Лекция № 6. Казахстан в период монгольской империи ( XIII век). 2 часа. 2 страница

Пожалуй, самым главным во внутренней политике был перенос точки опоры хана с султанства, раздираемого борьбой за власть, на бийство. Бии стали играть важную роль в принятии государственных решений, в их руках сосредоточились судебные функции. Именно с усилением роли биев связано предпринятое ханом Тауке сведение воедино норм обычного права. В урочище Коль-тобе Тауке собрал наиболее авторитетных биев родов и племен, наиболее известными из которых были Толе би из Старшего жуза, Казыбек би из Среднего и Айтеке би из Младшего. Новый кодекс получил название «Жеты жаргы» - «Семь установлений». Кодекс содержал нормы административного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского права, положения о религии, налогах.

3. Каково же было экономическое и социальное развитие Казахского ханства в XVI - начале XVIII веков? Наиболее важный вопрос – вопрос собственности на землю. Формально она принадлежала роду, скот находился в индивидуальном владении. Налоговая система различалась в кочевой и земледельческой зонах. Шаруа-скотоводы платили зякет (1/20 части скота), земледельцы – харадж (от 1/10 до 1/5 урожая) и бадж (пошлина). Общими были повинности по содержанию администрации, войска (коналга), работы по рытью канлов, ремонту дорог и т.д. Скрытой формой налога можно считать согум и сыбагу, суть которых заключалась в регулярных подношениях владетелю скота и продуктов. Мусульманское духовенство сохраняло налоговый иммунитет.

Рассмотрим теперь социальное устройство общества. На вершине социальной пирамиды находился хан – верховный избираемый правитель.

Хан мог быть избран только из числа султанов. Султаны – не правящие потомки чингизидов.

Султаны не могли подвергаться телесному наказанию и не подлежали суду биев. Хан и султаны именовались «ак суйек (белая кость)» или «торе».

На одном уровне с чингизидами находились ходжа и саиды. К ним относились потомки пророка Мухаммада по линии его дочери Фатимы и зятя Али, а также потомки его сподвижников. Их именовали в казахской степи «асыл суйек (благородная кость)».

Все остальное население относилось к категории «кара суйек (черная кость)», но и эта категория была ранжирована.

Переход между категориями ак суйек и кара суйек был невозможен, а вот переход между категориями внутри группы кара суйек часто зависел от личных качеств человека и открывал дорогу наиболее талантливым организаторам, хозяйственникам, ораторам.

Таким образом, мы видим, что казахское общество XVI-начала XVIII веков представляло собой строго организованную иерархическую структуру сословных групп, находившихся между собой в регулируемых обычным правом и традицией отношениях.

Перейдем теперь к рассмотрению экономической структуры Казахского ханства. Главной отраслью хозяйства оставалось скотоводство.

Вдоль крупных рек (Сырдарья, Чу, Талас, Арысь), в предгорьях Улытау и Атбасарской степи население занималось выращиванием зерновых культур, в основном проса – самого неприхотливого злака, ячменя, пшеницы. На юге земледелие было поливным. Но следует отметить, что в основном земледелием занимались обедневшие, потерявшие скот кочевники. Сохраняло свое значение охота и рыболовство, становившиеся дополнительным источником пищи, меха, шкур.

На юге и юго-востоке продолжали свое существование города, выполнявшие функции связи между оседлыми оазисами и кочевой степью. Здесь шла транзитная и местная торговля. Крупнейшим городским центром был Туркестан, который еще Есим-хан сделал своей столицей. Сохраняли свое значение Сайрам, Сауран, Сузак, Отрар. Средняя численность населения в это время – 4-8 тысяч человек. Города были также ремесленными центрами. Но все-таки активная политическая жизнь переместилась в кочевую зону. Начало XVIII века стало переломным моментом в истории казахских земель. Казахские кочевья занимали огромную территорию от Иртыша на востоке до Урала на западе, от Тобола на севере до Сырдарьи и Таласа на юге. Казахское ханство граничило с Джунгарским ханством, Бухарским и Хивинскими ханствами, Россией. Усиливалось давление Российской империи с севера и запада, Джунгарского ханства на юге и юго-востоке. Внешняя угроза привела к возобладанию интеграционных процессов, укреплению ханской власти.

