№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
| Предмет и методологические проблемы истории политических и правовых учений. | Объект и предмет научной дисциплины «История политических и правовых учений». Понятие политико-правового учения. Закономерности развития политико-правовой идеологии. Методологические принципы истории политических и правовых учений. История политических правовых учений в системе юридического образования. |
| Политико-правовые воззрения в эпоху древних цивилизаций. Политическая и правовая мысль древней Индии и древнего Китая | Основные этапы развития политико-правового сознания в традиционном обществе. Особенности мифологического сознания. Переход от мифологического к религиозно-философскому мироощущению и влияние этого процесса на эволюцию политико-правовых воззрений. Теократические доктрины древнего мира (Египет, государства Междуречья, Иудея). Древнейиндийская литература «шрути» и «смрити». Идеология брахманизма. Влияние индуистской духовной культуры на политическое развитие индийского общества. Трактат «Артхашастра» и его значение в политической науке. Современный этап развития индуистской социально-политической идеологии. Буддизм как религиозная антитеза брахманистской традиции. Доктринальная специфика буддизма и ее влияние на социальный идеал буддистов. Эволюция понятия «дхарма». Политическая идеология в китайско-конфуцианской традиции. Понятия «дао», «дэ» и «фа». Идеологическая ориентация даосизма. Учение Лао-цзы. «Великое правление» (да чжи). Принцип у-вэй (деяние недеянием) как основа метода даосской власти. Учение Конфуция. Принцип чжен мин («исправления имен»). Конфуцианская критика писанных законов (фа). Эволюция конфуцианской концепции государства. Учение Мо-цзы (моизм). Шан Ян (Гуньсун Ян) и философская школа фа-цзя (легизм). Учение Хань Фэя как синтез легистской доктрины и конфуцианской традиции. Конфуцианская традиция на рубеже XIX-XX веков. Современный этап развития китайско-конфуцианской традиции. Китайский марксизм ХХ в. и современная реформаторская идеология. |
| Античные политические и правовые учения | Основные этапы развития политико-правовой мысли древней Греции и древнего Рима. Особенности античного миропонимания. Этическая и политико-правовая интерпретация мифов в поэмах Гомера и Гесиода. Базовые понятия древнегреческой политической и правовой мысли «дике», «темис», «номос», «эвномия», «хюбрис». Античная политическая мысль раннего периода (IX-VI вв. до н.э.). Семь мудрецов. Политико-правовые воззрения Пифагора. Философия Гераклита и его политико-правовые воззрения. Период расцвета древнегреческой политической и правовой мысли (V – пер. пол. IV вв. до н.э.). Учение Демокрита о государстве, праве и законах. Доктрина о соотношении естественного и искусственного в полисе. Политико-правовые воззрения софистов. Старшая и младшая софистика. Политическое учение и идеал Сократа. Политико-правовое учение Платона. Политическая наука и право в философской концепции Аристотеля. Политико-правовая мысль периода эллинизма (вт. пол. IV – II вв. до н. э.). Политико-правовые воззрения Эпикура. Политико-правовые воззрения стоиков. Политико-правовое учение Полибия. Политико-правовая мысль древнего Рима. Деятельность римских юристов. Складывание канона «классических юристов» (Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин). Концепция справедливости Ульпиана. Римские юристы о праве и законе. Учение о государстве и праве Марка Туллия Цицерона. |
| Политические и правовые учения Западной Европы (V-XIV вв.) | Христианство как основа европейской средневековой политико-правовой культуры. Эллинистический компонент раннехристианской традиции (космополитизм, стройная система познания, проблема личности свободы ее выбора). Патристика и христианские представления о дуализме власти. Концепция «двух градов» Аврелия Августина. Доктрина «двух мечей» и рост светских притязаний церкви при Иннокентии III. Развитие христианской политико-правовой идеологии в период схоластики. Теологическая картина мира и политико-правовое учение Фомы Аквинского. Идея всемирной монархии и образ идеального правителя в сочинениях Данте Алигьери. Политические идеи в трактате Марсилия Падуанского «Защитник мира». Возрождение юридической науки в средневековой Европе. |
