Единое понимание справедливости
Граждане, коллектив граждан
Единый культ
Армия
Общий запас
Единое понимание справедливости.
Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан.
Одним из необходимых условий государства, Аристотель называет рабство. Обосновывается оно рядом доводов, главный из которых – природное различие между людьми. Рабовладение – естественно и неизбежно. Одни люди созданы, чтобы повелевать, вторые – чтобы подчиняться и следовать указаниям первых. Согласно «Политике», рабство установлено природой. Между варваром и рабом – мыслитель ставит знак равенства, а варвары, обладая большой физической силой и слабым умом не способны ни к какому труду, кроме физического. Кроме тела, у них рабская душа и от неодушевленного предмета их отличает только человеческая душа и тело. Рабство установлено для пользы как господина, так и раба, это разумное сочетание ума и физической силы.
Вслед за своим учителем, Аристотель создал свою классификацию форм правления, с целью найти лучшую и решить главную загадку политической теории, проанализировав 156 видов полисов. Формы правления классифицируются в зависимости от количества правящих (по количественному признаку) (один, немногие, большинство) и цели правления (качественному признаку) (собственное, либо общее благо). Философ выделил ряд «правильных» и «неправильных» форм правления. Правильные формы правления – в таких формах, правители имеют ввиду общее благо, благо народа. Неправильные – в таких правители заботятся только о своем благе. Среди правильных форм, Аристотель выделяет монархию (власть одного), аристократию (власть немногих, лучших граждан) и политию – смешанную форму правления, в которой правит большинство ради общей пользы. Вырождаясь, появляются извращенные, «неправильные» формы правления: тиранию, как извращение монархии, олигархию, как извращение аристократии и демократию, как извращение политии.
Политии Аристотель уделял много внимания т.к считал её лучшей формой правления. В таком государстве правит большинство, избрание осуществляется путем голосование, на правящие должности установлен определенный имущественный ценз, преобладает средний класс, как опора и основа, а также установлен средний размер дохода. Именно при политии ослабевают противоречия между богатством и бедностью. Социальная опора в политии – это собственники земли. При этом, Аристотель исключает из числа граждан тех людей, которые заняты физическим трудом и предлагает лишить политических прав ремесленников и торговцев.
Тирания – наихудшая форма правления. Тиран правит либо ради своей выгоды, либо превышение власти, хотя бы и законной. При олигархии, вся власть принадлежит тем, у кого есть имущество, богатым. При демократии же напротив – власть в руках неимущих. Эти две крайности представляются неверными, потому как коренной причиной политической неустойчивости, мятежей, смены форм государства является отсутствие необходимого равенства. Резко Аристотель говорит только о крайней демократии, где власть принадлежит народу, а не закону, однако ничего не имеет против умеренной демократии, где между богатыми и бедными существует компромисс, и господствует закон. Аристотель оговаривается, что если власть преследует целью – общее благо, её можно считать правильной.
Для Аристотеля главной целью идеального государства выступает всеобщее благо и справедливость, однако он не дает точного определения, что есть справедливость. Все же мыслитель выделяет два её вида: уравнивающую и распределяющую справедливость. В основе уравнивающей справедливости, лежит арифметическая пропорция. Суть её можно выразить фразой – каждому одинаково т.к основывается на равенстве. В основе распределяющей справедливости лежит геометрическая пропорция. При распределяющей справедливости необходимо учитывать положение, достоинства, личный вклад человека ради пользы общества.
Рассуждает философ и частной собственности. Аристотель критикует утопичную идею Платона об общности имущества, прекрасно понимая, что это невозможно, хотя бы в силу того, что своим развитием частная собственность обеспечивает преодоление пережитков общинного строя. Кроме всего прочего, общность собственности снижает заинтересованность лиц в труде, ведет к недовольству и лишает человека «естественного» наслаждения владением.
Право
В целом, учения о государстве и о праве, в работе Аристотеля похожи. Право и политическая справедливость отождествляется и служит нормой политических отношений между людьми.«Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения» (Аристотель. «Политика»). Справедливое и законное в учении Аристотеля совпадает. Право - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность и оно же – это торжество справедливости. Закон по Аристотелю – это «уравновешенный разум», свободный от чувств, а потому необходимо установление правления законов, а не людей. Политическое право – неоднородно по своему составу. Среди права, философ выделял естественное и условное (установленное) право. Естественное право – существует везде, существует объективно, от природы и не зависит от признания или непризнания его. Под условным правом, Аристотель подразумевает установления государства (закон, всеобщие соглашения). Позже оно стало называться положительным (позитивным) правом. Необходимо также отметить, что, по словам мыслителя, существуют писанные и неписанные законы. Высказывался мыслитель и о том, какие законы необходимы государству. Необходимо установление закона, касающегося воспитания. Необходимо воспитывать граждан в духе существующего государственного строя. Необходимо приучать граждан к порядку и дисциплине. Это залог сохранения стабильности в государстве.