При Тауке-хане в состав Казахского государства входили не только степные зоны, но и 32 города по течению Сырдарьи.

После смерти Тауке в 1715 году ханы Каип (1715-1718 гг.), а затем Болат(1718/1719-1724/25 гг.), сын Тауке столкнулись с усилением сепаратизма султанов в жузах. По сути, Тауке-хан был последним всеказахским ханом. Каип, хан Младшего жуза, правил до 1718 года, после его смерти править жузом стал его сын Батыр, затем власть перешла к Абулхаиру. В Среднем жузе в 1717 году умирает хан Турсын, с 1719 года управлять стал старший сын Тауке Болат. В 1724 году в Средним жузе параллельно правили младший брат Болата Самеке (1724-1738) и сын Турсына Кучук. В Старшем жузе ханом был избран Жолбарс (1720-1740), а реальная власть сосредоточилась в руках Толе би. Отношения жузов друг с другом были непростыми. Каждый из правителей жуза метил во всеказахские ханы. Особенно сильным было соперничество Абулхаира (Младший жуз) и Барака (Средний жуз).

Геополитическое положение ханства осложнялось расширением двух могущественных соседей – Российской и Китайской империй.

В конце 17 – начале 18 веков определилась главная угроза независимости Казахского ханства – кочевое государство западных монгол, которое вошло в историю под названием Джунгарского ханства.

2. Активную роль в усилении джунгарских устремлений на территорию Казахстана сыграл Цэван Рабдан, вступивший на престол в 1697 году. Особым вниманием джунгар пользовалась южноказахская территория с богатыми травой и водой пастбищами, торговыми караванными путями. В 1709 – 1711 годах джунгары вторглись в Казахстан, захватив огромную территорию, угнав в плен значительное количество женщин и детей. В 1710 году казахские правители и батыры созвали съезд в Каракумах. Предводителем всеказахского ополчения был избран батыр из рода канжыгалы Богенбай, был разработан план отпора джунгарам. Ему удалось скорректировать действия военных отрядов трех жузов, и к 1713-1714 годам территория казахов было очищена от захватчиков.

В 1716-1717 годах последовало новое вторжение, нанесшее значительные людские и материальные потери казахам Старшего и Среднего жузов

До 1722 года установилось относительное затишье, но в 1723 году новый император Китая Юнчжен сел за стол переговоров с Цэван Рабданом. Заключенное с китайцами мирное соглашение привело к активизации военных действий джунгар против казахов.

К февралю-марту 1723 года в районе рек Чу и Талас было сосредоточено около 30000 джунгарских солдат. Они внезапно напали на казахские роды, рассредоточенные на кочевьях.

Мирное население бежало со своих кочевий. Население Старшего и Среднего жуза хлынуло в города Средней Азии. Уцелевшее население Старшего жуза бежало к Ходженту и Вергане, Среднего – к Самарканду, Младшего – в Хиву и Бухару. Это привело к резкому ухудшению экономической ситуации в узбекских землях. Время это осталось в истории как годы великого бедствия – «Актабан шубырынды».

В это страшное время политическую волю проявил Абулхаир, правильно оценивший не только масштабы разорений, но и возможность удара со стороны волжских калмыков, глава которых был зятем Цэван-Рабдана.

Осенью 1726 года, наконец, были объединены военные силы Абулхаира, Барака и Самеке. В конце 1726-начале 1727 годов в местности Орда басы на западе от Шымкента был созван всеказахский съезд. Было создано второе всеказахское ополчение во главе с Абулхаиром. Начиная с 1727 года казахское ополчение начало вытеснять джунгар со своих земель. В 1727 году в юго-западном Казахстане, у реки Буланты, в местности Карасиыр состоялась крупнейшая битва. В Булантинской битве особенно отличились батыры Тайлак и Саурык из племени ошакты. Местность эта после битвы стала называться «Калмак кырылган» - «Место гибели калмыков».

Весной 1729 года в 120 км к юго-западу от озера Балхаш в местности Анракай произошла последняя крупная битва, закрепившая успех казахского ополчения.

