Третья республика после первой мировой войны
Основные черты развития. Франция завершила первую мировую войну в числе стран-победительниц. По Версальскому договору (1919 г.) ей были возвращены Эльзас и Лотарингия, передана часть колоний Германии, получено право на большую часть германских репараций. Высокими темпами развивались отрасли промышленности, связанные с обороной. Вместе с тем важную роль в экономике продолжало играть сельское хозяйство. В 1930 г., т. е. спустя 12 лет после окончания войны, доля сельскохозяйственной продукции в общем объеме производства страны составила 44%.
В послевоенный период значительно усилилось развитие крупных корпораций и трестов, занявших по существу монопольное положение в отдельных отраслях национальной экономики. Франция продолжала оставаться крупнейшей колониальной державой.
Вместе с тем первая мировая война подорвала позиции французского финансового капитала на мировом рынке. Из страны-кредитора, какой она была до войны, Франция превратилась в страну-должника. За время войны она задолжала США более 4 млрд. долл. (значительная сумма в то время). И хотя после войны экспорт французских капиталов возобновился, она не смогла восстановить прежнее положение. Послевоенное развитие Франции проходило в условиях общего кризиса, поразившего в первую очередь экономику США и Западной Европы.
Все это оказало существенное влияние на социальные отношения в стране, которые характеризовались крайней нестабильностью. В 1920 г. на съезде социалистической партии произошел ее раскол на коммунистов и социалистов, оставшихся в той или иной мере приверженцами идей «поссибилизма». Была создана коммунистическая партия. Социалисты сохранили старое название своей партии — социалистическая партия.
Однако, несмотря на сложное, подчас критическое внутриполитическое положение, в стране продолжала действовать Конституция 1875 г. Она оказалась самой долговечной конституцией из всех принятых ранее. Причин тому было немало. Объективно этому способствовала и особенность ее содержания. Конституция обходила молчанием многие вопросы, связанные со структурой правительства, избирательным правом и т. д. То, что ранее ставилось ей в упрек, ныне оказалось благом. Конституция открывала простор для маневрирования, позволяла учитывать конкретную сложившуюся политическую обстановку.
Избирательные реформы. В 1919 г. было частично удовлетворено требование левых политических группировок о введении пропорциональной избирательной системы. Избирательный закон 1919 г. предусматривал сочетание принципов мажоритарной и пропорциональной систем, т. е. каждый департамент выбирал одного депутата от 75 тыс. жителей, а число депутатов, выбиравшихся в департаменте, зависело от численности населения, проживающего в нем. Каждая партия или объединение партий выступали с отдельным списком кандидатов. Однако избиратели голосовали не за список в целом, а за каждого кандидата отдельно. При этом они имели право отдать свои голоса за кандидатов из разных списков. Избранным считался кандидат, собравший абсолютное большинство голосов. 'Принципы пропорциональной системы применялись лишь в том случае, если не все мандаты были распределены указанным путем. Тогда проводились довольно сложные расчеты. Число голосовавших по департаменту в целом делилось на общее количество мандатов, а общая сумма голосов, поданных за кандидатов, входящих в один список, делилась на количество кандидатов, в нем указанных. Первое частное называлось «избирательным метром», второе — «средней списка». Каждый список получал столько мандатов, сколько раз «избирательный метр» содержался в «средней списка». Приходящиеся на определенный список депутатские мандаты вручались тем кандидатам, которые входили в этот список и получили в его рамках наибольшее количество голосов.
Вместе с тем вопреки новому закону были сохранены старые -избирательные округа с неравномерным распределением населения, что приравнивало на практике голос одного избирателя из консервативных, в основном сельских, департаментов к двум-трем голосам из густонаселенных промышленных районов. Так, сельский департамент Нижние Альпы, где проживали 90 тыс. человек и числились 32 тыс. избирателей, имел право избирать 5 депутатов, т. е. по одному депутату на каждые 6 тыс. избирателей и 18 тыс. жителей. В то же время промышленный департамент Нор имел на 1788 тыс. жителей и 522 тыс. избирателей всего 23 депутатских мандата, т. е. по одному депутату от каждых 22 тыс. избирателей и 77 тыс. жителей.
В 1927 г., когда правительство возглавлял R Пуанкаре — политический деятель крайне консервативного толка, была восстановлена мажоритарная система выборов в полном ее объеме. В соответствии с законом 1927 г. Франция и ее заморские владения делились на 612 избирательных округов (из них 9 были в Алжире и 10 в остальных колониях; голосовали французские граждане, проживавшие там коренные жители колоний по-прежнему не имели избирательных прав). Восстановление мажоритарной системы не привело, однако, к стабилизации внутриполитического положения в стране в направлении, приемлемом для консервативных кругов.
Падение роли парламента. Экономический кризис 30-х годов, последовавшая затем относительная стагнация промышленного производства были глубинной основой дальнейшего обострения социальных противоречий, оказавших решающее влияние на состояние государства. Это проявилось прежде всего в начавшемся умалении роли парламента. Стремление переложить на исполнительную власть, неподконтрольную общественности, реализацию заведомо непопулярных в народе мер сыграло далеко не последнюю роль в росте делегированного законодательства.
Начиная с середины 30-х годов парламент почти ежегодно наделял правительство чрезвычайными полномочиями. Вследствие недолговечности самих кабинетов эти полномочия оказывались в руках высшей бюрократии. В итоге парламентскому законодательству в его важнейшей части было противопоставлено законодательство, осуществлявшееся в административном порядке.
Одновременно наметилось и ослабление роли парламента как органа, стоящего над правительством. Судьба кабинетов все чаще стала решаться не столько непосредственно парламентариями, сколько различными внепартийными организациями, партиями, группировками предпринимателей, профсоюзами. Депутаты парламента нередко лишь выполняли их указания.
Одним из наиболее ярких свидетельств падения роли парламента Третьей республики было неконституционное, без его санкции, объявление войны Германии в сентябре 1930 г. Как бы оно ни оправдывалось внешнеполитическими условиями, но в соответствии со ст. 9 конституционного закона от 19 июля 1875 г. объявление войны возможно лишь с предварительного согласия обеих палат.
Конец Третьей республики.В мае 1940 г. немецко-фашистские войска перешли в наступление на Западном фронте. Французская армия потерпела поражение. Правительство Франции было вынуждено принять решение о прекращении военных действий. К этому времени значительную часть страны оккупировала фашистская Германия. В соответствии с условиями, продиктованными Германией, страна была разделена на две неравные части. Первая, большая часть, куда вошли наиболее развитые в промышленном отношении и имеющие стратегическое значение департаменты востока, северо-востока, севера и Атлантического побережья Франции, была оккупирована Германией. В части юго-восточных и южных районов страны были сохранены институты французской государственности, получившие по имени города Виши, где обосновалось правительство, название «государство Виши». Какой-либо самостоятельной роли режим правительства Виши не играл. По замыслам гитлеровцев, видимость «независимого» французского правительства, вступившего в «соглашение» с Германией, должна была нейтрализовать французский флот и колониальные войска. Когда гитлеровцы убедились, что режим Виши не в состоянии выполнить поставленные перед ним задачи, они ввели в ноябре 1942 г. свои войска и в южную зону, тем самым фактически ликвидировав остатки вишийской государственности.
Четвертая республика