно усваивать новые, менее определенные роли. Главная трудность состоит в том, что пожилым людям приходится бороться с множеством навязываемых им стереотипов поведения, якобы соответствующих их возрасту. Опасность стереотипов связана с тем, что люди часто воспринимают их как пророчества, сбывающиеся независимо от их воли. Например, миф о том, что старые люди становятся бесполыми существами, вероятно, мешает пожилым вести нормальную половую жизнь. Алекс Камфорт (1974) высказал предположение: "Старые люди прекращают половую жизнь по тем же причинам, по которым они перестают кататься на велосипеде - это связано с их общей ослабленностью и боязнью выглядеть нелепыми, а не с тем, что они не могут ехать на велосипеде" (с.441).
Эти негативные стереотипы относительно пожилых людей часто необоснованны, но и молодые, и пожилые продолжают считать их верными. Опрос, проведенный Луисом Хэррисом в 1975 г. (сравнивались точки зрения людей в возрасте от 18 до 64 лет, а также в возрасте 65 лет и старше), показал, что обе группы выразили общее мнение, что люди старше 65 лет не очень понятливы, их умственные способности ослаблены, они с трудом выполняют работу и не очень сильны физически и сексуально. Когда их спросили о деятельности, осуществляемой пожилыми людьми, многие респонденты из обеих групп ответили, что в старости люди малоподвижны. Однако это представление было опровергнуто данными об активном труде которым в действительности занимались пожилые (Этчли,1980).
Таким образом, в нашем обществе существует система ожиданий, связанных с возрастом. Поскольку нормы и роли, установленные для различного возраста, по-разному вознаграждаются, существует возрастная стратификация. В системе возрастной стратификации различные возрастные группы или слои получают различное вознаграждение. Мы уже ознакомились с этнической, расовой и половой стратификацией. Но именно возрастная стратификация является единственной, которая непосредственно касается всех нас.