4. Рассмотрим теперь вопросы культуры. Прежде всего, поговорим о материальной культуре, поскольку она отражает реалии кочевой жизни. Жилище казахов – кииз уй, об устройстве которого думаю, студенты имеют представление. Главное – это сборно-разборные жилища с многослойным покрытием из войлоков, тканей, ковров, наиболее пригодные для кочевой жизни. Кочевым же образом жизни определялся тип питания. В основном, в рационе преобладала мясная и молочная пища, мучные продукты, но нельзя думать, что в рационе казахов не было растительной пищи. Это дикорастущие травы и ягоды, сухофрукты, в больших количествах закупавшиеся на юге.

Обычной одеждой казахских мужчин были рубашка, бешмет или камзол, широкие в шаге штаны – шалбар. Обувь шилась из кожи разной выделки. Вся одежда была приспособлена к частой смене погоды, к верховому образу жизни. В зимнее время мужчины носили тон – шубы, шапки на меху, закрывавшие затылок – тымак, саптама етик – сапоги выше колена. Обувь и кожаные плащи специально обрабатывались в растворах степных трав, придававших им водонепроницаемые качества.

Женская одежда шилась в основном из хлопчатобумажных тканей, у зажиточных – из шелка и бархата. Это удобные платья, камзолы, зимой – шубы. Социальный статус женщины можно было определить по головному убору. Молодые девушки не обязаны были покрывать голову, часто носили расшитые цветными нитками, бусами шапочки, украшенные перьями филина. Головной убор невесты – саукеле, высокий, имевший разную форму в зависимости от региона. Замужние женщины обязаны были покрывать голову, носили специальным образом скроенные желеки, кимешеки, жаулыки. Обувь женщин – не только мягкие сапожки, но и туфли с каблуками, украшенные часто серебряными накладками, бусинами.

Большое развитие получило ремесло. Наибольшего мастерства достигли казахские горняки, кузнецы, ювелиры, скорняки, портные, сапожники, резчики по дереву. Ковроткачеством и выделкой кошм и войлоков занимались женщины. Прикладное искусство достигло высоких высот. Изделия, производимые казахскими ремесленниками, пользовались большим спросом на рынках Средней Азии, Сибири, Поволжья, Китая.

Основной религией, исповедовавшейся казахами был ислам. Центрами его распространения стали южные города, именно там находились мусульманские святыни Казахстана – мавзолеи Арстанбаб, Хазрет Султан, Айша-биби и т.д. Однако, наряду с исламом продолжали верить духу предков, неба, земли, воды. Сохранялись культы покровителей овец – Шопан ата, лошадей - Камбар ата и т.д. Огонь, как и в доисламские времена воспринимался очищающей субстанцией.

Широко развивалось устное народное творчество, многообразное по жанрам и тематике. К наиболее распространенным в 16-18 веках жанрам оратуры можно отнести: 1. толгау – наставительные песни-размышления о жизни и смерти, о настоящем и будущем, 2.обрядовые песни (жар-жар, жоктау и т.д.), 3. пословицы и поговорки, 4. Сказки, 5. эпосы, делившиеся на героические («Ер-Таргын», «Ер-Кокше», «Камбар-батыр», «Кобланды» и т.д.) и лирические («Козы-Корпеш – Баян-сулу», «Кыз-жибек», «Сулушаш» и т.д.).

Исполнителями произведений устного народного творчества были акыны, салы, сере, но доминирующая роль в 16-18 веках принадлежала жырау

Письменная литература распространялась в виде книг религиозного, исторического характера, в письменном виде хранились часто родословные-шежире и бейты-летописи. Важнейшим источником по истории казахов XV-XVI веков стал труд бия из Старшего жуза Кадыргали Жалаири.

Сочинение Кадыргали Жалаири «Джами ат-тауарих» состоит из трех частей. В первой он описывает историю воцарения и правления Бориса Годунова, во второй и третьей содержатся данные по родословной и истории чингизидов. Книга Жалаири не утеряла своей ценности до сегодняшнего дня.

Интересными сочинениями являются труды Мухаммеда Хайдара Дулати (XVI век), писавшего под псевдонимом Аяз. В своих сочинениях «Тарих-и Рашиди», «Джахан-намэ» Дулати пишет об откочевке Жанибека и Керея, о ранних годах Казахского ханства, его взаимоотношениях с другими государствами.

