Основные направления взаимодействия государства

И местного самоуправления

Взаимодействие государства и местного самоуправления, государственная поддержка муниципальной политики – одно из главных условий становления и развития местного самоуправления в России. Целью государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ является обеспечение дальнейшего развития местного самоуправления и повышения эффективности его деятельности как необходимых условий становления экономически и социально развитого демократического государства. Такая политика в сфере местного самоуправления должна учитывать реальную обстановку на территории конкретного региона, муниципального образования, а также те задачи, которые решают органы государственной власти и органы местного самоуправления на определенной территории, в определенной сфере общественных отношений, в определенный исторический момент.

Как правило, государство в сфере местного самоуправления осуществляет такие функции: установление общих принципов организации местного самоуправления, а также правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти и их должностных лиц в сфере местного самоуправления, прав, обязанностей и ответственности граждан, должностных лиц и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления при исполнении ими отдельных государственных полномочий.

Наряду с правовым регулированием местного самоуправления, государство осуществляет свои функции в этой сфере с помощью следующих механизмов:

· формирование системы государственных органов, занимающихся вопросами местного самоуправления;

· принятие федеральных и региональных программ, способствующих реализации конституционных основ местного самоуправления и развитию муниципальных образований;

· бюджетное и налоговое регулирование, позволяющее обеспечить сбалансированные минимальные местные бюджеты, создать условия для оптимизации налоговой базы муниципальных образований;

· передача в муниципальную собственность находящихся в государственной собственности объектов, необходимых для осуществления полномочий местного самоуправления;

· методическая поддержка местного самоуправления, в том числе организация и проведение конференций, семинаров по актуальным вопросам местного самоуправления;

· подготовка и повышение квалификации кадров для местного самоуправления, в том числе повышение квалификации выборных лиц местного самоуправления, подготовка кандидатов и участников выборных кампаний к выборам и другим процедурам прямого волеизъявления населения;

· информационная поддержка местного самоуправления, в том числе разъяснение населению конституционных основ местного самоуправления, информирование его о ходе и проблемах реформы местного самоуправления, о роли населения в создании системы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления;

· широкое использование согласительных процедур при решении проблем, возникающих в процессе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Тема 11

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРАВА

Сущность и понятие права

Как парадоксально выразился современный правовед Г.Мальцев, юристы все еще не определили, что такое право. Именно для юристов труднее всего дать определение права, поскольку они знают о нем больше других специалистов и понимают, сколько еще неизведанных сторон этого явления остаются не до конца понятыми.

Любое определение права будет неполным и относительным, т.к. право в силу своей многогранности имеет бога­тое содержание и понятийное выражение. Поэтому есть много школ, правопонимание которых довольно серьезно различается (естественное право, юридический позитивизм, социологическая юриспруденция, юридическая антропология). В обыденном понимании с правом отождествляют возможности человека делать что-то беспрепятственно. В общесоциологическом и философском плане говорят о моральном праве, праве человека, праве народа. В этом смысле оно понимается как справедливость, «справедливая мера свободы» (В.С.Нерсесянц).

В теории права оно рассматривается как одна из нормативных систем, обладающая своими особенностями. Здесь интересно интегративное определение права В.В.Лазарева: «Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом». В прикладном юридиче­ском смысле право выступает как регулятивный инструмент, средство нормирования, ограничения и дозволения. В таком представлении право часто отождествляют с нормативными правовыми актами (законом, подзаконным актом), и в некоторой степени с договором. «Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения» (С.С.Алексеев).

К наиболее существенным признакам права как регулирующей системы относятся:

· государственно-волевой характер,

· нормативность,

· властно-регулятивная природа.

Право призвано упорядочивать, регулировать, норматизировать общественные отношения. Оно выступает как противоположность произволу, злу, беспорядку, хаотичным неурегулированным отношениям.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1) любое право есть прежде всего регулятор (фор­мальная сторона);

2) данный регулятор обслуживает чьи-то интересы (содер­жательная сторона).

Наши рекомендации