| Политическая и правовая мысль древней Руси (XI-XVI вв.) | Особенности политико-правовой культуры Византии. Ее роль в становлении политико-правовой мысли древней Руси. Особенности древнерусской политико-правовой мысли. Понятия: «правда» и «закон». Политические и правовые идеи в XI-XIV вв. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (XI в.) – первый русский политический трактат. Формирование основных политико-этических понятий русской мысли. Политико-правовая теория в XV – пер.пол. XVII вв. Политическая полемика «стяжателей» и «нестяжателей» (иосифлян). Социально-политические воззрения Нила Сорского. Теория симфонии властей. Развитие идей Нила Сорского в работах Вассиана Патрикеева. Учение Максима Грека. Теория власти Иосифа Волоцкого (Санина). Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим». Политическая программа Ивана Пересветова. Политическая полемика Ивана IV Грозного и Андрея Курбского. Политико-правовая теория дьяка Ивана Тимофеева (Семенова). | |
| Политическая и правовая мысль исламской цивилизации | Возникновение и особенности мусульманской политико-правовой идеологии. Коран и сунна как первоисточник мусульманской правовой мысли. Мировоззренческие основы исламской традиции. Формирование исламской политической традиции. Понятия «имамат» и «халифат». Шииты и сунниты. Суннитские школы (мазхабы): ханифитский, маликитский, шафиитский, ханбалитский. Шариат и проблема развития мусульманского права (фикха). Понятии «адала» (справедливость). Принцип утвержденности истины («икрар ал-хакк»). Степени утвержденности истины. «Основа» и «ветви». Понятие «связанности» (акада). Обеспечение и восстановление справедливости. Концепция срединности в мусульманском праве. Учение Абу Наср Мухаммад аль-Фараби о добродетельном и невежественных городах. Политико-правовые аспекты философской концепции Абу-Али ибн Сины (Авицены). Рациональный метод познания и проблемы нормативного правового мышления в учении Абу-ль-Валида ибн Рушда (Аверроэса). Учение ибн Рушда об идеальном государстве. Политико-правовое учение Абд-ар-Рахмана ибн Халдуна. Ибн Халдун о цикличности общественного и политического развития. Понятие «мульк». Классическая теория халифата Абу-ль-Хасана аль-Маварди. Джемаль ад-Дин аль-Афгани и «исламская реформация» XIX в. Зарождение панисламской идеологии. Развитие политической идеологии в учениях мусульманских реформаторов Абд ар-Рахмана аль-Кавакаби и Муххаммеда Абдо. Концепция халифата (великого имамата) Мухаммеда Рашида Риды. Критика теории халифата Али Абдель Разиком. Современный исламский радикальный модернизаторский фундаментализм | |
| Политическая и правовая мысль в Европе в период раннего Нового времени (XV-XVII вв.) | Предпосылки процесса модернизации в европейском позднесредневековом обществе. Политико-правовые идеи в миропонимании Возрождения. Движение «гражданского гуманизма» в политико-правовой мысли итальянского Ренессанса. Политическое учение Н.Макиавелли. Социально-политические и духовные истоки Реформации. Доктринальное особенности реформационных учений и их ценностно-мотивационная ориентация. Влияние Реформации на складывание национальной политической культуры. Умеренное (бюргерское) и радикальное (крестьянско-плебейское) течения Реформации в Германии. Религиозно-политическое учение Мартина Лютера. Религиозно-политическое учение Жана Кальвина. Католическая реформа XVI в. Учреждение инквизиции и начало Контрреформации. Утопическая мысль. Понятие «утопия». Особенности утопической мысли. «Утопия» Томаса Мора. «Город Солнца» и «Монархия Мессии» Томмазо Кампанеллы. Социально-политическая природа абсолютизма. Роль религиозных войн в формировании идеологии абсолютизма. Политико-правовое учение Жана Бодена. Учение о суверенитете. Методологическая основа политико-правовой идеологии нового типа. Формирование ньютоновской научной картины мира и торжество идеи экспериментального, эмпирического знания. Человек и общество в метафизической картине мира. Идея единства естественных законов общества и природы. Политико-правовая идеология эпохи ранней буржуазной революции в Нидерландах. Гуго Гроций и его сочинение «О праве войны и мира». Понятие «естественного права» и морально-правовой императив общественных отношений. Развитие рационалистического подхода к проблемам общества и государства в трудах Бенедикта Спинозы. Политико-правовое учение Б.