Как видно из вышесказанного, казахское общество в XVI - начале XVIII веков пережило этапы взлетов и падений, централизации и раздробленности, но при всех правителях, при всех поворотах истории казахский народ осознавал себя монолитной единой общностью с собственной историей, традициями, культурой.

Лекция Казахстан в составе Российской империи. 2 часа

1. Начало вхождения Казахстана в подданство России. Ход переговоров, их итоги.

2. Колониальные мероприятия: правовое обеспечение и практика.

3. Внутренняя и внешняя политика Аблай-хана

Цель и задачи: раскрыть основное содержание процесса вхождения Казахстана в состав Российской империи, выявить основные противоречия и трудности процесса присоединения, а также его последствия, осветить роль Абылай хана в истории.

Литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.3.

Алматы, 2000.

2. Ерофеева И. Хан Абулхаир: полководец, правитель и политик. А., 1999.

3.Абдиров М. Завоевание Казахстана Россией. Астана, 2000.

Ключевые понятия: колониализм, крепость, Аблай –хан, «политика лавирования»,

1. Победа в крупнейших битвах с джунгарами подняла дух народа, но не решила главной задачи – возврата казахских земель на юго-востоке и северо-востоке, устранения джунгарской угрозы как таковой. В результатае нарушений маршрутов кочевок, миграций населения в военные годы, были нарушены исторически сложившиеся системы землепользования, это, в свою очередь, привело к обострению отношений внутри жузов и с соседями – башкирами, волжскими калмыками.

В мае 1730 года состоялся съезд казахской элиты Среднего и Младшего жуза, на котором было решено добиваться заключения договора с Россией, для чего отправить посольство ко двору императрицы. Руководить переговорным процессом было поручено хану Абулхаиру.

Абулхаир использовал это решение для единоличного пересмотра предлагаемых России условий договора, вплоть до предложения вхождения в подданство.

20 июля 1730 года посланники Абулхаира передали письма хана представителям царской администрации в Уфе. 28 августа посланники прибыли в Москву, руководил посольством батыр Сеиткул, в сентябре прибыли в Петербург. 21 октября 1730 года батыр Сеиткул на встрече в Коллегии иностранных дел изложил предложения Абулхаира: казахи просят российского подданства на условиях служить российской империи, платить ясак, возвратить русских подданных, попавших в плен. Царскому правительству предлагалось оберегать казахов от набегов других российских подданных (имеются в виду башкиры и калмыки), освободить казахов-пленников.

Заключение чиновников Коллегии иностранных дел, а затем Кабинета министров было положительным и 19 февраля 1731 года императрица Анна подписала Абулхаиру две грамоты, выражавшие согласие принять в российское подданство казахов на условиях, предложенных ханом.

В 1731 году в казахскую степь выехало посольство А.И.Тевкелева для приведения к присяге владетелей Младшего жуза.

А.И.Тевкелев привез 5 октября 1731 года в ставку к Абулхаиру конкретные требования российского правительства: охранять русские торговые караваны, платить ежегодно ясак шкурами животных, давать аманатов, подчиняться основным законам империи. В итоге присягнули на подданство 31 владетель казахских родов и племен.

Противников Абулхаира было немало. Социальный состав их в основном представлен бийством.

Процесс принятия подданства султанами и старшинами казахских родов Младшего жуза не был единовременным актом, как это утверждалось в советской историографической традиции.

В 1734 году, в феврале в Петербурге на русско-казахских переговорах были окончательно определены условия договора. Речь шла о сателлитно-вассальных отношениях, диктовавшихся положением Казахского ханства во вражеском окружении и военным превосходством России. Царское правительство уже тогда закладывало основы для широкого применения администрацией методов силового давления на казахское население.

После вхождения казахов Младшего жуза под патронат России начался новый период казахско-русских отношений. Российское правительство предприняло ряд акций по закреплению на границах казахских владений и постепенного продвижения вглубь. Казахское направление внешней политики России в 30-50-е годы активизировалось еще и внешнеполитическим положением России, вынужденной отказаться от петровских приобретений на Кавказе и в Иране.

