Принципы и стадии правотворческой деятельности
Правотворческий процесс основывается на таких принципах,как:
1) демократизм и гласность,проявляющиеся в демократической процедуре разработки, официальном утверждении, принятии нормативных правовых актов; широком привлечении граждан к правотворческой деятельности, а также гласности при ее осуществлении;
2) законность,которая заключается в том, что вся правотворческая деятельность по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов должна осуществляться в рамках и на основании законов и в соответствии с правилами юридической техники, формы и процедуры принятия этих актов;
3) научность,которая проявляется в том, что при разработке и издании нормативного правового акта должны изучаться сложившаяся социально–экономическая ситуация в стране, потребности общества, опыт и научные доктрины, а также должны просчитываться последствия принятия этого нормативного правового акта, возможности достижения поставленных целей и место этого акта в системе права в целом;
4) национальное равноправие,проявляющееся в предоставлении реальной возможности всем нациям и народностям государства на равных правах участвовать в процессах формирования правотворческого органа, подготовки и издании нормативного правового акта;
5) системность,проявляющаяся в помещении нормативного правового акта в систему всех юридических актов и в недопущении повторений, коллизий и рассогласования с другими актами;
6) профессионализм,который заключается в привлечении к правотворческой деятельности компетентных специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в этой области.
Правотворчество – деятельность, которая осуществляется в течение определенного времени и в определенной последовательности.
Стадии правотворческого процесса:
1) подготовка проекта нормативного акта или подготовительная стадия, осуществляемая в процессе:
а) принятия решения о подготовке проекта нормативного акта;
б) формирования рабочей группы и разработки концепции проекта нормативного акта;
в) подготовки текста проекта нормативного акта;
г) предварительного обсуждения проекта нормативного акта;
д) согласования содержания проекта нормативного акта с различными организациями;
е) предварительного утверждения проекта нормативного акта;
2) официальное принятие проекта нормативного акта или заключительная стадия, осуществляемая в процессе:
а) внесения проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;
б) обсуждения проекта нормативного акта;
в) принятия и подписания проекта нормативного акта;
г) официального опубликования нормативного акта.
54 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И СТАДИИ
Законотворчество– процесс, представляющий собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных на создание закона действий специальных субъектов.
Стадии законотворческого процесса:
1) законодательная инициатива– предоставленное строго определенным субъектам право на внесение в законодательные органы законопроектов или предложений по совершенствованию законодательства. Право внесения законопроекта или предложения должно соответствовать обязанности представительного органа рассмотреть законопроект или готовый текст будущего проекта.
Правом законодательной инициативы обладают (ст. 104 Конституции РФ):
а) Президент РФ;
б) Совет Федерации;
в) депутаты Государственной Думы;
г) Правительство РФ;
д) законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
е) Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ по вопросам их ведения. На уровне субъектов РФ субъектом законодательной инициативы может быть также и население соответствующего субъекта;
2) обсуждение законопроекта– стадия, которая проходит на заседаниях палат представительного органа в несколько чтений:
а) обсуждение концепции законопроекта (первое чтение);
б) обсуждение по существу, т. е. постатейно или по разделам (второе чтение);
в) обсуждение законопроекта в целом со всеми внесенными поправками (третье чтение). Возможно также и всенародное обсуждение законопроекта.
Допускается внесение в законопроект поправок, изменений и дополнений. По окончании обсуждения возможны либо принятие, либо отклонение, либо отправление законопроекта на доработку и повторное рассмотрение;
3) принятие закона – стадия законодательной деятельности, которая осуществляется согласно ст. 105 Конституции РФ на заседании Государственной Думы. В ст. 106 Конституции РФ содержится четкий перечень вопросов, по которым после принятия требуется одобрение Советом Федерации. Принятие законов осуществляется путем голосования, которое может быть открытым или тайным, простым или квалифицированным;
4) подписание закона– стадия законотворчества, которая осуществляется Президентом РФ. В случае несогласия с представленным законопроектом Президент РФ может наложить отлагательное вето и направить его на повторное рассмотрение в парламент;
5) опубликование закона– заключительная стадия законотворчества, которая определяет момент вступления закона в юридическую силу. Официальному опубликованию законы подлежат в течение семи дней со дня подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».