Спинозы. Теория конституционной монархии. Концепция патриархального происхождения государства Р.Фильмера. Учение Т.Гоббс о государстве и праве. Политическая идеология России. Идеология просвещенного абсолютизма Симеона Полоцкого. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича. Социально-политическая программа И.Т. Посошкова. Политические и правовые воззрения Феофана Прокоповича и «теория просвещенного абсолютизма». | |
| Политические и правовые учения эпохи Просвещения и ранних буржуазных революций (XVIII - начало XIX вв.) | Особенности политико-правовой идеологии французского Просвещения. Политико-правовое учение Шарля Луи Монтескье. Теория о разделении властей. Учение о праве и государстве Жан-Жака Руссо. «Общественный договор» Руссо. Французская утопическая мысль. Политико-правовые воззрения Джона Локка. «Воинствующий консерватизм» Эдмунда Бёрка. Зарождение утилитаризма (И.Бентам). Бентамовский принцип полезности. Своеобразие американского Просвещения. Общественно-политические идеи Б.Франклина. Развитие американской общественно-политической идеологии в период конституционного строительства (Т. Джефферсон, Т.Пейн). «Федералист» (Дж.Адамс, А.Гамильтон, Дж. Мэдисон). Становление национальной политической культуры в Германии в эпоху Просвещения. Учение о государстве и праве С.Пуффендорфа. Политико-правовые воззрения Х.Томазия. Политические и правовые взгляды Х.Вольфа. Философия государства и права Иммануила Канта. Категорический императив Канта. Теория правового государства. Политико-правовая мысль итальянского Просвещения. Учение Д.Вико о политике, государстве и праве. Критика феодальной юстиции и обоснование гуманистических принципов уголовного права и процесса в работе Ч.Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Русская политико-правовая мысль. Модель ограниченной монархии в учении М.М.Щербатова. Политико-правовые взгляды С.Е.Десницкого. Республиканские политические взгляды А.Н. Радищева. Политико-правовые воззрения М.М. Сперанского. Либеральный монархизм Н.М.Карамзина. Политические воззрения декабристов. Республиканская политическая программа в «Русской Правде» П.И. Пестеля. Конституционные проекты Н.М. Муравьева. | |
| Политическая и правовая мысль в XIX – начале ХХ вв. | Историческая школа права (Г.Гуго, К.-Ф.Савиньи, Г.Пухта). Философия государства и права Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегелевская диалектика. Учение о правовом государстве. Либеральная политическая идеология. Политико-правовые воззрения Дж.С.Милля. Радикальный либерализм А.Б.Констана де Ребека. Проблемы «новой свободы» и неотъемлемых прав личности в учении Б.Констана де Ребека. Политическое учение Алексиса де Токвиля. Немецкий либерализм (В. фон Гумбольдт, Л.Штейн, К. фон Роттек). Политико-правовая концепция русского либерализма (К.Кавелин, Б.Чичерин, А.Градовский, Н. Коркунов). Консервативная политическая идеология. Консервативное течение английской политической мысли (С.Т.Кольридж, Б.Дизраэли, Т.Карлейль). Французская политическая мысль эпохи Реставрации (Ж. де Местр, Л.-Г.-А. де Бональд). Политическая утопия русских консерваторов и неоконсерваторов (К.Победоносцев, К.Леонтьев, Н. Данилевский, Л.Тихомиров). Теократическая утопия Вл.Соловьева. Идеологии «третьего пути» (христианская демократия, солидаризм, народничество, анархо-синдикализм). Солидаризм и корпоративизм как базовые принципы идеологий «третьего пути». Солидаризм. Утверждение идей светской солидаристской идеологии во Франции в XIX в. (О.Конт). Идеи солидаризма в русской философии начала ХХ в. (Н.Лосский, С.Франк, И.Ильин). Юридический и социологический позитивизм. Учение юридического позитивизма Д.Остина. Социологичесий позитивизм Г.Спенсера. «Реалистическая» теория государства и права Рудольфа фон Иеринга. Социологическое направление немецкой государственно-правовой теории (Л. Гумплович). Дуалистическая теория государства Георга Еллинека. Неокантианская политико-правовая философия (Р.