Проекты продвижения России в глубь казахских земель предложил обер-секретарь Сената И.К.Кириллов в 1733 году. Основные программные положения Кириллова заключались в следующем:

1. строительство городов и поселений на северо-западной границе казахских кочевий;

2. создание линий военных укреплений по южным и восточным границам Башкирии;

3. освоение природных ресурсов Казахстана;

4. использование казахских отрядов для отражения джунгарских набегов;

5. детальное изучение территории Казахстана в плане географии, экономики, этнографии, картографии, разведки полезных ископаемых.

Преемником Кириллова на посту председателя Оренбургской комиссии стал В.Н.Татищев, оставивший немалое количество исследований по истории, географии, этнографии казахского населения. При Татищеве шло дальнейшее продвижение российских военных вглубь казахской территории. При нем было заложено 7 крепостей. В Оренбурге была организована стационарная ярмарка, куда стали приезжать не только казахи и башкиры, но и среднеазиатские, татарские купцы.

В 1742 году начальником Оренбургской комиссии был назначен И.И.Неплюев, с именем которого связано становление принципов колониальной политики России в Казахстане.

Таким образом, мы видим, что к 60-м годам 18 века территория казахских кочевий была окружена российскими укрепленными линиями на северо-западе, севере, северо-востоке.

2. История продвижения России на территорию Среднего жуза частично рассматривалась выше. Однако мы должны остановиться на истории конца 40-70-х годов, когда все большую роль играл султан Аблай, фактический правитель Среднего и части Младшего жуза этого периода.

В 1741 году, джунгары вновь наступают, доходят до Тобола и Ишима. Командовал ими Септень. Во время одного из сражений попал в плен султан Аблай. Но главные силы казахов были сохранены. Летом 1741 года в Джунгарию было отправлено посольство с целью освободить Аблая.

В 1742 году, в сентябре в ставку джунгар отправилось посольство К.Миллера, одной из задач которого было способствовать освобождению Аблая. Русско-джунгарские переговоры продолжались более двух месяцев. Итогом стало освобождение Аблая из плена. Полученные в плену знания, дружбу с наследниками джунгарского престола Аблай использовал позже, когда джунгарские владетели сами оказались жертвой междоусобиц.

Ситуация в Джунгарии стала предметом пристального внимания Китая. Видя ослабление джунгар, в 1755 году Китай начал завоевание государства. Амурсана вновь скрылся в кочевьях Аблая, теперь уже Китай требовал выдачи непокорного «подданного Китайской империи». Укрывательство Амурсаны послужило поводом к многочисленным стычкам казахских и китайских отрядов.

Обещаниями войти в китайское подданство, Аблай шаг за шагом вернул большинство казахских земель, занятых китайскими войсками.

Россия, обеспокоенная сближением Аблая с Китаем, активизировала свои действия в Среднем жузе. Немедленно выехали в ставку Тевкелев и Рычков. От имени российского правительства Китаю было предъявлено несколько нот с требованием оставить в покое российского подданного. Аблаю было назначено жалованье. Кроме того, Аблаю удалось добиться льгот в торговле, налогообложении. В это же время Аблая установил постоянную связь с афганским шахом Ахмадом, противником Цинского Китая.

В 60-е годы осложнились казахско-киргизские отношения из-за бывших джунгарских кочевий в Жетысу.

В 1771 году после смерти хана Абильмамбета, Аблай был избран новым ханом в Туркестане с соблюдением всех положенных ритуалов. Последние годы его жизни прошли в боях с киргизами. В 1781 году он скончался и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи. Имя Аблая, его политика, позволившая казахскому населению Среднего и Старшего жуза довольно долго сохранять относительную независимость, по праву снискали ему благодарную память потомков. Деятельность Аблая получила название «политики лавирования» между Россией и Китаем.

Лекция

Казахстан в конце XVIII - первой половине XIX века. Национально-освободительное движение казахского народа. 2 часа

1.Военно-политическое наступление России в конце XVIII века.

2. Восстание Срыма Датова.

3.Изменения в политическом, экономическом, социальном строе Казахстана в первой половине XIX века. Уставы 1822 и 1824 годов.

4. Восстание И.Тайманова и М.Утемисова в Букеевской Орде.

5. Восстание Кенесары Касымова.

6.Восстание присырдарьинских казахов.

