Понятие правовой культуры, ее виды
В литературе нет единого подхода к трактовке категории правовой культуры. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов и должностных лиц. Правовую культуру можно представить как совокупность нормативных ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе.
Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и, в целом, в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Правовая культура является частью общечеловеческой культуры, но занимает обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и др.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов. Право – особая форма и вид материального и духовного творчества народа, это пласт человеческого опыта, подчиняющийся специфическим закономерностям.
Роль правовой культуры в жизни общества:
1) правовая культура – своеобразная форма гармонического развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.
Право, юридические инструменты организуют благоприятную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных ценностей, накопленных тысячелетия развития общества. Правовая культура выступает именно той сдерживающей формой, в которой анализируется, ограничивается и вытесняется антиобщественное и поэтому антиправовое поведение;
2) правовая культура является средоточием накопленных человечеством юридических ценностей. Она – их хранитель, селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественной жизни. Правовая культура – живой организм, все элементы которого – нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы – обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной апробации. Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой личности. Продукты правовой культуры – юридические нормы, памятники права, способы разрешения конфликтов, опыты юридической деятельности, народный правовой фольклор – нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных отношениях;
3) правовая культура практически единственная глобальная формы, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов – государственности, правопорядка, правовой системы. Культура несет в себе «генетический код» отечественных юридических явлений, служит как средством их обогащения в процессе всемирного правового культурного обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности.
Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранный источники правового прогресса. Названные черты объясняют сложность этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой личностных взглядов, точек зрения, доктрин правовой культуры.
Эти концепции, представления, расходясь в конкретных интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся прежде всего к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства правового сознания народа, его влияния на жизненно важные сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения).
В зависимости от носителя правовой культуры различают:
- правовую культуру общества;
- правовую культуру профессиональной группы;
- правовую культуру личности.
Правовая культура общества представляет собой составную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений. Она непосредственно зависит от уровня общественного правосознания, состояния и характера законодательства и прочности существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с общим культурным уровнем населения и функционирует во взаимодействии с политической , нравственной, эстетической и иными видами культуры населения.
Правовая культура в каждый данный момент присутствует в каждой данной точке правовой реальности, не совпадает с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.
Правовая культура профессиональной группы (групповая правовая культура), свойственная отдельным социальным группам, в первую очередь, профессионалам-юристам, зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентаций отдельных личностей.
Правовая культура личности – это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие е правомерную деятельность.
В широком смысле термин «правовая культура» включает в все правовые ценности и составляет часть культуры отдельного индивида. В узком смысле слова правовая культура отдельного индивида означает знание им действующего законодательства, его правильное понимание, соблюдение, исполнение, применение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Высокий уровень правовой культуры означает, что человек не является посторонним наблюдателем общественных процессов, а проявляет социально-правовую активность, использует свои правовые знания в целях укрепления законности.
Источником правовых знаний личности обычно служат практический опыт, окружающая среда, средства массовой информации и др. Источник правовых знаний непосредственно зависит от уровня образования личности, возраста, рода занятий и т.д. Знание закона выполняет роль стимула правомерного поведения, если личность заинтересована в таком знании и выражает готовность поступать в соответствии с требованиями закона. Высокий уровень правовой культуры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без выработки навыков нравственного поведения и правовой активности.
При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладения ими. Здесь выделяются обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровни правовой культуры, которые постоянно взаимодействуют. Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамками повседневной жизни людей и, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обязанностей.
Профессиональный уровень правовой культуры свойственен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональной основе. Данному уровню присущи высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.
Теоретический уровень правовой культуры включает в себя высокую степень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность права и т.д.
Процесс передачи юридических знаний и опыта осуществляет воздействие на сознание и поведение человека, формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации, чувства, влияет на соблюдение, исполнение, использование индивидом юридических норм.
Правовая культура – это одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений.
Функции правовой культуры
В процессе трансляции юридических знаний и опыта происходит реализация функций правовой культуры: познавательно-преобразовательной, праворегулятивной, ценностно-нормативной, правосоциализаторской, коммуникативной, прогностической.
Праворегулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личности, коллективов, государственных и общественных институтов в соответствии с действующими нормами права, которые утверждают справедливость, служат на благо человека и общества.
Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личностных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития.
Правосоциализаторская функция призвана контролировать и консолидировать социально неоднородное общество, так как пока законы отвечают в определенной степени общим интересам, общество воспринимает их позитивно.
Коммуникативная функция обеспечивает общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.
Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечивает правомерное поведение граждан, их социальную активность, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.
Предметом ценностно-нормативной оценки являются правоотношения, нормы и т.д. На практике, прежде, чем вынести то или иное суждение и реализовать ту или иную норму необходимо взвешивать значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных норм. Выбрать из множества норм одну единственно правильную можно только хорошо владея предметом, четко зная законы, имея высокий уровень нравственной и правовой культуры, что и является механизмом, способным помочь найти правильный и точный ориентир, принять верное решение.