Штаммлер). Политико-правовые воззрения Фридриха Ницше. Политико-правовая концепция русского либерального и революционного народничества (Н. Михайловский, П.Лавров, П.Ткачев). «Русская идея» в политических концепциях славянофилов (А.Кошелев, И.Аксаков, К.Аксаков, А.Хомяков, И.Киреевский, Ю.Самарин). Политико-правовая идеология западничества (А.Чаадаев, Н.Чернышевский, В.Белинский, А.Герцен, Н. Огарев). Анархизм. Традиции классического анархизма (анархо-индивидуализм М.Штирнера, анархо-федерализм П.Ж.Прудона и М.А.Бакунина, анархо-коммунизм П.А. Кропоткина). Анархо-синдикализм (Ж.Сорель). Доктрины утопического социализма К.А.Сен-Симона, Ф.М.Ш.Фурье, Р.Оуэна, Э.Кабэ. Учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса о государстве и праве. Исторический материализм. Понятие отчуждения и проблема его преодоления в трудах К.Маркса. Классовый характер государства и права. | |
| Политическая и правовая мысль в ХХ – начале XXI вв. | Аналитическая юриспруденция (Г.Харт). Позитивистский нормативизм (Чистая теория права) Ганса Кельзена. Прагматический позитивизм. (Д.Фрэнк). Концепция власти в философском позитивизме Г.Ф.Шершеневича. Социологический позитивизм (С.Муромцев, М.Ковалевский). Социологическая юриспруденция. Политико-правовые идеи солидаризма в XX веке (Э.Дюркгейм, Л.Дюги). Социологическая школа - О.Эрлих., Р.Паунд. Психологическая концепция права Л.И.Петражицкого. Правовой «реализм» («конструктивный скептицизм) и «неореализм» (А.Хегерстрём, А.Росс, К. Левеллин др.). Возрожденное естественное право. Русская школа возрожденного естественного права (П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский). Послевоенное направление в естественном праве (Л.Фуллер, Р.Дворкин и др.). Концепция «общественного договора» Д.Роулза. Интегративная юриспруденция (П. Виноградов, А.Ященко). Правовая социология Питирима Сорокина. Либеральная идеология в ХХ в. – от классической концепции к социальному либерализму. Обновленная трактовка понятий «свобода», «социальная справедливость», принципа верховенства частной собственности. Изменение либеральной концепции государственной власти. Становление идеологии социального либерализма в США и Великобритании в начале ХХ в. (Т.Рузвельт, В.Вильсон, Д.Ллойд Джордж, Ф.Д.Рузвельт). Новый либерализм Л.Т.Хобхауса и Дж.А.Хобсона. Роль неклассической экономической теории в развитии социального либерализма. Юридический институционализм (М.Ориу) и идеология «государства благосостояния» (К.Г.Мюрдаль). Эволюция консервативной идеологии в ХХ в. Либертарная идеология – консервативный либерализм ХХ века (Ф.фон Хайек, Ф.фон Мизес, К.Поппер). Русский политический неоконсерватизм. «Вехи»: утопический социально-политический идеал и Новое Средневековье (С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Струве, С.Франк, И.Ильин). Либерально-консервативный синтез в условиях ускоренной модернизации. Этатистские концепции государственной власти. «Теория элит» (Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс, М.Вебер). Теории технократии (Дж.Бернхем, М.Дюверже). Историческая природа фашизма. Политическая идеология фашизма. Национал-социализм. Развитие марксистской идеологии в трудах «второго поколения» марксистов (К.Каутский, Э.Бернштейн, В.Плеханов, П.Лафарг). Предпосылки ревизии классического марксизма. Обоснование отказа от революционной философии и приоритета классового принципа в работе Э.Бернштейна «Социальные проблемы» (1899 г.). Политико-правовые взгляды В.И.Ленина. Дискуссии о советском праве и «революционная» теория права (Д.Курский, П. Стучка, М.Рейснер). Меновая теория права Е.Б. Пашуканиса. Совещание 1938 г. и официальное правопонимание (А.Вышинский). Попытки обновления идеологической базы социалистического строительства в 60-х-80-х гг. Новые подходы к праву (С.Кечекьян, А. Пионтковский, А.Стальгевич, Я.Миколенко). Либертарная концепция В.С.Нерсесянца. Западный марксизм во второй половине ХХ в. Неомарксизм и «новые левые» (Д.Лукач, М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм, Ж.-П.Сартр). | |
| | | | | |