Цель и задачи:

Осветить общественно-политическую ситуацию конца XVIII - первой половине XIX века, раскрыть основное содержание причин, характера, движущих сил, последствий национально-освободительных движений в Казахстане.

Литература:

1. Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20-40-е годы XIX века. Алма- Ата, 1992.

2. Вяткин М.П. Батыр Срым. М., 1947.

3. Зиманов С.З. Политический строй Казахстана конца 17-первой половины

19 века. А., 1960.

4. Абдиров М. Завоевание Казахстана Россией. Астана, 2000.

Ключевые понятия: форт, Жаик, жатак, егинши, генерал – губернаторство, область, дистанции, байгуши, толенгуты, консы, «воинские поиски».

1. К 80-м годам 18 века Россия, укрепившаяся в Казахстане, начинает вести открытую колониальную политику. Она проявилась в конкретных мероприятиях, шедших по трем линиям:

а. По линии военного закрепления.

б. По линии политического закрепления.

в. По линии экономического закрепления.

Эти мероприятия царизма привели к сопротивлению со стороны казахского народа. Сопротивление это было и активным, и пассивным. Пассивное сопротивление выражалось в укрывательстве беглых крестьян, солдат, строительстве зимовок на захваченных правительством землях и др. Активное же сопротивление вылилось в ряд крупных народных движений. Одним из первых восстаний, в котором казахи открыто выступили против царизма, была крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Основной причиной активного участия казахов в восстании Е.Пугачева стало обострение земельного вопроса, потеря казахами пастбищ по Яику, Илеку, правобережью Каспийского моря.

Восстание Е.Пугачева началось 16 сентября 1773 года на хуторе Толкачев в 100 км от Яицкого городка.

После ряда сражений Пугачев был схвачен предателями Федуловым и Чумаковым, выдан Суворову и 10 января 1775 года казнен в Москве.

Тем не менее, выступления в степи продолжались. В сентябре 1775 года в Младшем жузе появился человек, объявивший себя преемником Пугачева. В истории он остался под именем Коктемир (невидимка). В 1775-1776 годах его отряды сосредоточились между Гурьевым и Кулагиной крепостью и постоянно нападали на отряды регулярных войск, на форты и крепости. Однако оказать существенного влияния на ход событий они уже не могли.

Участие казахов в восстании Пугачева подготовило почву для более широких и самостоятельных выступлений населения против усиливавшегося давления империи.

2. Восстание Срыма Датова, начавшееся в 1783 и закончившееся в 1797 годах стало естественной реакцией казахов на усилившееся колониальное давление России.

Руководителем восстания стал старшина рода байбакты из Младшего жуза, активный участник пугачевского движения Срым Датов. В рядах участников восстания были как представители родовой знати, так и простые кочевники-шаруа.

Начало восстания было стихийным. Основное ядро повстанцев сосредоточилось в районе реки Сагыз.

В августе-сентябре 1790 года усилились нападения казаков на казахские аулы. Атаман Донсков с 1500 казаками напав на казахов, разгромил 225 кибиток. В донесении Срыма Датова в Пограничную комиссию сообщалось, что «причинив жестокие насилия безвинным людям, убивал женщин, а у некоторых, разрезав животы, вытаскивал младенцев и отрубал им головы». Каратели убили 150 и пленили 57 человек.

По степи поползли слухи о возвращении ненавистного хана Нуралы и военное сопротивление вспыхнуло с новой силой.

В декабре 1796 года указом царицы была восстановлена Оренбургская губерния, во главе которой встал Игельстром. Он создал марионеточный ханский совет, председателем которого стал султан Айчувак. Срым Датов не был избран в ханский совет и откочевал на р.Сырдарью. Восстание пошло на убыль и в скором времени прекратилось. Чуть позже Датов откочевал на территорию Хивинского ханства, где по народному преданию в 1802 году был отравлен ставленниками казахских султанов. Восстание Срыма Датова показало, как губительна непоследовательность руководителей народных движений, отсутствие единого управления, четкого плана действий.

3. Первая половина XIX века отмечена все большим втягиванием Казахстана в орбиту политической и экономической системы Российской системы. Начнем с экономики.

В связи с тем, что границы казахских жузов и России стали непосредственными на протяжении от Волги до Иртыша повсеместно расширялась торговля: разъездно-меновая, ярмарочно-периодическая, стационарная. Крупными торговыми центрами стали Петропавловск, Семипалатинск, Акмолинск, Кокчетав, Атбасар, Уральск, Гурьев.

В области хозяйственного строя под давлением происходивших изменений в экономике мы наблюдаем такие явления, как переход к землепашеству Им занималась казахская беднота – жатаки, получившие название «егинши». Это объяснялось земельным кризисом. Земледелие было распространено в регионах с благоприятным для этого климатом – вдоль рек, у озер. Вдоль рек Тургай, Иргиз, Сырдарья получили развитие огородничество, выращивание бахчевых культур.

В социальном отношении казахское общество сохраняло свою ранжированность, значение таких социальных категорий как султаны, бии, батыры, оставалось высоким. Все большее значение приобретал экономический институт байства. Среди обедневших шаруа появились такие категории как консы, байгуши, значительно увеличилось количество жатаков, толенгутов.

Налоговая система, сохранив прежние виды налогов зякет, ушур, согум, сыбага, пополнилась такими формами скрытых налогов как сауын. Что такое сауын? Это передача крупными и зажиточными скотовладельцами нескольких или одной головы скота в бедные семьи, которые обязывались пасти данный скот, ухаживать за ним, взаемен получая право использовать полученные молочные продукты, шерсть, иногда приплод.

Аналогичные процессы происходили на крайнем западе Казахстана, где в 1801 году по указу императора Павла 1 в междуречье Волги и Урала была организована Букеевская или Внутренняя орда. Целью создания ее была разрядка обстановки в Младшем жузе после восстания Срыма Датова.

Внутренняя орда со всех сторон граничила с землями Астраханской, Саратовской, Оренбургской губерний. Территория ханства была ограниченной – 5млн.600 тыс. десятин и в условиях такого малоземелия выжить можно было, только перейдя на новые формы хозяйствования.

Политический строй ханства предполагал наследственную ханскую власть. Первым ханом стал Букей, после его смерти в 1815 году на престол ввиду малолетства наследника регентом сел его родственник Шигай, а с 1823 года – сын Букея Жангир. С именем Жангира связано создание во Внутренней орде ежегодных весенней и зимней ярмарки, оборот которых составлял, например, в 1837 году 967 тысяч рублей. Ярмарки стали посредниками между казахским аулом и приезжими купцами.

Жангир стал инициатором создания первых школ светского типа, куда приглашались лучшие учителя.

3.В 20-е годы царское правительство приступило к реформированию системы управления в Казахстане. Первым реформы испытал Средний жуз. После смерти Уали-хана новые ханы в Среднем жузе не были утверждены. К 1822 году генерал-губернатор Сибири М.Сперанский разработал «Устав о сибирских киргизах», который сразу же был внедрен в дело. По уставу вся территория казахских степей была отнесена в Западно-Сибирское генерал-губернаторство, центр которого первоначально находился в Тобольске, а с 1839 года в Омске. Генерал-губернаторство состояло из 3 областей – Тобольской, Томской и Омской. Территория Казахстана была причислена к Омской области и получила название «Область сибирских киргизов».

В 1824 году был принят «Устав об Оренбургских киргизах», разработанный генерал-губернатором Эссеном и касавшийся казахов Младшего жуза. По уставу отменялась ханская власть. Младший жуз был разделен на 3 части: Западную – байулы, Среднюю – жетиру, Восточную – алимулы во главе с султанами.

Таким образом, в первой половине XIX века была существенно ограничена власть правящей казахской элиты, они становились чиновниками, состоявшими на службе у царского правительства.

Экономически Казахстан вступил в тяжелый период лишения пастбищных угодий, вытеснения в засушливые и полупустынные зоны, превращения целого края в сырьевой придаток Российской империи – одной из сильнейших мировых держав XIX века. Изменения, происходившие в степи, привели к целой цепи массовых народных восстаний, которые пытались отстоять государственную целостность и самостоятельность Казахстана. Это восстания Каратай султана, Кайыпкали Есимова, Тайманова и Утемисова, Кенесары Касымова, Есет батыра и других. Мы рассмотрим наиболее масштабные из них.

Наши рекомендации